Картинка

«Между швами времени»: проект-исследование Алёны Троицкой

Обзор выставки «Между швами времени» в ММОМА с комментариями художника.

«Между швами времени» —  новая выставка Алены Троицкой в ММОМА. Основой экспозиции в Музее современного искусства стал исследовательский и перформативный проект художницы «Вместе» в деревне Красино-Убережное Тульской области. Алёна работала в полуразрушенной церкви XVII века и доме XIX столетия. С помощью найденных в этих местах материалов художница создавала работы, объединенные темой времени, памяти и взаимодействия материального и духовного. Проект был реализован при участии Центра художественного производства «Своды», совместно с которым ММОМА реализует партнерскую программу ColLAb по поддержке и творческих инициатив художников и кураторов.

«Этот проект я воспринимаю, скорее, как художественное исследование…»

Алёна Троицкая —  междисциплинарная художница. Она изучает взаимодействие природного и человеческого, тему времени и исторических слоев. Живет и работает в Москве. В 2010-м году Алёна закончила Московский Архитектурный институт, а в 2021-м стала выпускницей «Свободных мастерских» ММОМА. В настоящее время художница учится в Институте Современного искусства Иосифа Бакштейна.
Начало проекту положила поездка Алёны Троицкой в Тульскую область в 2020-м году. Художница приехала туда, чтобы увидеть разрушенный храм во имя Святой Живоначальной Троицы XVII века. Как отметила Алёна, сама местность произвела на нее большое впечатление: понравились пейзажи на берегу Оки, и, с одной стороны, эстетика рун, а с другой — сила древнего места. Позднее семья художницы приобрела в Красином-Убережном дом. За три с половиной года Алёна часто приезжала и фотографировала окружающую среду, пейзажи и постройки.

«Моими опорными точками в этом наблюдении стали два пространства: одно из них — руинированный храм, а второе — старый дом XIX века. Они стояли по разным частям села, и когда я ходила от одного конца местности к другому, это всегда был, с одной стороны, путь созерцания, а с другой — очень странное изучение каких — то моментов темпоральности».

В центре творческой практики Алёны Троицкой  — тема времени: его природы и цикличности. В этой серии работ время является основной темой, связывающей идею и ее воплощение.

«Есть ”одно время”, которое течет в доме, как в целом базисе, где проходит человеческая жизнь. В доме мы всегда чувствуем и прошлое, и настоящее, и будущее. А есть пространство храма с совершенно другой формой темпоральности, на мой взгляд».

Итак, два ключевых места — дом и храм. В музее проект также размещен в двух пространствах. Зал слева образно можно назвать «Храмом», зал справа — «Домом». Небольшой коридор между помещениями у самой Алёны ассоциируется с тем реальным путем между зданиями в Тульской области. 
Используя найденные в местах исследования материалы, Алёна создавала объекты и инсталляции. Таким образом, в работах родилась непосредственная связь либо с самими местами, либо с символичностью этих мест. Перенося прошлое в настоящее с помощью искусства, художница создала творческий проект и сохранила память об этих культурных местах.

«Получился как будто такой способ сопротивления времени. Это про исчезновение и уничтожение, но при этом, и про сохранение и возобновление».

На открытии выставки в ММОМА Алёна поделилась историей каждой работы, рассказала про техники и материалы

Вся фотофиксация мест исследования Алёны Троицкой отражена в книге «В месте / To gether». Она представлена в зале храма в печатном и электронном виде. На русском книга называется «В месте». Художница разделила наречие «Вместе», которое изначально использовалось для названия проекта Алёны в «Сводах». По этому же принципу было разделено английское слово «together». Так, получился несуществующий глагол «to gether», созвучный с реальным «to gather» — «собирать вместе». Название стало намеренной перекличкой с книгой Екклесиаста, одной из частей Библии. «Екклесиаст» —  греческая калька с еврейского слова «когелет», несуществующего причастия от слова «кагал», также обозначающее «собирать вместе».

«Вышел поэтический жест. В целом, свою книгу я также воспринимаю, как что-то поэтическое».

ПРОСТРАНСТВО ХРАМА

Источник: архив пресс-службы

Библейский мотив содержится в еще одной работе. На кусках штукатурки, слоями которой частично покрыт храм, Алёна написала отрывки из текстов Экклезиаста, которые связаны с темой времени. Художница отмечает органичность этих текстов в контексте пространства и ее творчества в целом.

Источник: архив пресс-службы

Золотые листы металла были найдены в этой же местности. Как говорит Алёна, их поверхность отражает феномен времени. Они были покрыты ржавчиной и подвержены коррозии, то есть на себе испытали воздействие времени.

Источник: архив пресс-службы

Большие голубые полотна были выполнены в технике энкаустика. На них —  слои штукатурки, подражающие сохранившимся частям окраски стен. Один из таких фрагментов запечатлен на фотографии слева от работ Алёны. В итоге, небольшой кусочек реального материала в этом «цикле сохранения и возобновления» художница фиксирует, зуммируя до больших полотен.

В качестве способа перевода материала из состояния временной поверхности во «вневременное» произведение художница выбрала технику энкаустики, которая для самой Алёны связана с понятием времени и исчезновения:

«Энкаустика была распространена в Древней Греции и Египте, но рецептура ее была утрачена. И только в XX веке ученые и художники, путем изучения древних составов и литературных источников, смогли приблизиться к прошлому мастерству».

ПРОСТРАНСТВО ДОМА

«Если в зале храма мы говорим про некий “вневременной” контекст, то дом связан с жизнью, а жизнь имеет три главные категории времени: прошлое, настоящее и будущее. Именно таким образом был структурирован сам дом. Каждая его часть отвечал за одну из категорий».

Будущее

В зале дома разместилась инсталляция — видео с садом.

Прошлое

Один из этажей имеет многослойную структуру в обоях. Художница использовала деколлаж: снимала слои обоев, фотографировала и продолжала дальше снимать. Сами обои не сохранились, а снимки Алёна решила воспроизвести в ризографию как в максимально близкую к печати обоев технику.


«Более того, в этой технике все слои становятся одним, как будто все это соединяется в единую темпоральность».

Прошлое

Золотые объекты на стене относятся к нижнему этажу дома. Кажущиеся самородками, на самом деле слепки, снятые поверхности стены и покрытые цветом.

«С одной стороны — это памятник этому месту. Еще Гастон Башляр отметил, что в каждом маленьком уголочке дома хранится его история. Золотой цвет здесь для того, чтобы сделать ценность каждого кусочка и объекта в целом более явной».

Прошлое

Инсталляция с глиняными птицами —  дань поколениям, которые жили в доме до семьи Алёны Троицкой. Белые глиняные фигурки в ММОМА представлены в объемных рамках с подсветкой: таких же птиц художница нашла на окнах цокольного этажа.

«Простая и понятная, как мне кажется, символика: птица как душа человека. Сами фигурки сделаны из местной глины, я накапливала и очищала ее самостоятельно, а потом лепила фигурки. Вообще, для Тульской области в общем характерны керамические промыслы».

В понимании выставки «Между швами времени» поможет изучение способов и истории создания объектов. Здесь также очень важен переход из одного пространства в другое, совершая который, зритель перемещается из одного временного контекста в другой и проходит тот же маршрут, который проходила Алёна Троицкая в Красино-Убережное.

«Диалог с храмом построен на взаимодействии с поверхностями, подверженными времени. В этом проекте — коллекция поверхностей, зафиксированных или переосмысленных мной в рамках темы времени».

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.