С момента выхода одной из самых громких fashion-кинолент «Дом Gucci», представленной Ридли Скоттом в 2021-м году, фильмы и сериалы о дизайнерах и модных брендах стали всё чаще появляться на больших экранах. История об убийстве наследника дома Маурицио Гуччи увеличила количество поисковых запросов на винтажные вещи бренда на 270%, а продажи Gucci на ритейл платформах значительно возросли.
В начале этого года модные новинки вновь захватили стриминговые площадки. Первым вышел биографический сериал про испанского модельера «Кристобаль Баленсиага». Затем Apple TV+ выпустил историю Кристиана Диора – сериал «New Look: Революция стиля». А 8-го марта для зрителей станет доступен документальный фильм о Джоне Гальяно High & Low: John Galliano. Чем же обоснован такой подъём интереса к теме моды в кино? Мы поговорили об этом с экспертами: кинокритиком и автором телеграм-канала «Што это было» Ксенией Балюк и журналистом и автором блога о моде Post Wintour Анной Махориной. О том, насколько выгодно для кинобизнеса снимать модное кино, зачем и без того именитым брендам повышать медийность и как же создаются fashion-фильмы и сериалы, читайте в нашем материале.
Ксения Балюк. Журналист, кинокритик, автор телеграм-канала «Што это было»
Могут ли художественные биографические картины быть достоверными? И бывает ли такое, что в документальную биографию добавляют художественные элементы и вымысел?
Ответ кроется в слове «художественный», что подразумевает «творить», «создавать», то есть по-простому «выдумывать». Получается любой фильм без приставки «документальный» априори является в какой-то степени неправдой. Но иногда и документалка не исключает авторского вымысла — некоторые режиссеры-документалисты могут увлечься подтасовыванием фактов.
Почему режиссёры и продюсеры стали чаще обращаться к модной индустрии? Выгодно ли это для кинобизнеса с коммерческой точки зрения?
Мода — это красота и деньги. А высокая мода — это великая красота и большие деньги. Именно поэтому сегодня именитые режиссёры снимают кино под началом люксовых брендов. Так, Педро Альмодовар представил в Каннах короткий метр «Странный образ жизни» производства Saint Laurent Productions. Это, кстати, первый модный дом, который создал дочернюю продакшн-компанию. Сейчас она занимается двумя полнометражными картинами вместе с Паоло Соррентино и Дэвидом Кроненбергом. Также компания планирует сотрудничать с Гаспаром Ноэ, который ранее уже снимал рекламные ролики для Saint Laurent.
Какой основной аспект или тема, по Вашему мнению, делает фильмы о дизайнерах привлекательными для широкой аудитории? Что вызывает интерес у зрителя?
На мой взгляд, зрителем движет вуайеризм. Желание подглядеть за знаменитостями у нас в крови. Причём не только за реальными, но и за выдуманными тоже. Отмечу «Призрачную нить» Пола Томаса Андерсона о несуществующем британском кутюрье Рейнольдсе Вудкоке. Эта драма не похожа ни на что: тонкая, пугающая история созависимости, которая обнажает тёмную сторону творчества дизайнера.
С точки зрения композиции кино, какой момент биографии интересней для начала сюжетной линии: предыстория или поворотный драматический момент?
Универсальной формулы не существует, конечно. Но наиболее часто, пожалуй, сегодня используют поворотный драматический момент в качестве зачинки: так можно довольно ёмко и быстро обрисовать фигуру главного героя — причём неважно, реального или нет.
Анна Махорина. Фэшн-журналист, автор блога о моде Post Wintour
Что такое хороший фильм про дизайнера? Какие у него критерии?
Для меня требования к хорошему фильму про дизайнера такие же, как к хорошему фильму на любую другую тему, — чтобы было интересно, захватывающе и с идеей. В отношении кино про фэшн-личность, наверное, ещё должно быть познавательно. Например, чтобы студенты или просто те, кто только входит в индустрию моды, узнали что-то новое.
Какова роль фильмов о жизни дизайнеров в формировании образа модной индустрии для широкой аудитории? Могут ли такие фильмы повлиять на восприятие моды в целом?
Я думаю, фильмы про дизайнеров знакомят широкого зрителя с миром моды, популяризируют индустрию. Есть ощущение, что к моде как к бизнесу многие до сих пор относятся скептически. Хочется надеяться, что фильмы про фэшн-индустрию вообще и про дизайнеров в частности помогут сломать эту установку.
Возрастает ли интерес к одежде конкретного бренда после выхода фильма или сериала?
Честно скажу, не изучала статистику именно в отношении фильмов про дизайнеров, но точно знаю, что современное кино сильно «инфлюенсит» моду. Из последних примеров — фильм «Барби», подаривший нам обсессию на розовый цвет. Или ещё более свежая история — картина «Убийцы цветочный луны», после которой мы увидели на подиуме отсылки к одежде в стиле вестерн: особенно много их было в мужской коллекции Louis Vuitton сезона осень-зима 24 под руководством Фарелла Уильямса. Или вспомните влияние «Эйфории» на наши гардеробы и особенно макияж.
Зачем дизайнерам/модным домам с большим бэкграундом приходить в киноиндустрию?
Думаю, фильмы про конкретные бренды — это часть пиара. Хрестоматийный пример — выход картины «Дом Gucci». Зуб даю, что это был пиар-ход. Такие инфоповоды повышают цитируемость бренда в разы.
Как создаются костюмы для таких картин: одежду берут из архивов или отшивают по эскизам того времени?
Зависит, во-первых, от жанра. Разумеется, в документалках мы видим архивы, либо текущие коллекции. В художественном кино бывает по-разному. Например, в свежем сериале «Cristóbal Balenciaga» от Disney+ все платья воссоздавались с нуля. А в сериале «Холстон» (2021) от Netflix использовались как копии оригинального дизайна, так и архивные модели — последних осталось совсем немного, и те в плачевном состоянии. Кстати, для этого же сериала Tiffany & Co предоставили винтажные украшения, созданные Эльзой Перетти, которая была дизайнером ювелирного бренда и подругой Холстона.