Картинка

18+ «Самое классное в работе грузчиком — возможность не думать об искусстве»: как выглядят трудовые книжки современных художников?

О пути молодого художника к известности, творческих поисках и карьере в искусстве.

Путь художника в профессию часто окутан тайнами и кулуарными историями. Многие молодые художники в России начинают карьеру в искусстве, часто не представляя настоящих перспектив своей деятельности, из-за чего творческие профессии кажутся маргинальными и недоступными.

В преддверии новых торгов от аукционного дома dispar:d мы пообщались с шестью художниками-участниками и узнали, как добиться успешного успеха в мире арт-бизнеса и через что нужно пройти, чтобы наконец увидеть заветный чек в несколько нулей.  

Аукцион «Дорогие коллеги» пройдет уже 20 апреля! Подробности об участии ищите на сайте.  

Андрей Ефимов, «w31.10×8.23». 2023

Андрей Ефимов

Опыт работы

Пока я учился в Рыбинске, я переменил кучу разных профессий: землекоп, маляр, уборщик, дворник, фасовщик — куда занесет. Самая тяжелой была работа дворником. Зимой мне нужно было каждый день чистить снег с детского катка, иногда несколько раз. Я помню, что приходил домой и просто падал замертво. Физический труд — очень тяжелый, но платили нормально. В том возрасте казалось: «Вот этот бабки! Независимость — круто!». 

Еще я ремонтировал старые колодцы на стройке — выдалбливал, замешивал раствор, старался выровнить. Но, если честно, там все держится на соплях, поэтому я до сих пор никогда не наступаю на колодцы и другим не даю. 

После универа я работал учителем английского в начальных классах. Дети были хорошие, слушались, но я испугался ответственности. Я видел, как у них отпечатывается все, что я говорю. Поэтому я испугался и ушел. Вообще мои подработки часто были связаны с детьми. Самое интересное место, где я работал — кукольный театр. Мы ездили по городам, я устанавливал декорации. Было прикольно наблюдать за внутренней жизнью театра. Мне запомнилось, как мы поехали в другой город на спектакль, где актриса в возрасте играла слоненка. Во время спектакля ее сильно раздирал кашель, и она подыгрывала так, словно слоненок должен кашлять по сюжету. Было весело. 

А потом я переехал в Ярославль, в столицу нашей области, и довольно быстро устроился в магазин настольных игр. До сих пор с теплом его вспоминаю. Это было лучшее место, в котором я работал, и самое долгое. Пока покупателей не было, я мог рисовать, смотреть фильмы, читать книги. Потом, кстати, я полгода жил в Питере. Мы с другом снимали одну комнату в коммуналке на двоих недалеко от торгового центра. Там я нашел точно такой же магазин, зашел к ним и сказал, что я все знаю об этой работе. Так меня взяли на парт-тайм, но у нас все равно закончились деньги, и мы вернулись обратно в Ярославль. Я до сих пор живу здесь. 

Творческий путь

В начале художественной карьеры мои произведения покупали друзья постарше, но суммы были символическими. Первая серьезная продажа была, как ни странно, на авито. Как сейчас помню, написала девушка из Москвы, и я сам отвез ей работу на поезде, передал на вокзале. Получил за нее 20 тысяч рублей. Мне тогда этого хватало на три месяца аренды квартиры в Ярославле. Я очень вдохновился. 

А потом мы с друзьями организовали выставку «Психическое убежище». Мы сняли аварийный двухэтажный дом, и каждый художник оформил по одной комнате. Мы весь месяц безвылазно там сидели и объявили, что будем пускать посетителей даже глубокой ночью. Иногда люди действительно приходили в 3-4 утра.

Там же мои друзья начали собираться с гитарами и как-то позвали меня постучать по ведру, задавая ритм. Со временем я начал играть на барабанах и уже четыре года учу этому других. Мне кажется, что видно даже по моим художественным работам, в них тоже есть четкий выстроенный ритм. 

У меня есть сверхзадача, я хотел бы сделать очень много работ, больше тысячи. В 19 лет я мечтал, чтобы в каждой стране мира были мои работы. Я и до сих пор этого хочу. 

Что ты посоветуешь начинающим художникам, которые мечутся между финансовой стабильностью и мечтами о художественной карьере? 

Если человек пока не готов рисковать, то, возможно, он еще не созрел. Надо еще немножко подумать, потомиться.

Миша Гудвин, «Unexpected guest». 2024

Миша Гудвин 

Опыт работы

Изначально, как и многие, я работал где угодно, лишь бы заработать деньги, — и на стройке, и в общепите. Но со временем я стал стремиться зарабатывать на творчестве.

На стройку я попал сразу после школы. Меня устроил друг, потому что его папа был там начальником. Я, кстати, до сих пор с ним работаю, но уже в качестве дизайнера. Официантом я работал всего два месяца, там мне говорили, что нужно улыбаться, поэтому приходилось подавать блюда в постоянно улыбающейся мясорубке.  Я люблю улыбаться, но незнакомым людям это делать сложно.

В тот момент я понял, что не хочу работу, которая не связана с умственными усилиями. Она не развивает: ты просто тратишь время на то, чтобы выжить и заработать деньги. Мне кажется, любая работа должна иметь хоть какой-то профит, кроме самих денег, иначе, это бессмысленная трата жизни. 

Основная моя работа, долгая и официальная, была офисной. Я работал в моушн-студии графическим дизайнером около трех лет. Мне там нравилось, но однажды я понял, что провожу в офисе восемь часов пять дней в неделю, и на искусство остается мало времени. В тот момент мы уже делали нашу самоорганизованную галерею «Дай пять» в Воронеже.

Творческий путь

Я стараюсь ставить искусство в приоритет. Потому что искусство — это отдельная профессия, которой нужно регулярно уделять много времени, а еще и менеджерить и продюсировать себя. Поэтому в тот момент я принял радикальное — решение уйти с работы на фриланс. И это сработало.

При этом искусство — штука очень нюансная, многое решают привилегии. Например, есть привилегия родиться в семье, где ты можешь позволить себе не работать на «черных» работах и заниматься искусством, рассматривая его как инвестицию в будущее. У меня такой возможности не было. Или привилегия вырасти в окружении, где тебя воспитывают со здоровой психикой, иначе ты просто не выдержишь эту профессию эмоционально. 

Что ты посоветуешь начинающим художникам, которые мечутся между финансовой стабильностью и мечтами о художественной карьере? 

Чем больше риска, тем слаще ириска. 

Стас Багс, «Deadline». 2024

Стас Багс

Опыт работы

В университете я работал на стройке, чтобы купить видеокамеру. После работы и занятий я шел рисовать граффити, а когда накопил на камеру, смог снимать всех чуваков, которые рисовали на улицах. Еще мы с Максимом Има работали грузчиками и были самыми счастливыми людьми на свете. Потому что там можно было целый день не думать об искусстве и хоть чуть-чуть отвлекаться от всей этой фигни, загружая с восьми утра гигантские фуры. Еще нам платили 2000 рублей в день, и после смены мы ходили в пивную, ели соленую рыбу с мужиками. Романтика. 

Когда занимаешься граффити, в дизайн попасть не так сложно, особенно если оно экспериментальное. Я читал много книг по дизайну: полиграфия, плакаты, где-то даже промышленный дизайн. Когда я сам стал заниматься дизайном, сразу нашлись заказчики на флаеры, афиши и книги. Одна из сверстанных мною книг, например, — книга о Тимуре Новикове издания Эрмитажа. Сейчас дизайн мне не интересен. Я могу сверстать книгу, но без удовольствия. Но если заплатят много, тогда чуть-чуть с удовольствием.

Большую часть времени сейчас я веду педагогическую деятельность. Началось это с нашего с Женей Штиль проекта «Новые городские художники». В нем мы с ребятами из психоневрологического интерната вместе занимаемся искусством. Сейчас я преподаю «Арт-практику» в вышке (ВШЭ). Вообще весело, но студенты иногда выжимают силы так, что потом приходишь домой и ничего делать не хочешь.

Творческий путь

Я занимаюсь искусством с 11 лет. Иногда оно приносит деньги, иногда не приносит — это нормально. Я всегда совмещал художественную практику с работой. Иногда даже искусство помогает в других сферах. Например, оно помогло мне работать грузчиком, потому что после возведения огромной инсталляции из чугунных ванн я был уже ко всему готов. 

Сейчас вся деятельность, которая приносит мне заработок, связана с искусством, и я этому очень рад. Но нужно ее развивать, чтобы она приносила еще больше. 

Что ты посоветуешь начинающим художникам, которые мечутся между финансовой стабильностью и мечтами о художественной карьере? 

Не уходить с постоянной работы, если нет финансовой возможности. Все же я прагматик. Красьте дома, занимайтесь творчеством параллельно. Что-то будет получаться, что-то нет, ничего страшного. Потом искусства будет все больше и больше. Это же жизнь, она обычная и у каждого своя. Всем нам надо что-то есть и снимать квартиру. Так что просто живем и совмещаем, пока не появится возможность. 

Виталий Простов, «Символ прибавочной стоимости». 2024

Виталий Простов

Опыт работы

Когда я еще учился в школе, летом мы с другом постоянно рисовали на улицах. Однажды мимо нас проезжала управляющая по микрорайону Светлана Викторовна. Как сейчас помню, она предложила раскрасить будки за денюжку. Мы, конечно, удивились, обрадовались и пошли к ней на встречу с подготовленными эскизами. Мы заработали, наверное, тысяч по 25. Нам тогда было 14-15, поэтому чувствовали себя очень деловыми чуваками. 

Моя первая работа была в ирландском пабе в Новосибирске. Мы часто зависали там с друзьями, а потом я и несколько ребят устроились работать. Я тогда как раз копил на поездку в Питер. Таскал закуски, пиво. График, конечно, был придурковатый, мы работали неделю через неделю, с трех дня до четырех ночи, иногда позже. Я до сих пор эти выходные недели не помню, настолько уматывался.

После этого я работал в выставочном пространстве «Арт Ель». У меня там знакомая художница была куратором. Я зашел к ней в гости, и оказалось, что она там больше не работает, но мне удалось познакомиться и разговориться с новой управляющей. Она искала админа, и я согласился. Потом мы все сдружились, я даже выбил себе каморку с небольшой мастерской. В этом же пространстве прошли мои первые персональные выставки в 2017-м году.

Потом я работал в книжном магазине «Республика», специально устроился туда незадолго до Нового Года. Знал, что можно неплохо подзаработать. В художественном магазине тоже работал, но сразу, как я пришел, начался ковид. Они сначала вообще закрылись, а потом начали работать на доставку. Пробыл там около года, деньги были небольшие, но коллектив кайфовый. С другой стороны, во времена ковида больше движа появилось: художники делали аукционы, активно репостили друг друга. Аудитория подросла, больше знакомств стало, и, как следствие, появились продажи.

Творческий путь

Я начал рисовать граффити уже в 12 лет, поэтому в девятом классе сознательно пошел учиться в художку в Якутии. Проводил там пять дней в неделю. У моей учительницы были курсы для взрослых теть на выходных, она видела, что мне постоянно надо рисовать, и разрешила тусоваться в художке, даже когда та была закрыта для студентов. Тем летом я пошел на курсы при академии искусств в Новосибирске, и увидел, как девочка берет кисть и сразу начинает писать маслом портрет. Я подумал: «Ого! вот так сразу, без карандаша!». Я вернулся в свою художку к Валентине Антоновне и попросил срочно научить меня писать маслом. Она ответила: пиши гуашью, то же самое почти — я в отказ. В итоге она мне выдала целый ящик своего масла, показала какие-то азы,  а дальше я стал делать это сам. И мой диплом тоже был написан маслом, хотя у нас в художке маслом больше не писал никто. 

В целом, у меня нет классического академического образования, если не считать рисунок с хорошей преподавательницей (привет Ольга Ярославовна!) в универе. Живопись у нас была только акварельная, будь она неладна. Но я учился рисовать сам: много смотрел, читал. Я вообще очень сильно кайфую от процесса рисования, потому что в нем много элементов случайности, какого-то хаоса. Но сейчас с годами, этот хаос уже стал контролируемым. Поэтому у меня не было такого, что надо кровь из носа деньги зарабатывать творчеством. Я занимаюсь искусством, просто потому что не могу им не заниматься. 

Что ты посоветуешь начинающим художникам, которые мечутся между финансовой стабильностью и мечтами о художественной карьере? 

Нормально делай — нормально будет. Ну и не забывай про нетворкинг, конечно.

a l e s h a, «Good morning III». 2024

a l e s h a 

Опыт работы

Я вытащил лотерейный билет, и поэтому работать ради денег мне никогда не приходилось. В этома заслуга моего отца, он сам себя сделал и мне помог. Поэтому я сразу после школы ушел в учебу на режиссера-оператора и потом работал по специальности. Но сначала я делал все, что мне говорят: от придерживания провода на камере до поездок за каким-нибудь уникальным ланчем для актера, потому что он не хочет есть то, что ему привезли. Принеси, подай, уйди, не мешай.

На съемках потом я работал и помощником осветителей, и ассистентом, и реквизитором, и оператором. Мы снимали рекламы и короткометражные фильмы. Но мне всегда не нравилось в съемочной деятельности то, что первоначальная идея никогда не реализуется даже на 90%. И тебе каждый раз надо на ходу что-то дополнительно придумывать, додумывать, изменять. Не знаю почему, но, видимо, так надо было, каждый проект не срастался

Еще я немного работал в галереях как помощник. Первая была пафосная — белые стены, белое вино. Мне давали задачу найти художников с конкретными критериями, заслугами, и я с утра приходил, садился за компьютер и просто весь день искал этих художников. Через две недели мне надоело это делать и я ушел. В другой галерее я работал по профессии почти полгода в качестве оператора. 

Параллельно я заинтересовался кофе. Когда в Казани еще только появлялись кофейни третьей волны, мы скооперировались с одним дядькой, который уже имел опыт в общепите, и открыли кофейню «Нефть». Когда чай пуэр заваривают крепко, говорят: «О, какую ты нефть заварил», — вот оно от этого пошло. Чтобы набраться опыта, я устроился работать в кофейню в Москве. Моя задача была понять, как все устроено внутри. Полтора месяца я там проработал, они конечно меня не возлюбили за то, что я такой вот залетный пассажир, ушел после обучения, каюсь. 

Мне жизни совладельца бизнеса хватило на 3,5 года. Потому что когда ты устроен как наемный работник, ты приходишь, выполняешь задачи, которые от тебя требуют, и уходишь. А когда ты ответственный за всю работу кофеен, то у тебя голова все время работает. С восьми утра уже на ногах, в 11 ночи лег спать, ночью прорвало трубу — ты едешь ее менять. И всякие такие приколюхи постоянно происходили. Если хочешь лишиться личной жизни, вообще любой жизни — открывай общепит. Я приходил в восемь утра, просто садился в угол и думал, нахрена мне это надо? У меня был какой-то дикий кризис.

Творческий путь

В 18 лет я познакомился с художниками и увидел, что можно на холсте использовать не только масло, акрил, а еще аэрозоль, маркеры. Для меня это был просто какой-то экстра глоток воздуха. В один момент я смотрел на работу одного художника в пьяном состоянии, и думал, «Господи, как это круто! Я тоже так хочу!» И заказал маркеры, и вот с того момента начал рисовать сам.

Когда я уходил из кофейни, как раз была моя сольная выставка в Смене, на два дня. Я уламывал их два года или три года, чтобы они мне дали место. И хорошо, что они не давали на самом деле. На открытие пришло очень много людей, я посмотрел на все со стороны и понял, что можно еще дальше куда-то двигаться в искусстве. Конечно, родители на меня давили. Мама мне перестала капать на мозги только пару лет назад, что давай-ка ты уже за дело возьмись. Она и до сих пор смотрит так, будто бы я ерундой занимаюсь. 

Что ты посоветуешь начинающим художникам, которые мечутся между финансовой стабильностью и мечтами о художественной карьере? 

Вообще, зачастую я вижу, что молодые ребята уходят с работы в художку, и это превращается в спаивание, в закур, в какую-то потерю дисциплины. Мало людей умеют работать в любом состоянии, в основном художники ходят в студию как на работу. Дисциплина – это охренеть как важно. 

Увидеть работы художников участвовавших в интервью можно на сайте аукционного дома dispar:d —  dispard.com. 

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.