Картинка

Любовь от и до: как современное искусство помогает найти ответы на самые важные вопросы

Исследуем опыт любви вместе с участниками ART FLASH Community на выставке-путешествии «Любовь. От и до».

В середине мая пространство Сытинской типографии превратилось в тотальную инсталляцию «Любовь. От и До», объединившую работы более 20 художников, поэтов и композиторов в цельную художественную драматургию.

Что такое любовь? С чего начинается это чувство? Как оно трансформируется в течение нашей жизни и какой опыт проживает человек влюбленный и любивший когда-то? Можно ли вообще прожить без любви? Искать ответы на эти вопросы мы отправились вместе с участниками ART FLASH Community.

Источник: архив пресс-службы

Как устроена выставка?

Выставка «Любовь. От и До» — это не просто групповой проект: это и выставка-путешествие, где есть проводники, и практика медитации, когда зритель может остаться наедине с интересующей его темой. Это проект с научным подходом препарирования темы, когда одно явление разбирается через множественные образы и подходы. 

Тринадцать комнат-эпизодов разделены на две части: «Познание» («Мама, я здесь!», «Домой», «Школа», «Будуар», «Душа», «Травма», «Призраки») и «Исцеление» («Бессмертие», «Поцелуй в губы», «Летопись», «Свет», «Пробуждение», «В зале ожидания нет свободных мест»). Каждый зал — ключик решению любовной головоломки. Вместе они образуют путь от рождения человека до момента «здесь и сейчас». Все залы интерактивны и построены на включении посетителя в исследование: зрители могут взаимодействовать с арт-объектами, погружаясь в созданные художниками ситуации и рефлексируя над новым опытом.

«Любовь. От и До» – это выставка-приключение. Здесь можно обнять большое сердце Маши Сомик и послушать медитацию художницы, лежа на огромном цветке. Можно забраться в шалаш и прокатиться на карусели из детства Эльдара Ганеева, оказаться в розовом будуаре Людмилы Барониной или  пройти выставку в сопровождении протагонистов в белых костюмах, которые «пришли из будущего в наше время и оказались здесь, чтобы стать проводниками к пониманию любви». Последняя комната – «В зале ожидания нет свободных мест» – завершает выставку через финальную точку путешествия во времени вместе с художницей Pranna, чтобы прожить любовь. Здесь можно оставить сообщение или признание, встретить свою любовь, быть обнятым и даже провести церемонию бракосочетания.

«Любовь. От и До» — проект, где соучастие и сопереживание играет ключевую роль. У зрителя есть множество вариантов посещения проекта, в зависимости от настроения он может выбрать свой «маршрут»: как наблюдателя со стороны, так и активного героя в каждой сюжетной комнате. Такой способ «смотрения» называют партиципаторным опытом посещения выставки. 

Кто создавал проект?

Создатель проекта — Анна Малай (творческий псевдоним Pranna) – метахудожник, куратор, основатель концепт-бюро Pranna. Область ее интересов – инфраструктуры и устойчивое развитие через эволюцию культурного опыта. В своих проектах Анна исследует ресайкл мест и влияние глобализации на локальные контексты, с этой целью посетила более 80 стран. Pranna анализирует методы устойчивого развития в ситуации ускоряющихся процессов и перепроизводства. Ее медиа — это создание временных инфраструктур, своего рода партисипативных машин, погружение внутрь которых влияет на процессы и получение уникального опыта как внутри, так и за пределами локации, в которой расположена работа.

Участники выставки «Любовь. От и До»: Оксана Афанасьева, Людмила Баронина, Ксения Балабух, Эльдар Ганеев, Элина Гусарова, Анна Касс, Катарина Лав, Си Ло, Дарья Рыжкова, Маша Сомик, Серафима С, Кристина Сидорова, Вера Ширдина, Устина Яковлева, Karman Verdi, Linda de La, Farangiz Ra, Pranna. Все художники используют мультидисциплинарный подход. Ксения Балабух, например, работает с керамикой и фактурой глины, показывая жизненные ситуацию и процесс рефлексии через податливость материала. Элина Гусарова — художница из Сибири с архитектурным образованием — исследует взаимоотношения человека с пространством и работает с темой границ и номинальных ландшафтов. Анна Касс работает в разных медиа: живописи, фотографии, графике, ее основной интерес — исследование русского поэтического наследия и осмысление культурного кода через литературоцентричный сюжет. Karman Verdi увлекается портретной фотографией и исследует влияние мейнстрима на качество и образ жизни, а Катарина Лав создает экспериментальные работы и песочные скетчи.

Специально для участников ART FLASH Community Анна провела прогулку-рефлексию и рассказала о том, как создавалась выставка. После нескольких часов погружения в инсталляцию мы поговорили с гостями об их впечатлениях.

Как выставка помогает осмыслить индивидуальный опыт любви?

Галина Горшкова — любитель современного искусства и коллекционер 

Любовь для меня — это сложное чувство, которое сильно трансформируется с годами. Но одно можно сказать наверняка, любовь к себе — это роман на всю жизнь. И никто, кроме нас, сюжет этого романа не напишет. 

На выставке мне больше всего запомнился последний павильон «В зале ожидания нет свободных мест». Эта инсталляция предполагает высокую степень вовлеченности, что бывает нечасто с такими арт-объектами. И еще данный объект показывает нам насколько объятия влияют на наше эмоциональное состояние. Самые яркие эмоции я получила от объектов Людмилы Барониной в зале «Будуар» и Karman Verdi в зале «Призраки». Первый просто выглядит стильно, и сразу навевает воспоминания о сюжете «принцессы на горошине», а второй напоминает о виртуальности и реальном одиночестве в современной жизни.

После прогулки — была попытка понять смысл этих работ и взглянуть вглубь себя.

Екатерина Фомичева — предпринимательница в сфере образования, основательница фемтех-проекта Cuitty

Я понимаю любовь, как чувствование себя и другого человека (партнера, родителя) и того третьего «мы», которое появляется только тогда, когда вас двое. Про принятие и понимание другого и про узнавание себя через него. Про что-то неуловимое, что сложно описать словами. 

Мне больше всего понравился павильон «Школа» с керамическими страницами дневника, который погружает в ностальгию того момента, когда приходит осознание, понимание и переживание первой любви. Записки очень живые и передают ощущение юношеского трепета, который испытывал каждый из нас. Второй запомнившийся павильон  — «В зале ожидания нет свободных мест». Эта комната понравилась мне большим количеством вовлекающих практик. Здесь можно оставить записку в специальном огромном сейфе или почитать послания других посетителей выставки, обняться под светящимся шаром и даже взвесить свою любовь на специальных весах.

Самые яркие эмоции я испытала от объектов в зале «Травма», где художники рефлексируют на тему самой болезненной травмы — отвержения. Очень ярко передаются ощущение боли, страдания и одиночества, а все из нас хотя бы раз это испытывали и точно помнят эти чувства. Еще запомнился шар в «В зале ожидания нет свободных мест», который меняет цвет, если кто-то обнимается в комнате. Все (и я в том числе) начали обниматься, и это поменяло энергию самого пространства».

Финальные чувства от прогулки — вдохновение и любовь. Мне отозвалось, как выстроена выставка — как ты проходишь через ощущение детской радости к подростковым переживаниям, потом через боль отвержения и неразделенной любви выходишь в перерождение и поднимаешься выше к светлым, теплым ощущениям и чувству безграничной любви. Для меня эта выставка про то, что наше ощущение любви циклично (не может быть только радости или только боли), каждый раз мы так или иначе проходим один и тот же процесс и важно переходить через стадии, не останавливаясь на какой-то одной. Тогда и появляется динамика жизни.

Анна Цыплухина — автор и соведущая подкаста «Несладкий бизнес», основательница «Несладкого продакшена» — студии создания подкастов и YouTube-шоу

Вопрос «Что такое любовь?» — очень сложный. Наверное, любовь — это какое-то чувство, которое невозможно никак оцифровать, невозможно в достаточной степени вербализовать, потому что оно проявляется в действиях, в мелочах, в деталях, словах, которые тебе говорят, в делах, которые делают в твою сторону. В общем, она у всех проявляется по-разному. Мне кажется, что очень важно рефлексировать на тему того, что то, что для для тебя не похоже на любовь, для кого-то именно это и означает. Любовь всегда разная. Ее точно можно легко распознать, когда ты ставишь себя на место того человека, который ее к тебе проявляет. Хотя с твоей стороны это может таковым не казаться.

На выставке мне больше всего понравился зал Эльдара Ганеева про детство. Там, где был детский домик из стульев и пледов, детская площадка с окном, старый ковер, дэнди. Это для меня прямая отсылка к любви, потому что родительская любовь — самая непредвзятая, безоценочная и абсолютная. Наверное, это та любовь, которая с нами на всю жизнь: так мы будем любить своих детей, наши родители любят нас, безотносительно к чему-либо. Поэтому этот зал мне больше всего запомнился и по интерактивности, и по причастности образами к моему поколению.

Из арт-объектов мне очень понравилась «Горошина на принцессах». Мне просто нравятся такие оксюмороны, аллюзии и перефразы, когда мы чуть-чуть переворачиваем привычный контекст, и в этом видится классный авторский взгляд на какую-то очень простую, понятную и где-то даже банальную вещь.

Мне кажется, эта экскурсия меня немного развеселила и взбодрила. Чувства и эмоции нарастали: в начале был процесс осознания увиденного, а в финальном зале ощущение легкости. Мне показалось, что это был один из самых теплых, понятных, человеческих залов. Поэтому до выставки: интерес и любопытство. После выставки: легкое, приподнятое настроение.

Выставка открыта до конца сентября в Первой Образцовой типографии на Пятницкой улице. Приходите, чтобы принять участие в путешествии-рефлексии, исследуйте свои эмоции, любите и дарите любовь и питайте ею окружающих.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.