Картинка

Рыцарь в травмпункте и другие метаморфозы: сюрреализм повседневного в работах Аси Мотиной

Как размыкается круг вечного вторника? Рассказывает Этери Орджоникидзе, куратор выставки в галерее ART&BRUT.

Каждый день мы следуем одним и тем же маршрутом, смотрим в знакомые окна, встречаем привычные лица. Но что происходит, когда обыденность неожиданно открывает нам свои скрытые грани? Этот вопрос лег в основу выставки «Это случилось сегодня» — нового проекта Аси Мотиной в галерее ART&BRUT. Художница, известная вниманием к деталям повседневности и их интерпретациям, представила серию работ, переосмысляющих будничные городские сцены. 

Куратор выставки Этери Орджоникидзе, исследователь современного искусства и выпускница MSCA, рассказала ART FLASH о пяти центральных произведениях экспозиции. Профессиональный взгляд раскрывает особенности художественного метода Мотиной в создании многослойного визуального повествования.

Смена сезонов (2024)

 У Аси Мотиной нет просто портретов или просто пейзажей: если ваш взгляд задержится на работе чуть дольше, чем вы обычно позволяете ему при скролле, вы обязательно заметите, что здесь что-то происходит. Это лепестки? Это снег? Это зима или весна? Это дневное солнце, от которого прячутся прохожие в Киото, или московские сумерки с дождем и слякотью? Что это за дивное время, в котором пересеклись пространство, сезоны и часовые пояса?

«Смена сезонов»

Без страха и упрека (2021) 

Это одна из тех работ, которую мне пришлось настойчиво отстаивать для включения в экспозицию. На мой взгляд, это выдающийся портрет, казалось бы, обычного человека в травмпункте, но обратите внимание на него. Это настоящий средневековый рыцарь в доспехах, преисполненный гордости. С каким достоинством он несет свое ранение! Его поза, взгляд, даже такие детали, как воротник, гольфы и корсет, придают ему величие.

«Без страха и упрека»

Ожидающие (2024)

Эта новая работа Аси залита закатным светом. Персонажи картины испытывают разные эмоции, глядя вдаль. Можно лишь догадываться, чего именно они ожидают: автобуса, жениха, приземления НЛО или телепортации?

Особенно примечателен персонаж справа, композиционно срезанный краем холста. В его широко распахнутом взгляде читается меланхоличный испуг перед чем-то неотвратимо надвигающимся на группу. Это напоминает кинофильм «Близкие контакты третьей степени», где обычные люди сталкиваются с появлением неземных существ, необъяснимым и пугающим.

«Ожидающие»

Аквариум (2024) 

Рыбы, проплывающие над офисными пространствами и местами скопления людей, встречаются в нескольких работах Аси Мотиной. Они напоминают свинцовые дирижабли, которые тихо преследуют нас, как бы мы ни пытались от них скрыться. Попытка уйти или забыть оборачивается появлением еще одной рыбины над головой. Офисная эстетика и сюрреализм происходящего вызывают в памяти научно-фантастический сериал «Разделение» Дэна Эриксона, где после добровольной операции на мозге у героев разделяются рабочие и нерабочие воспоминания.

«Аквариум»

Зазеркалье (2024) 

Эта работа вызвала настоящий ажиотаж на открытии выставки. Произведение не требует специальной сценографии или особых приемов экспонирования. Соседство реализма с фантастикой и сюрреализмом открывает пространственно-временные порталы. Еще мгновение — и мы окажемся в римском палаццо эпохи Возрождения.

«Зазеркалье»

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.