Картинка

«Грани XX века» – отражение реалий Советской России

Рассказ куратора выставки Светланы Шатуновой о произведениях, представленных в экспозиции.

Московский музей современного искусства представляет выставку произведений XX столетия из собрания Самарского художественного музея, приуроченную к его 125-летию. Куратор Светлана Шатунова подчеркнула, что ММОМА и Самарский художественный музей уже работали вместе в 2013 году, и темой той выставки тоже был авангард. Поэтому можно сказать, что «“Грани XX века” – это логичное продолжение 2013 года.» 

Было решено провести выставку именно в Москве, так как в Самаре сделать это в полном масштабе не представлялось возможным. 

«Здорово, когда есть другая площадка и место. Это помогает по-другому осмыслить эти работы. Какие-то вещи в целом прозвучали по-другому», – сказала Светлана.

Вводное слово перед выставкой

Основную идею выставки, куратор объяснила так: «Нам важно и хочется посмотреть на прошедший XX век со стороны. Он очень многогранный. Мне очень хотелось выстроить выставку так, чтобы показать эту трансформацию в искусстве: как из одного направления художники перетекали в совершенно другое. Мы постарались показать все грани века и то, как они менялись».

В экспозиции представлены наиболее яркие имена, без которых нельзя представить развитие отечественного искусства XX века. Те, которые дают понимание о направлениях и тенденциях времени. Показаны и самарские художники, уже вошедшие в летопись города. 

«На самом деле, здесь встает вопрос коллекции: её пробелов. Какое-то время представлено лучше, потому что его целенаправленно собирали, а где-то представлено стихийно. К примеру, 70-80-е года в коллекции освещены меньше. Современное искусство также в меньшем объёме, так как не было его целенаправленного собирания».

Говоря об актуальности выставки, Светлана выделила следующее: «Экспозиция составлена из картин, которые нигде больше нет возможности увидеть. Это частные и региональные коллекции. Это открытие!»

Помимо этого, выставка ярко представляет черты региона в исполнении малоизвестных художников. 

«Хотелось дать имя региональным самарским художникам, которые работали в параллели с известными на тот момент именами. Всегда интересно знакомиться с новыми художниками. Здесь есть возможность познакомиться с волжским колоритом».

По словам Светланы, грани XX века настолько разнообразны, что каждый посетитель может найти то, что затронет лично его и откликнется в нём. 

Основная экспозиция 

В основной экспозиции организаторам выставки удалось показать выдающихся художников XX века. К примеру «Октябрьский натюрморт» Надежды Удальцовой, раннюю работу Юрия Пименова 40-х годов, Аркадия Пластова и его «Федора Тоньшина», раннего Дмитрия Жилинского, «Голубые города» Константина Звездочётова. Особую ценность, поделилась Светлана, представляет Гелий Коржин с картиной 1962 года «В дороге», которая была представлена на выставке «30 лет МОСХ» и подвергалась критике итальянского журналиста Аугусто Панкальди. Также Светлана рассказала, что работу Пластова хотел забрать в свою коллекцию Русский Музей.

«Сложно выделить только одного художника, когда ты их всех знаешь, любишь».

Источник: коллекция Самарского художественного музея
Источник: коллекция Самарского художественного музея

Особое место занимают картины военного периода. Ввиду того, что Куйбышев (название Самары в XX веке) был запасной столицей в период Великой Отечественной войны, у Самарского музея сохранилось очень большое собрание работ тех лет. Многие художники находились в эвакуации в Куйбышеве и показывали на выставках свои произведения. 

Одной из выдающихся работ того периода Светлана называет картину Василия Ефанова «Хищники», которая является эскизом к большому панно на ж/д вокзале. Также куратор выделяет работу Лентулова «Оборона Ленинграда», которую он прислал в Куйбышев, находясь в эвакуации в Ульяновске. 

Источник: коллекция Самарского художественного музея
Источник: коллекция Самарского художественного музея

Рассуждая о ключевых тенденциях развития искусства в XX столетии, куратор выделила следующее: «На примере Удальцова мы приходим к выводу, что в 30-е авангардисты не могут работать как прежде и меняют свою направленность. В годы войны – это соцреализм с заданной политикой. Ослабление соцреализма приходит 60-е, когда возникает суровый стиль. Его представителями можно назвать Виктора Иванова, Юрия Боско». 

Источник: коллекция Самарского художественного музея
Источник: коллекция Самарского художественного музея

Особенностью 60-х является то, что в это время появляются нонконформисты – вторая волна авангарда, представленная творчеством Элия Белютина – свидетеля новой свободы после смерти Сталина. А 70-е годы Светлана назвала «немного интровертными», с меняющейся стилистикой крупноформатных вещей, которые уходят в замкнутую среду, внутреннюю изоляцию.»

Источник: коллекция Самарского художественного музея
Источник: коллекция Самарского художественного музея

Также Светлана рассказала о том, что региональная живопись самарской школы начинает проявляться во второй половине века. Суровый стиль 60-х выразился больше через пейзаж, особенно Волги, как духа времени. В 70-80-е художники самарской школы видели трагедию реки в том, что она была источником, из которого тянут ресурсы. 

«В этих картинах ярко проявляется драматизм».

90-е – это «разностилье и пестрота.» Куратор рассказала, что этот зал было очень сложно собрать из-за разнообразия работ: у кого-то в них преобладает примитив, кто-то создает картины, похожие на «шагаловские», как, например, Петр Мальцев. Кто-то, подобно Евгению Казнину, творил «через призму картин Ван Гога и Врубеля, экспериментируя со своим сознанием».

Источник: коллекция Самарского художественного музея
Источник: коллекция Самарского художественного музея

Поздние современные художники, по словам Светланы, пробовали уже новые формы, уходили от привычных картин мира и стереотипов. Примерами служат Оксана Стогова, Неля и Роман Коржовы. В их видении создавалась эстетика авангардного и концептуального искусства

Говоря об исключительности XX века, Светлана делится мыслью о цикличности в этом столетии и о наличии особенных тенденций региона. «Я думаю, что в дальнейшем это будет находить новые взгляды и прочтения».

Завершающий зал выставки посвящен современным самарским художникам. «Неля и Роман Коржевы действительно пионеры современного искусства, основатели Ширяевской биеннале»

Среди современных работ – исследования Оксаны Стоговой о цвете и литературе и цветолингвистике. 

«Очень хотелось завершить экспозицию современниками, которые сейчас творят и работают, и чьи выставки проходят на данный момент».

Источник: коллекция Самарского художественного музея
Источник: коллекция Самарского художественного музея

Впечатления посетителей выставки

В большей степени отзывы посетителей были очень доброжелательными. 

«У нас на выставке две работы Аркадия Пластова, и на неё приехали его родственники и выразили свой восторг экспозицией. А многие вообще специально из Самары ехали в Москву, чтобы посмотреть “Грани”».

Художник шестидесятник Виктор Иванов, чьи работы представлены в экспозиции, тоже посетил её и был рад увидеть картины своих коллег. 

Светлана поделилась переживаниями насчёт выставки. Было неясно как её воспримут, учитывая региональную специфику работ. Но всё оказалось гораздо удачнее. Многие посетители купили картины некоторых самарских художников именно после этой выставки. 

«Благодаря выставке люди и увидели и поняли, что есть такие вот имена, просто о них мало знают».

Источник: коллекция Самарского художественного музея

Дальнейшие планы

Светлана надеется на дальнейшее сотрудничество Самарского художественного музея и ММОМА, так как в будущем хотела бы сделать персональную выставку Валентина Пурыгина – выдающегося самарского художника.

«У нас огромное его наследие. Мы действительно по-разному можем показать этого автора. На его примере очень интересно наблюдать, как менялась история России во второй половине XX века». 

Источник: коллекция Самарского художественного музея

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.