Картинка

Как создать коллаборации между бизнесом и благотворительностью?

Лекция Юлии Зубцовой о выгодном сотрудничестве компаний с некоммерческими организациями.

Коллаборации — вещь не новая. Иногда кажется, что все, что может быть придумано — уже придумано. Возможно, так и есть, но уже существующее можно грамотно переосмыслить и адаптировать. В фонде «Антон тут рядом» много примеров коллабораций с бизнесом — это один из основных фокусов организации. 

На форуме молодых специалистов «Креативные выходные» Юлия Зубцова спикер фонда «Антон тут рядом» рассказала, как компания создает взаимовыгодные и оригинальные проекты на стыке бизнеса и благотворительности.

О фонде

Фонд «Антон тут рядом» появился в 2013 году. Все это время команда занимается системной поддержкой людей с аутизмом. Благотворительная организация помогает детям, взрослым, подросткам, семьям и врачебному сообществу быть более инклюзивными.

Все началось со встречи Любови Аркус и Антона Харитонова (аутичного подростка) — Любе на глаза попалось сочинение Антона. Она решила снять документальный фильм о парне, а потом основала фонд из-за большого отклика от родительского сообщества. Поначалу не было понятно, с чего начинать: какие программы делать, какие форматы использовать. Все строилось постепенно. 

Сейчас у благотворительного фонда 6 площадок в Санкт-Петербурге: ресурсный центр, 2 квартиры сопровождаемого проживания, 3 площадки с мастерскими, больше 120 сотрудников в штате.

Единственный коммерческий отдел внутри организации — отдел по социальному предпринимательству — в том числе благодаря ему появляются все продукты в коллаборациях. 

Источник: архив пресс-службы

Зачем нужны коллаборации?

Коллаборации нужны и компаниям, которые берут на себя реализацию и продажу вещей, и фонду, который берет на себя визуальную составляющую.

Для компаний: 

— Быть социально-ответственными. Чаще всего для коллабораций бизнес выбирает фонды с проверенной репутацией и удачными кейсами совместной работы с другими компаниями. Сейчас все больше организаций применяют стратегии устойчивого развития, один из пунктов которых — активное включение в социальные проблемы и помощь в их решении. 

— Выход на новую аудиторию. Коллаборации — способ взаимного пиара, при котором обе компании обмениваются аудиториями и повышают лояльность к своей деятельности. 

Для фонда: 

— Выход на новую аудиторию 

— Реализация художников в новых форматах работы. Тем художникам из фонда, которые обычно работают в свободном формате, очень полезно попробовать себя в работе с концепциями и четкими техническими заданиями. Это поможет быть более подготовленными к открытому рынку труда. 

— Дополнительные финансовые поступления. С продажи каждой позиции в коллаборациях определенный процент отчисляется в организацию. Это всегда разный процент, в зависимости от сложности идеи и количества включения студентов фонда, но всегда дополнительные поступления. 

— Продвижение мероприятия или акции. Так фонд «Антон тут рядом» делает большой дроп коллабораций к ежегодному музыкальному фестивалю.

Источник: архив пресс-службы

Коллаборации с бизнесом строятся на использовании айтема от производителя и дизайна, включения креативной команды со стороны фонда. Айтемы в коллаборации чаще всего продает партнер, мы получаем свой процент с продажи по лезизионному договору. За редким исключением они попадают к нам в онлайн-магазин.

Покажу несколько примеров мерча: 

1. Сумки Arny Praht 

Сумки из этой коллекции повторили в этом году, хотя обычно Arny Praht не выпускают повторный дроп коллекции. Абсолютный лидер продаж – заяц! 

2. Коллаборация с  All We Need  

Это примеры работы, когда мы не только отдали партнеру графические изображения для принтов, но и написали теглайн коллекции леттерингом художника фонда. 

Есть коллаборации, креативы для которых мы берем из нашей библиотеки художественных работ. А есть вариант, когда мы рисуем под заказ, например: 

1. Ola-Ola

2. A Secret Knowledge 

3. Больше кофе

4. Страдающее средневековье

Кроме того, существуют отдельные дропы мерча, например, к фестивалю. В этом году у нас вышло много таких коллабораций. В основном они нужны не для прибыли, а для обмена аудитории и повышения узнаваемости фестиваля, для создания дополнительных касаний с аудиторией. 

1. Кольца Mozi J

2. Брелоки с Ебурет 

3. 99 ресайкл 

Но в основном на первом месте в коллаборациях коммерческая составляющая — наш отдел существует для того, чтобы коллаборация принесла пользу фонду. Иногда мы делаем коллекции, которые не продаются, но работают на получение прибыли. 

1. Eleven coffee — делали стаканчики, отчисления шли в фонд 

2. Мечтатели – сырники подавали в наших тарелках, отчисления шли в фонд 

Обычно все коллекции партнер продает на своей стороне, но некоторые коллекции попадают в наш интернет-магазин. Например, это: 

1. Коллаборация с Т-Банк 

2. Коллаборация со Страдающим Средневековьем керамические ветки смешной предмет, не имеющий практического применения, а отсылающий к известному мему, хорошо распродались. 

Q&A

Здесь Вы рассказываете только про примеры продуктовых коллабораций. Бывают ли не продуктовые коллаборации, например, в сфере искусства и культуры? Какие есть еще опции? 

— Мы не эксперты в арт-кураторстве — для нас это очень сложный и большой процесс, в штате нет экспертов под эту задачу. Но несколько коллабораций мы реализовывали! 

ИФЗ — императорский фарфоровый завод и керамическая мастерская фонда, расписывали изделия друг друга. Потом вся керамика и фарфор выставлялись в Главном штабе Эрмитажа. 

Одноклассники х Русский музей — студенты фонда ходили в русский музей, потом рисовали работы, которые увидели. На их основе сделали принты для мерча Одноклассников. 

Источник: архив пресс-службы

Как вообще вышло так, что о вас узнали? Вы известны в Санкт-Петербурге, в других городах, сферах арт-кураторства. Как добились такого? 

— Спасибо! Ну, во-первых, нам уже больше 10 лет — это большой срок. У фонда много программ, и точки входа могут быть с разных сторон. То, что фонд известен, результат большой работы моих коллег, кураторов различных программ и отдела PR, который рассказывает об этой работе. 

Во-вторых, для узнавания продукции  помогает интернет-магазин, коллекции которые мы выпускаем.

В-третьих, мероприятия, которые мы проводим. Валентиночная акция, музыкальный фестиваль, маркет «Тут рядом» это наши ежегодные ивенты, которые всегда активизируют нашу существующую аудиторию и привлекают новую.

Мы не просто придумали дело для ребят, чтобы помогать аутичным людям с социализацией, а работаем с ними как с художниками. 

Изначально у нас был главный художник фонда, он собирал общий стиль при всем разнообразии стилей художников и техник работ. Это непросто, ведь все ребята у нас очень разные. И поэтому фирменный стиль не был придуман заранее, а выстроился с течением времени, также, как не был запланирован фонд в том виде, в котором он есть сейчас — все появилось постепенно и по своей внутренней логике.

Сейчас у нас есть 3 наиболее узнаваемых фирменных шрифта, коллекция цитат, которые тоже собираются стихийно, огромный архив иллюстраций.

Откуда появляются такие крупные партнеры? 

Источник: архив пресс-службы

— По-разному. Например, в BeFree мы написали сами. Коллаборация с Диван.ру сложилась на основе давней дружбы — когда-то они подарили диван в мастерские, а потом пришли с предложением поработать вместе.

Но в основном партнеры приходят к нам сами. У компании есть продукт, который она выпускает у нас есть возможность придумать новый дизайн. Дальше мы вместе думаем над концепцией и вариантами реализации. 

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.