Картинка

Пётр Иванов о современном арт-менеджменте: «То, что мы в искусстве хотим транслировать как экспертность, в итоге выходит чем-то похожим на снобизм»

PR-директор «Стрит-арт хранения» Пётр Иванов о работе арт-менеджера и о тенденциях развития современного арт-рынка в России.

Пётр Иванов – PR-специалист и арт-менеджер проектов в сфере культуры и искусства, а также независимый куратор. В марте 2023-го года он стал PR-директором «Стрит-арт хранения» – институции нового формата в Санкт-Петербурге по изучению и осмыслению истории стрит-арта. Специально для ART FLASH Пётр Иванов рассказал о своём опыте работы в арт-индустрии, а также о том, как развивается современный российский арт-рынок.

Пётр Иванов. Источник: архив пресс-службы

Расскажи, пожалуйста, о своих текущих проектах. 

Я PR-директор «Стрит-арт хранения», независимый PR-специалист, арт-менеджер и guest-менеджер – специалист в области культурных событий и их продвижения.

Можешь ли ты согласиться с тем, что человеку, который планирует работать в сфере искусства, не обязательно получать специализированное образование?

Не совсем согласен. Я сам окончил факультет культурологии РГГУ и получил там общие и обширные знания в области искусства, культуры, архитектуры, литературы, которые составляют фундамент моих знаний. А прикладные навыки я получал уже «в полях»: на 3-ем курсе пошёл на летнюю практику в PR-отдел аукционного дома Phillips, где в конце весны-начале лета всегда проходил набор стажёров на новый сезон. Мои одногруппники пошли на практику в места, которые предлагал ВУЗ, а я нашел контакт Саши Бланаря (в то время — директора по коммуникациям Phillips в России) и попросил пройти практику именно там. Это стало началом моей карьеры, а дальше было много всего.

Можешь подробнее рассказать про свой первый опыт работы?

Двухнедельная стажировка в PR-отделе Phillips переросла в целый год работы с зарубежным искусством на позиции PR-менеджера. За этот год мы с командой сделали несколько благотворительных ивентов, занимались пиаром аукционов, которые проходили в Лондоне, Нью-Йорке, Гонконге и Женеве. Это был мой первый опыт работы в искусстве, который меня захватил. Я нашёл важные для себя смыслы, интересную миссию и остался в этой сфере.

А как ты попал в Orekhov Gallery?

Меня пригласили туда на позицию арт-менеджера, потому что Соня Карповская (ex. арт-менеджер Orekhov Gallery, основательница арт-консьержа LOBBY Moscow) как раз тогда начала заниматься открытием LOBBY. За год работы в галерее Orekhov я получил уже совсем другой опыт: я занимался работой с художниками, выставочной деятельностью и продвижением галереи под руководством Григория Орехова, а потом оттуда ушёл в свободное плавание и занимался своими проектами как независимый PR-специалист.

Возвращаясь к вопросу об образовании, за годы работы я получил обширный прикладной опыт с очень разными проектами, но для того, чтобы начать карьеру в этой сфере, я всё-таки советую получить специальное образование, чтобы лучше понимать, как работают эти процессы изнутри.

«Я нашёл важные для себя смыслы, интересную миссию и остался в этой сфере»


Ты говоришь о классическом высшем образовании?

Необязательно. Можно обратить внимание на профессиональные курсы от различных культурных институций, которые могут длиться около года. Просто важно иметь какое-то понимание и образование в этой сфере, потому что, даже в моём случае, за это время было набито очень много шишек. И, в целом, получение знаний, которые передают старшие коллеги для начинающих специалистов, на мой взгляд, является полезным опытом.

Существует мнение о том, что в сфере искусства в России нет денег. Ты согласен с этим?

Скорее нет, чем да. Просто российский рынок теперь оторван от мирового больше, чем когда-либо. И если в мировой практике арт-рынок – это бизнес, приносящий деньги, с реальными бизнес-моделями, которым серьёзно обучаются, предварительно получая фундаментальное образование и опыт для выстраивания процессов, то у нас рынок выстраивается в основном из околоблаготворительных интенций. Сюда входят музеи, которые получают дотации от государства, и галереи, которые открываются уже обеспеченными людьми не для заработка. Конечно, есть проекты, которые реально приносят прибыль, но из-за того, что вся индустрия очень молодая, неокрепшая и только встаёт на ноги, многие процессы работают с дефектами, например, с низким уровнем оплаты труда. И если в мире работать в сфере искусства престижно, то в России музейные работники зарабатывают не больше 40 000 рублей в месяц. 
Но, опираясь на свой опыт и годы работы в искусстве, я всё-таки могу сказать, что сейчас в сфере появляется больше денег. Это можно отследить даже по продажам на blazar и Cosmoscow. Свою роль сыграли и произошедшие события: искусство стало одним из оставшихся доступных для нас видов развлечений и говорить о том, что интерес и фокус зрителей сегодня сместился с зарубежного арт-рынка на российский, можно по тем же причинам.

«Искусство стало одним из оставшихся доступных для нас видов развлечений»

То есть можно сказать, что сейчас российский арт-рынок находится на стадии активного развития?

Скажу так: в условиях изоляции, с которой столкнулся российский арт-рынок, я думаю, что он будет продолжать развиваться и расти, и наша с коллегами задача — сделать его профессиональнее, экологичнее и понятнее для всех. Я наблюдаю большой всплеск развития регионального искусства: различные фестивали, институции и, конечно, уличное искусство, которое мы изучаем в САХ, но это уже отдельная большая тема.

Давай вернёмся к арт-менеджменту: один из самых популярных советов, который можно услышать от коллег по цеху, заключается в том, что для построения успешной карьеры в этой сфере нужен нетворкинг. А тебе он помог?

Нетворкинг является очень значимой частью рабочего процесса не только для арт-менеджера, но и для любой профессии, которая завязана на коммуникациях. В моей жизни многие проекты произошли именно благодаря такому общению и полезным знакомствам. Тем более, что я пиарщик, и знакомиться со всеми и рассказывать про свои проекты – часть моей работы.

А тебе всегда было легко заводить такие знакомства?

Не могу сказать, что всегда легко, но я отношусь к этому как к части рабочего процесса. К тому же, я искренне люблю людей и  то, чем занимаюсь. Я стараюсь не обременять никого своим общением, поэтому выдерживаю баланс между напором и личными границами людей, с которыми я общаюсь.

Расскажи, из чего состоит рабочий день арт-менеджера Петра Иванова.

Из бесконечных рассылок, так как большая часть коммуникаций с журналистами завязана на мне, и очень важно их поддерживать. Часть я делегирую, но, если это большое мероприятие, мне важно рассказать о нём самому. Кроме того, день состоит из взаимодействия с командой, планирования будущих мероприятий, подготовки проектов, написания текстов. А вечером начинаются открытия и мероприятия, на которые приходишь социализироваться с коллегами и смотреть искусство.

«Мне кажется важным, чтобы бизнес коллаборировался с искусством»

Можешь рассказать о свежих проектах, за которыми тебе интересно следить сейчас?

Ну, конечно, было важно посетить blazar и Cosmoscow, чтобы увидеть срез актуального искусства. Ещё мне очень понравился совместный проект «Ренессанс Банка» и Школы дизайна НИУ ВШЭ, потому что мне кажется важным, чтобы бизнес коллаборировался с искусством.

Есть мнение о том, что современное искусство – это снобская среда. Ты согласен с этим?

Нет. То, что мы в искусстве хотим транслировать как экспертность, в итоге выходит чем-то похожим на снобизм. Честно могу сказать, что я недолюбливаю такой подход трансляции ценностей, потому что он отталкивает широкий круг людей от искусства. И я думаю, что это то, от чего нам всем нужно избавляться.
Есть определенный вид коммуникаций, который стоит вести, оставаясь дружелюбными и открытыми, но не теряя экспертности, потому что она должна присутствовать в искусстве. 

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.