Как находить вдохновение в архивных документальных фильмах? Узнать можно у Никиты DUSTO — одного из создателей питерского объединения художников 10.203, которые создают неожиданные сайт-специфик проекты. В чаще ленинградской области они придумали самоорганизованную выставку в Лисьем Носу, а потом с помощью команды Inloco захватили дубайскую пустыню.
Редакция ART FLASH поговорила с Никитой DUSTO, чтобы узнать о том, с чего начинается его день в мастерской, о работе в пустыне Млейхи, проектах с дубайской галереей Inloco, а также новой выставке в Ruarts Gallery.

Как и где ты работаешь? Есть ли у тебя мастерская?
Последние несколько лет я живу и работаю в Санкт-Петербурге. Уже примерно восемь лет вся моя деятельность связана с искусством. Мастерская и основное место моего пребывания — это пространство 10.203 на Кожевенной линии Васильевского острова.
Как проходит у тебя процесс работы: нужно ли тебе сосредоточиться, от чего-то оттолкнуться? С чего всё начинается?
Последние пару лет я стараюсь бывать в мастерской каждый день (4-6 дней в неделю). Да, мне нужно какое-то время, чтобы сосредоточиться и приступить к работе, но так бывает не всегда. Иногда я начинаю работать импульсивно и уже после обдумываю, что было сделано. Обычно, приезжая в мастерскую, я делаю кофе, сижу минут 30-40 в телефоне и думаю о том, что хочу создать (в случае, если уже нет рутинных задач или работы, которую нужно продолжить). После я собираю часть материалов, обдумываю детали работы и приступаю к ее созданию. Повседневная жизнь также влияет на количество времени, выделяемого на работу, но бывает и так, что я что-то придумываю и подмечаю вне мастерской, в обычной жизни.

Что больше всего повлияло на твою образность и темы, которыми ты занимаешься?
В большей степени на меня повлияло увлечение документалистикой: просмотр старых документальных фильмов, поиск фотографий прошлого, чтение документальных произведений и статей. В какой-то момент меня заинтересовало нативное и орнаментальное искусство, и я решил все это совместить. Так, я думаю, и появилась любовь к символизму и образности.
Расскажи про свой колорит. Почему ты работаешь с красно-зеленой гаммой?
Я очень долго хотел попробовать себя в живописи и найти универсальную цветовую гамму. Поскольку комбинация черно-белых цветов показалась мне слишком избитой, я начал подбирать другие цвета и мотивы. Однажды, просматривая документальный фильм, я увидел похороны советского вождя: на старой цветной пленке проявился эффект зеленоватости от старения, а также кадры с множеством военной формы и красных флагов. Тогда я решил попробовать эту комбинацию, и именно так сформировался этот колорит.

Ты работаешь в основном с живописью, но, насколько можно судить, это нередко site-specific истории. Не хотелось ли тебе когда-нибудь сделать паблик-арт?
Мне интересны разные формы повествования в искусстве, и паблик арт есть в этом списке желаний!
Каким был для тебя опыт создания работ в пустыне в Млейхе?
Это было не самое простое место работы, но мы смогли нащупать темы и направления для выставки уже через день или два после посещения пустыни. Работали мы там около 10 дней и, кажется, смогли прочувствовать его.



Какую роль ты выполняешь в команде 10.203?
Я один из создателей и участников этого коллектива. Мы делаем упор на горизонтальном построении коммуникации внутри коллектива, поэтому я просто один из винтиков этой машины.
Судя по новому проекту, ты работаешь сразу и с галереей Ruarts и с командой Inloco. Расскажи, как это устроено?
Галерея Inloco является моей материнской галереей. Мы уже давно дружим и сотрудничаем. Они берут на себя многие обязательства и менеджмент по работе со мной. Галерея Ruаrts и ее команда также мои старые друзья: у нас уже было много совместных проектов. Выставку с Катрин Борисов мы планировали давно, и когда я накопил материал, мы встретились, отсмотрели его и решили воплотить проект на их площадке. У галереи Inloco есть пространство в Эмиратах, но контекст их проектов уходит в локальные особенности, поэтому мы решили совместить усилия и показать мои работы в Ruаrts в Москве, за что я благодарен обеим командам.

На что должна настроить людей новая выставка, почему её важно не пропустить?
Сложно сказать, на что может настроить выставка, так как я делал ее из личных побуждений. Это не мотивационное событие, а скорее произведение, созданное посредством моих наблюдений. Я не любитель обременять зрителя в контексте искусства. Если вы найдете что-то для себя, то это будет моей маленькой победой, но если вам это не интересно, можете пропустить.
Зачем ты занимаешься искусством и что это дает лично тебе?
Я занимаюсь рисованием с самого детства. Сейчас мне кажется, что это всегда было неким побегом от реальности с помощью уединения во время работы. Это целый мир, в котором мне интересно находиться и рассуждать о разных вещах и явлениях. Все мои друзья связаны с искусством, и я искренне люблю это дело.
Выставка «Счастливого пути» пройдет в галерее Ruarts при поддержке Inloco
c 28 февраля по 20 апреля.
Адрес: Москва, 1-й Зачатьевский пер. 10
Часы работы: Вт-Вс, 12:00-20:00