Картинка

Ритмы и линии жизни: как выставка Eigengrau переосмысляет простые формы в искусстве

Николай Моргунов о смысле персональной выставки Eigengrau и восприятии вещей без визуального шума

5 сентября в галерее ART&BRUT состоялось открытие персональной выставки художника Николая Моргунова под названием Eigengrau («внутренний серый»).

Основная тема творчества Моргунова заключается в поиске ритма, синхронности базовых элементов и их воздействия. Он исследует новые грани и возможности, скрытые в повторяющихся линиях и формах, которые на первый взгляд кажутся незамысловатыми. ART FLASH стало интересно глубже изучить эту тему, поэтому мы поговорили с Николаем о его выставке, скрытом смысле «внутреннего серого» и взаимосвязи визуального и звукового искусства.

Название выставки Eigengrau переводится как «внутренний серый». Почему вы выбрали именно этот термин и как название помогает раскрыть содержание выставки?

«Внутренний серый» — это цвет, который мы видим даже в полной темноте, когда мозг продолжает генерировать визуальные сигналы. Поскольку выставка сопровождается музыкой, мне показалось, что этот термин прекрасно связывает зрительное восприятие со слуховым, создавая переход между изображением и звуком. 

Почему тема ритма и синхронности базовых элементов стала центральной в вашем творчестве? Как эти элементы проявляются в ваших произведениях?

Меня всегда привлекала работа с простыми формами, особенно с повторяющимися элементами и линиями. Со временем я узнал, что наш мозг обрабатывает информацию, начиная с горизонтальной линии. Меня это поразило, потому что на протяжении всей жизни, занимаясь рисунком, я ощущал это физически, но считал, что это просто мое предпочтение. Базовые элементы необходимы, когда в других аспектах произведения уже есть сильная визуальная нагрузка.

Как вы выбирали произведения для этой выставки? Были ли какие-то критерии?

Я отобрал значимые для меня работы, каждая из которых дала импульс для создания следующей. Это своеобразные отправные точки, через которые я двигался к новым произведениям.

На выставке названия работ имеют необычное написание, напоминающее архивные записи. Что вы хотели этим сказать?

Названия моих работ почти всегда являются интуитивным набором знаков и символов, которые для меня сочетаются с конкретным произведением. Иногда они связаны с изображением, но чаще всего это происходит по наитию.

Столкнулись ли вы с какими-то сложностями во время подготовки к выставке?

На удивление, все прошло очень гладко. Серьезных или неразрешимых проблем не возникло на любом из этапов.

На вашей экспозиции работы последовательно ведут одна к другой. Можете рассказать о конкретных произведениях и их взаимосвязи?

Рассказывать обо всех работах займет много времени, так как связи часто выражены в нюансах. Но приведу пример. Работая над v.P/5.3/W, я хотел перенести технику пересекающихся нитей на более крупный формат, но не знал, как это сделать, не прибегая к массивной раме. Спустя несколько лет, создавая арт-объект из пил и работая с металлом, я понял, что углы из нержавеющей стали могут стать элегантным решением для каркаса на металлическом подрамнике. Так появилась работа A/16.13/m/l, хотя между ними был долгий процесс поиска и множество промежуточных этапов.

Как музыка Ярослава Вялых (Linja) влияет на восприятие ваших арт-объектов? Как вы видите взаимодействие визуального и звукового искусства?

Ярослав и я часто обсуждаем взаимодействие звука и изображения. На выставке его музыка — это самостоятельное произведение, которое погружает зрителя в нужное настроение. Она перекликается с ритмами и повторяющимися элементами моих работ, что создает особую атмосферу.

Вы упоминаете несовершенство слоев в своих работах. Как это несовершенство влияет на восприятие произведений?

Для меня самое важное — это «дыхание» произведения. Оно заключается в том тонком моменте, когда работа находится на грани между завершенностью и перегруженностью. Если каждый слой будет полностью завершен, то в сумме работа потеряет свою легкость и станет слишком тяжелой для восприятия.

Почему вы предпочитаете использовать серый цвет в своих работах?

Сейчас меня интересуют другие аспекты произведений больше, чем цвет. Отсутствие ярких цветов помогает сосредоточить внимание зрителя на ритме, фактурах, тонах и других составляющих моих работ.

Что бы вы хотели, чтобы зрители вынесли из вашей выставки после ее посещения?

Мне хотелось бы, чтобы посетители погрузились в предложенный мной аскетичный визуальный ряд и смогли увидеть в нем многообразие без лишнего визуального шума. Если кто-то, посмотрев выставку, начнет больше обращать внимание на суть вещей, а не на их форму, я буду считать, что добился успеха.

Посетить выставку и самостоятельно погрузиться в мир ритма и фактур Николая Моргунова можно до 28 сентября в галереи ART&BRUT по адресу Армянский переулок, 1/8.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.