Картинка


Пьер-Кристиан Броше: «Сейчас мы воспринимаем историю искусств глазами определённых коллекционеров»

Пьер-Кристиан Броше о том, как правильно собирать свою коллекцию искусства.

Куратор направления «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, коллекционер и организатор выставок Пьер-Кристиан Броше рассказал о трёх признаках хорошего коллекционера и поделился именами любимых художников.

Источник: архив пресс-службы

Кто такой современный художник?

Современный художник – это учёный, который изучает разные вопросы, связанные с присутствием человека в мире, его связью с природой и с психологией человека. Как учёные, современные художники, придумывают новый язык – визуальный. Это очень важно – именно этот язык позволяет художнику задать «правильный» вопрос и при этом не всегда получить ответ – важен именно процесс постановки вопроса в данном случае. 

На самом деле все великие художники, что Ван Эйк, что Леонардо да Винчи и что импрессионисты – они тоже были учёными, они искали ответы на вопросы – как трактовать зрение? что такое видение? Как раз поиски ответов этих художников подготовили представителей искусства XX века к тому, чтобы по-другому ответить на них же и даже по-другому задать их. 

Получается, что мы можем пронаблюдать такую взаимосвязь титанов, как Леонардо, через Малевича, Кандинского, Пикассо, Матисса, с современными художниками, которые отчасти становятся «членами одной семьи». Это позволяет нам проследить не только преемственность, но и развитие этого визуального языка и его перерождение в современном художественном поле, которое вызвано появлением новых вопросов.

Получается, что современный художник, как ученый, задает и те же вопросы, и новые, которые появляются ежедневно.

На самом деле, когда мне говорят, что современное искусство непонятно – это для меня тоже самое как понять квантовую физику – если вы хотите понимать и то, и то вам нужно учить эти языки. В современном искусстве это не сопряжено с большим количеством чтения и изучения теорий (как в физике, например), тут важно быть готовым к этому понимаю, быть готовым к научению насмотренности.

Источник: архив пресс-службы

На что вы обращаете внимание при выборе работ в свою коллекцию?

Когда вы выбираете работу для коллекции надо во-первых понимать, что такое коллекция. На мой взгляд, это то, что вы сначала не создаете специально, т.е. у вас нет установки «я хотел бы создать коллекцию». Вы сперва просто собираете те вещи, которые вам нравятся, это работы «по любви». А когда у вас накапливается определённая подборка фото, живописи, скульптуры, керамики, вот тут то вы уже и понимает, что сформирован ваш взгляд на историю искусств, что собрана коллекция, которая отражает на ваш взгляд важнейшие её произведения.

Во-вторых, важно понимать как коллекционер чувствует себя в обществе? Какую роль он принимает в историческом пространстве? Сейчас, я думаю, многим очевидно, что мы воспринимаем историю искусств глазами определённых коллекционеров – многие коллекции музеев сформированы именно ими – Третьяковская галерея, Пушкинский музей, Эрмитаж и другие. 

Существуют три важных критерия, на мой взгляд, которые должны быть осознаны коллекционером: 

1.Коллекционер должен осознавать свою ответственность, он должен понимать, что в дальнейшем, возможно, именно его выбор будет складываться в понимание искусства, что он будет таким образом влиять на визуальный язык;

2. Легитимность. Каким образом коллекционер позволяет себе сделать этот выбор и считать его правильным с точки зрения истории развития искусства? Это момент как другие принимают вас из-за вашего выбора и каким образом они утверждают и подтверждают, что ваш выбор действительно отражает те вопросы, которые влияют на историю;

3. Обязательства. Вы должны всегда быть в курсе происходящего – обязательно посещение выставок, общение, знакомства с художниками и понимание, почему этот художник задал именно эти вопросы и так ответил на них – вы должны понимать это как коллекционер и как куратор.

Что касается именно моего выбора, то у меня есть различные подходы. Первый, и наверное самый понятный, всегда остаюсь в контексте – хожу на открытия, большие и часто персональные (больше всего люблю первые персональные выставки, это всегда одно из самых ярких впечатлений). Таким образом я первый кто приобрел работы у Влада Кулькова, у Ивана Горшкова, у Сергея Шеховцова, у Валерия Чтака, у Устины Яковлевой и у ZOOM и у других. 

Второй, когда я попадаю на выставку, на которой вновь увижу одного и того же художника, и понимаю сочетаемость его визуального языка и моим восприятием мира, я делаю хитрый шаг – вспоминаю когда видел этого художника впервые (его ранние работы, может даже студенческие) и приобретаю именно эти работы. Например, так было с Людмилой Барониной, Егором Федоричевым или Вадимом Михайловым.

Третий, я люблю искать жемчужины у уже известных художников – меня иногда очень удивляет, почему некоторые шедевры не были замечены, в том числе и мной. Такой случай произошёл у меня с Павлом Пепперштейном и с дуэтом Дубосарский и Виноградов.

Источник: архив пресс-службы

Поддаетёсь ли вы интуиции или больше полагаетесь на положительные прогнозы продаж?

Прогнозы продаж —  это, как мне кажется, заблуждение псевдоколлекционеров.  Лучше тогда чем-то другим заниматься: бурить нефть или искать золото, но не искусством. Коллекционер не думает об этом. Специфика его деятельности заключается в том, что различные характеристики, его авторитет позволяют ему делать правильный выбор с точки зрения истории. Это значит, что история искусства не существует без выбора. Этот выбор делали и до сих пор делают коллекционеры, хотя сейчас кроме них появились критики, директора музеев, кураторы, которые тоже могут за деньги разных спонсоров или крупных институций делать такой выбор. Таким образом, появляется некоторое заблуждение, что искусство, которое мы видим в крупных институций не может быть попасть в коллекции из-за размеров, эфемерности или других особенностей. Здесь цена — это другая история. Она возрастает за счёт того, что в какой-то момент увеличивается количество любителей искусства, которые понимают, что для того, чтобы попасть в это достаточно элитное общество коллекционеров нужно иметь подобные вещи у себя в коллекции и повесить эти картины у себя в на стене. Вот таким образом появляется новая разных социальных стандартов. Но для коллекционера это не цель. Это просто в конечном итоге, лишь для подтверждение его авторитета, позволяющее продолжать существовать.

Источник: архив пресс-службы

Ваши любимые 3 современных художника?

Если честно ответить на этот вопрос, как отец двух художников и муж одной художницы, то мои любимые художники – это моя жена Аннушка Броше, прекрасный живописец и керамист, это моя дочка Аполлинария, тоже керамист и художница, создающая абсолютно нереальные инсталляции, и это мой сын Эммануэль, который прекрасно разбирается в саунд-арте. 

Но, я так предполагаю, что вопрос не в этом. На протяжении моей жизни – 40 лет как коллекционера и 32 как коллекционера именно позднего советского искусства, искусства перестройки, а сейчас русского и украинского искусства – могу сказать, что все меняется. Раньше я предполагал, что Мамышев-Монро, «Чемпионы мира», Тимур Новиков и Бугаев-Африка – это были самые-самые, сейчас я продолжаю считать их абсолютно уникальными художниками. Среди художников нулевых это однозначно Дубосарский и Виноградов, Калима, Звездочетов, которые в принципе, и до сих пор работают. Сегодня есть несколько молодых авторов, которые мне кажется, делают огромную работу и стараются в наше сложное время формулировать правильные вопросы. Их немного. Я не хотел бы кого-то обижать, но сегодня есть 10 ведущих российских художников до 35 лет, которые вполне могут претендовать на место в мировой истории современного искусства. Причём это люди, которые не создают не только живопись или объектов, но и видео, инсталляции. Вот эти мои любимые художники я надеюсь скоро выставить, поэтому дайте мне, пожалуйста возможность, сохранить этот секрет при себе. Но если вы посмотрите на тех, кого я люблю и чьи выставки я посещаю, то вы поймете, кто для меня важен. 

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.