В начале декабря в нижегородской галерее «MIL Gallery» откроется выставка графики «Сеть из капель дождя» Руслана Гудиева — художника, чьи работы уже завоевали признание в России и за ее пределами. Со-кураторами и организаторами выставки выступили Марина Бэйзел, Елена Лепейко и Анна Асатурова.
Известный своей особой философией и глубоким отношением к абстрактному искусству, Гудиев создает произведения, отражающие его уникальный взгляд на мир, гармонию и процесс творчества.
В преддверии выставки мы поговорили с Русланом о трудностях и радостях творческого пути и обсудили, что значит быть художником сегодня.
Когда вы стали художником? Почему у вас появилась тяга к творчеству?
Я родился в высокогорном ауле, и откуда творчество возникло в моей жизни — непонятно. Там, в горах, я не слышал ни музыкальных звуков, ни профессионального пения. Тем более, не видел картин.
Как-то в журнале «Огонек» я увидел небольшое изображение работы Мартироса Сарьяна — великого армянского художника. Сарьян писал не так, как было принято. Меня очень удивило его декоративное, наполненное цветом искусство, и я стал ему подражать. За попытки использовать декоративные приемы меня часто критиковали педагоги художественного училища, поэтому я делал две работы: академическую и декоративную.
Затем в моей жизни появились Матисс, Ротко, Поллок и многие другие известные творцы. Я не могу выделить кого-то одного, кто оказал наибольшее влияние.
А в современном мире, с появлением интернета, наоборот, приходится избавляться от излишнего влияния. Если я вижу слабую выставку, стараюсь ее не смотреть, потому что невозможно вытравить из головы впечатление — мозг запоминает абсолютно все. Мы есть то, что видим.
Как развивался ваш стиль? В какой момент вы окончательно перешли от фигуративной живописи к абстракции?
Когда меня призвали в армию, я попал в музвзвод и оказался среди профессиональных музыкантов. Так в мою жизнь вошла музыка — полная абстракция, оказывающая сильнейшее влияние на наш мозг.
Вернувшись к живописи, я быстро понял, что хочу перейти к абстракции, и стал заниматься самообразованием круглые сутки.
Как происходит процесс вашего творчества?
Я не из тех художников, которые берутся писать и не знают, что делать: заливают, брызгают, бросают краску на холст. Я всегда обдумываю свои действия, но как только касаюсь кистью или углем холста или бумаги, начинается что-то странное. Я не понимаю, что мной движет. Провожу линию, а дальше все идет само.
Видимо, я занимаюсь поиском гармонии, как и многие другие художники. Стараюсь сформулировать свои идеи об абстрактном искусстве, расширить границы, заглянуть туда, где еще никто не бывал, сделать что-то новое. Важно не только отражать современный мир, но и двигать его к совершенству. Вот этим я и занимаюсь.
Однажды вы сказали, что создаете как минимум одну работу каждый день. Почему у вас такой ритм творчества?
Мне нравится ответ одного поэта на вопрос: «Сколько времени вы писали это стихотворение?». Он сказал: «Десять минут и всю жизнь». У меня то же самое.
Залить холст красками я могу быстро, но о работе думаю постоянно. Что касается абстрактных работ на бумаге, в день я могу сделать несколько. Когда идея и рисунок сформированы, залить их красками — несложно.
У вас есть любимая работа?
Нет, нет, нет, любимой нет ни одной. Они все мои дети. Любимых нет. Я их создал, воспитал, и все — пусть живут своей жизнью.
Если картина — это ребенок, то какую судьбу вы желаете для нее?
Приоритет — музей. Мои работы уже находятся в коллекциях Третьяковской галереи и ММОМА.
Но не всё из того, что я делаю достойно музея. Я это четко понимаю, поэтому провожу разницу между интерьерными работами и работами музейного уровня.
Важно, чтобы работы попадали в хорошие руки.
Как вы находите баланс между художественным самовыражением и коммерческим успехом?
Мне важно создавать и глубокие работы, для музеев, и интерьерные, чтобы поддерживать семью и себя, нормально жить.
А иногда хочется сделать что-то радующее глаз и простое для восприятия, ведь абстрактное искусство понимают далеко не все.
Считаете ли вы себя успешным художником?
Кого можно считать успешным? Человека, который заработал много денег? Который живет хорошо? Такие люди успешны в бизнесе, в собственной репрезентации. А можно ли назвать успешными ученых, которые двигают науку вперед, хотя денег у них не так много, и живут они не так хорошо, как бизнесмены.
Успешность — это относительное понятие. Приходят люди и спрашивают: «Выставка успешная? Что продали?». Но есть другое измерение успеха: посещаемость, отклик аудитории. Успех — это не обязательно продажа.
Думаете ли вы о будущем? Какое наследие вы хотели бы оставить через свое искусство?
Честно говоря, я больше думаю о том, что будет с моими работами, когда меня не станет. Что будут делать с таким количеством холстов жена и дети? Неясно, как с этим разобраться.
Время покажет. Как говорится, «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется».