Картинка

Стрит-арт хранение. Как уличное искусство собрали под крышей

Рассказываем про необычный арт-проект, посвященный искусству уличной волны.

В Санкт-Петербурге открылось «Стрит-арт хранение» — институция нового формата, где коллекционируют, изучают и популяризируют искусство «уличной волны», а также знакомят с ним посетителей, среди которых ценители современного уличного искусства и состоявшиеся коллекционеры. Интересно, что объекты в САХ выставляются в формате открытого хранилища. 

Алина Зоря —  куратор  и идейный вдохновитель проекта рассказала нам про создание САХ и его работу сейчас. 

Алина Зоря
Источник: Стрит-арт хранение

Расскажите, как родилась идея собрать искусство художников уличной волны?

Команда Института исследования стрит-арта уже более 10-ти лет занимается изучением и популяризацией искусства уличной волны. Поэтому, учитывая специфику деятельности команды, логичным продолжением этой деятельности было создание институции нового формата, где уличное искусство не только изучается, но и представляется широкой аудитории. Сама идея у нас возникла прошлой зимой, а уже в марте 2023-го года Стрит-арт хранение открыло свои двери для публики.

Источник: Стрит-арт хранение

Кому принадлежит идея собрать искусство художников уличной волны в одном месте?

Как куратора проекта меня пригласили в начале весны 2022-го года, и я предложила формат открытого хранения. Поскольку мы сразу понимали, что мы частная институция, которая не зависит от каких-либо корпораций и государственных средств, у нас не было возможности сразу располагать тысячами квадратных метров для представления среза ситуации уличного искусства по всей России. А именно такая задача стояла перед нами – собрать первую наиболее представительную коллекцию художников с уличным бэкграундом из 15-ти городов, что, по нашим расчётам, составило бы около 400 работ. Именно поэтому у меня возникло предложение формата открытого хранения, где созданы все условия для того, чтоб работы не меняли своё первоначальное состояние. В любом музее мира есть статистика: около 90% коллекции находится в запасниках и только 10% входят в экспозицию. В нашем случае в открытом хранении находится уже около 300 работ, а ещё 100 – в запаснике. Каждые три месяца мы планируем проводить ротацию экспозиции, а коллекция будет продолжать пополняться за счет экспедиций.

Синий Карандаш
Источник: Коллекция САХ

Художники из каких городов уже попали в Вашу коллекцию?

В коллекцию Стрит-арт хранения попадают очень разные авторы. Некоторые из них андеграундные граффити-райтеры, другие же, как например Покрас Лампас, – всемирно известные художники, которые уже давно перестали работать анонимно, нелегально и бесплатно. Они буквально, как поп-звёзды, фигурируют на страницах глянцевых журналов и делают масштабные муралы и паблик арт-объекты в крупнейших городах мира.

Изначально, когда мы собираем экспедицию, Институт исследования стрит-арта готовит для нас список наиболее активных художников. В данном случае, нам интересны именно уличные художники с самобытным художественным языком, повлиявшие на развитие уличной культуры в этом городе. У нас уже сформировалась огромная коллекция живописи, графики и объектов из Нижнего Новгорода. На данный момент в Стрит-арт хранении представлены работы почти 50-ти художников из пяти городов России: Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Москвы, Петербурга и Самары.

Как происходит отбор художников для САХ?

Сначала наша команда отправляется в экспедиции – это поездки в разные города и центры уличного искусства, где мы напрямую общаемся с художниками в мастерских и отбираем работы, которые впоследствии рассматриваются в научном совете. В совет входят исследователи, кураторы и научные сотрудники. По итогам экспедиции мы формируем текст про каждую работу, которая на наш взгляд оказалась наиболее значимой, и уже представляем публике. И если некоторые из отобранных нами авторов уже довольно известны не только в России, но и за границей, то для других, в особенности для граффити-райтеров и представителей «андеграунда», это первый такой опыт осмысления их творчества.

Почему так важно собрать коллекцию художников уличной волны? 

Мы считаем важным собрать коллекцию художников с уличном бэкграундом, поскольку это направление искусства в нашей стране существует уже более 30-ти лет, а в мире более 50-ти лет, и это очень стабильное явление. Но, к сожалению, в научной практике это направление не так хорошо исследовано. Только в последние годы начали производить первые попытки пополнения коллекций государственных музеев работами уличных художников.

Поэтому, с одной стороны, мы хотим сделать это направление искусства общедоступным и рассказать, донести, что факт присутствия уличного искусства в городской среде очень важен. С другой стороны, мы хотим создать прецедент для исследователей: вся электронная база нашей коллекции доступна для учёных. Мы создаём архив артефактов, начало которому положила коллекция Анны Нистратовой – директора Института исследования стрит-арта. В него войдут эскизы, афиши, уличные стикеры и другие важные документы.

Никита Nomerz
Источник: Коллекция САХ

Как Вам удалось уместить коллекцию стрит-арта на 88-ми квадратных метрах? 

Проект организован по принципу «открытого хранения». То есть все работы находятся в стеллажах с довольно плотной развеской. Это позволяет нам не только показывать большое количество работ, но и соблюдать музейные стандарты хранения произведений искусства: особый температурно-влажностный режим и отсутствие прямого солнечного света.

Источник: Стрит-арт хранение

Расскажите немного про саму локацию. Что здесь можно найти, кроме коллекции искусства? 

В стрит-арт хранении помимо коллекции работ художников с уличными бэкграундом (зрители уже сейчас могут увидеть более 250-ти произведений), есть библиотека, специализирующаяся на  уличном искусстве. В Петербурге это первое подобное собрание, которое будет очень полезно молодым исследователями. Сейчас библиотека насчитывает более 130-ти изданий, многие из которых являются редкостью.

Почему Вы выбрали для локации именно Петербург?

В Петербурге сложилась особенная ситуация с уличным искусством. Большую роль играет сам статус города – музея под открытым небом. При этом здесь ещё ни разу не проводились паблик-арт фестивали, происходит активное закрашивание работ уличных художников. Это связано с тем, что как-то не принято вторгаться в ландшафт, ведь это город «Монферрана, Пушкина и Растрелли». Отсюда особенно остро ощущается конфликт между городом, жителями и уличными художниками. Наверное, куда больший, чем в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге или даже Владивостоке. Немаловажным является и то, что Петербург – место, где огромное количество университетов. И в разных специальностях: от дизайна до философии и педагогики изучают на теоретическом уровне уличное искусство и граффити как феномен.

Источник: Стрит-арт хранение

Что делает уличное искусство искусством? Почему одно граффити на стене так и останется граффити, а другое станет арт-объектом? Где эта грань для Вас?

Здесь нужно ставить вопрос несколько иначе. Дело в том, что граффити – это скорее социальное явление и способ коммуникации внутри сообщества. У этого направления нет задач быть понятыми вовне, так как у граффити-райтеров свои особенные внутренние задачи. Если мы что-то начинаем воспринимать как арт-объект и понимать это как содержательное произведение, значит художник с самого начала свою работу создавал для аудитории шире, чем комьюнити. И тогда такие работы именуются стрит-артом. Другое дело, что оценивая любое произведение искусства, будь то живопись, литература или кинематограф, зритель руководствуется разными критериями: оригинальность замысла и исполнения, художественная форма, техническая сложность и так далее. В случае с уличным искусством не менее важным оказывается выбор места для работы. И в этом, пожалуй, существенное отличие от других направлений современного искусства. Так называемая сайт-специфичность очень важна: она может давать новые смыслы, фактуру, контекст и так далее.

Sasha Sam
Источник: коллекция САХ

Насколько привлекательны работы художников уличной волны для инвесторов? Много ли у этого искусства ценителей, которые готовы покупать и коллекционировать?

Сейчас коллекционирование работ художников уличной волны находится только на начальном этапе, однако этот процесс неизбежно происходит. Даже в некоторых государственных художественных музеях уже есть работы художников с уличным бэкграундом. В последние годы начали проходить профильные аукционы. Однако мы убеждены, что с точки зрения коллекционирования, художники с уличным бэкграундом – прекрасное вложение средств. Произведения художников уличной волны очень быстро растут в цене, всё больше это направления выходит из статуса маргинального и становится популярным и даже модным направлением. В доказательство этому можно посмотреть на общественные пространства: сейчас мы намного чаще встречаем там монументальные работы уличных художников или холсты на стенах. За этим очень интересно наблюдать, и мы уверены, что дальше эта тенденция будет только нарастать.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.