Всемирная выксунская квартирная биеннале – так ее называют организаторы – это не стерильные выставочные залы с белыми стенами. Гости фестиваля становятся участниками приключения, поиска больших и маленьких сокровищ жителей города. Заглянули в квартиру – открыли личную коллекцию современного искусства, прогулялись до конюшни – познакомились с предметами крестьянского быта и реставрационной мастерской. И вот атрибуты старины оказываются в диалоге с произведениями современного искусства: архивы, артефакты утраченных зданий, предметы советского и дореволюционного быта – все это вдруг начинает «говорить».
У каждого участника биеннале – своя коллекция и своя философия. Кто-то хранит пленку, кто-то – старую посуду или текстиль, кто-то делает частью дома петербургские кирпичи с клеймами. Квартир, наполненных искусством разного рода, немало в каждом городе, но далеко не каждый готов впустить в коллекцию посетителей. И не просто пустить – а принять как друга и рассказать свою историю. Здесь никто не играет роль строгого смотрителя, есть только местные коллекционеры, которым помогают кураторы и художники из Томска – Лукия Мурина и Николай Исаев. А в июле появятся и путешественники, исследующие Выксу по «квартирному» маршруту.
Гид по локациям: семь выставок на карте Выксы
Сибирская квартирная биеннале современного искусства

Томские художники и кураторы Лукия Мурина и Николай Исаев начинали с домашних выставок в своей квартире, а теперь привезли экспонаты в Выксу. Основные темы этого пространства – индустриальные пейзажи (особый интерес Лукии), обнаженное тело и городская среда. В Выксу Николай и Лукия привезли работы Нелли Акчуриной, Анны Бакшаевой, Дмитрия Меркулова, Никиты Позднякова и многих других художников.

История одной свадьбы
В рабочем поселке Проволочное под Выксой живет Ираида Осипова – хозяйка «Музея (не)нужных вещей». В нем собраны старые вещи, которые кто-то другой мог бы выбросить. В коллекции есть предметы советского быта, дореволюционные книги, иконы, утюги на углях. Теперь ее подпол с «ненужными» вещами стал местом для спектаклей и выставок, связывающих настоящее с прошлым.


Коллекционер по случаю
Выставка в курятнике, теплице и керамической мастерской. Катя Голотвина – художница, керамист, дизайнер и коллекционер, чьи интересы охватывают искусство, садоводство и локальную культуру. Ее коллекция сложилась стихийно: друзья-художники дарили работы, а некоторые вещи она находила сама. А теперь Катя Головина делится с посетителями находками, например, у нее можно увидеть выксунскую майолику или камень из мартеновской печи.


Квартира осознанного потребления
Квартира Артема и Лены Карпухиных – это музей, где экспонаты не спрятаны за бронированными стеклами и огораживающей лентой. Здесь нет музейной строгости: старинными сервизами пользуются каждый день, а стеклоблоки из снесенных зданий стали частью интерьера. Вещи тут не копятся, а получают вторую жизнь: мебель находят и реставрируют, стены украшены плакатами из снесенной школы их родного поселка Виля, Лена создает одежду из старых тканей.



Конюшня
В этой конюшне лошадей нет, зато есть мастерская художника-реставратора Андрея Смольянинова, где старым деревянным вещам возвращают жизнь. Коллекцией столярных инструментов и предметов крестьянского быта можно пользоваться. Для хранителя выставки важна не редкость вещей, а их связь с прошлым и эмоции, которые они вызывают.


Ленинград в переулке Ленинградском
Иван Баринов превратил дом в живой музей «Ленинград 1921», где исторические артефакты стали частью архитектуры. Кирпичи с клеймами, старинные рельсы, чугунные плиты и даже балясины с набережной Петербурга встроены в стены и интерьер. Все здесь про иргу со временем. 1921 год стал зеркальным отражением 2021 – года начала строительства дома и формирования коллекции, да и сам город в то время назывался еще Петроградом, а не Ленинградом.


Фрагменты города Ы
Квартира Сергея и Саши Наумовых – это архив истории Выксы. Тут гости найдут дореволюционные открытки, советские документы, фрагменты лепнины ДК им. Ленина и фотоархив (всего пленочных, печатных и цифровых фотографий около 200 000). Это не музей, а стихийный, но бережный сбор артефактов – без строгого плана, но с любовью к деталям.


Во Всемирной выксунской квартирной биеннале много от театрального перфоманса, только вместо актеров жители города, которые превратили обычные места в галереи и музеи. В каком-то смысле это продолжение Всемирного спектакля-летания «Сочинение будущего», созданного Борисом Павловичем и жителями Выксы к фестивалю 2024 года. Тогда городская гимназия стала «Институтом летания», а в этом году фестиваль продолжает метаморфозу повседневных пространств.

Еще немного театральности. Некоторые из участников биеннале раньше принимали гостей спектакля «По домам» режиссера Андрея Маника. Тогда все происходило на кухне, за пирогами, под разговоры о жизни. Теперь к этим историям добавляются объекты – но суть осталась прежней: передать через быт, коллекции и интонации что-то важное о городе, о времени, о человеке.

Семь выставок, разбросанных по Выксе – это альтернатива городскому музею. Быт и культура, страхи и мечты горожан на фестивале на прячутся за закрытыми дверями. Квартирная биеннале станет способом восстановить связь между людьми и историей. Это возможность побывать внутри чужой памяти и узнать что-то о своей.