Картинка

«Меня интересует изменчивость и эмоциональность человеческого сознания»: Елена Филаретова о первом персональном проекте

Елена Филаретова — о новой выставке, отце, важности радости и коллабораций.

Фото: Мотя Шеварихина

22 мая в ММОМА на Гоголевском бульваре откроется выставка «НИИ ФИЛАРЕТОВА» — первый персональный проект петербургской художницы, подготовленный музеем вместе с бюро BERNASKONI. Проект представлен четырьмя сериями работ, над которыми художница работала с 2019-го по 2024-й год. Редакция поговорила с Еленой, чтобы больше узнать о новой выставке и о ее творческом пути.

Где вы сейчас находитесь? И как ощущаете себя перед открытием первой персональной выставки?

Я в своей мастерской в Петербурге. Тут много солнца и рассеянный свет, и тут же работает мой отец Виктор. Вам видно его работу с кошечкой, он любит кошек и собак, я тоже, конечно, но немного других. До этого я снимала мастерские на старых заводах — на Васильевском острове, Кожевенной, Александра Невского, но работа там сопровождалась отсутствием удобств и необходимостью выпивать восемь кружек чая каждый раз, чтобы не замерзнуть в холодное время года. Есть определенная романтика в таких местах, но сейчас я хочу делать выбор в пользу комфорта. Что касается выставки, то к ней уже почти все готово, поэтому сейчас я немного замедлилась и ожидаю.

Вы упомянули про отца. Оказали ли какое-то влияние на вас родители в плане входа в арт-среду, влияния на художественный вкус?

Конечно. В основном, отец, потому что он — художник. Когда я родилась, ему очень быстро пришлось сместить акцент с живописи на работу, чтобы кормить семью. Но мне всегда хотелось, чтобы он рисовал в удовольствие, поэтому теперь у него есть своя часть в мастерской. С детства он всегда как-то меня направлял, правда, очень хитро, потому что целиком убедить меня в чем-то было невозможно.

В детстве он мог взять журнальчик с тв-афишей и воскликнуть «Смотри, какой портрет! Давай на время, кто нарисует ее похоже — ты или я?». Он хотел меня приободрить и специально рисовал плохо, чтобы у меня получилось лучше. Он очень помог мне воспитать любовь к живописи и к рисунку, а также портретному жанру.

Можете рассказать про свою жизнь в Петербурге? Любите ли вы питерскую тусовку? Какая она на ваш взгляд?

Я родилась в Петербурге на Васильевском острове, и училась в лицее Б. В. Иогансона при Академии Репина. Моя арт-тусовка сформировалась примерно с 8-го класса, для меня это все люди, которые связаны с живописью, выпускники художественных вузов и те, кто связал жизнь с искусством. Многие из них сейчас занимаются уже другими делами, не связанными с творчеством. Я бы сказала, что в основном, это тихие люди, которые закрылись у себя в мастерских и рисуют. Что касается актуальной арт тусовки Петербурга, то зачастую это люди из разных профессий и разной жизни, которые оказались связаны с искусством в настоящем времени. Сейчас на слуху, например, ребята 10.203, в 2021-м году я участвовала с ними в совместной выставке, дружу с Никитой Dusto, и это ненаигранная, искренняя история. Я много с кем знакома, и сейчас кажется, что необязательно специально следить за людьми, чтобы понимать, что они делают

Фото: Мотя Шеварихина


Были ли в вашей жизни какие-то судьбоносные встречи? Были ли они связаны с людьми из арт-сферы?

Наверное, самое интересное знакомство случилось у меня с архитектором Борисом Бернаскони, с которым мы делаем сейчас выставку в ММОМА, на Гоголевском. Мы познакомились в Петербурге, на ярмарке Port Art Fair в музее стрит-арта, кажется, в 2018-м году. Сначала вели переписку и иногда виделись, но год назад пришла идея сделать что-то большое. Мы поняли, что с помощью дизайна со своей стороны, Борис может углубить идеи моих работ. 

Кстати, в них проявляется именно ваше личное отношение к жизни? Или вы разделяете ваше искусство и ваше состояние?

Это мои максимально искренние высказывания. Основное дело, на которое крепятся дальше уже какие-то другие вещи. Может быть, это не совсем правильное слово «спасение», но моя живопись во многом помогает мне вести диалог с окружающими и с собой, решать для себя какие-то вопросы, что-то объяснять. 

Фото: Мотя Шеварихина

После рождения дочери я все время находилась дома. Два раза в день удавалось выходить в магазин за едой. Тогда я остро ощутила, что мне нужно рисовать, чтобы внутри был баланс, чтобы я была радостной матерью. Это очень важно. За 6.000 я сняла какое-то смешное помещение на Кожевенной 34 (как раз над галерей 10.203) и приходила туда по два часа каждый день. Там у меня было зеркало, и я решила, что каждый день я буду садиться к нему, брать листок, включать свет и рисовать один автопортрет. Для любого человека очень важно занятие, которое его радует, любимое занятие в жизни, чтобы существовать в балансе, не запутаться, не стать нервным. 

Перейдем к выставке «НИИ ФИЛАРЕТОВА». Когда художнику вообще стоит делать персональный проект? 

На самом деле, моментов, которые спровоцировали этот проект, огромное количество. Но моя мысль в том, что если не подытожить материал, который накопился за какое-то время, то работать дальше сложно. Нужно собрать все, сделать выводы и идти дальше. Это не только про работу художника, про жизнь в целом. При этом, конечно, не стоит ждать, когда тебя вдруг настигнет идея. В свое время я брала учеников для подготовки к поступлению в ВУЗЫ, и у всех был вопрос «Что мне делать? Я сажусь и не знаю, что рисовать». Они хотели сначала что-то увидеть у себя в голове, и после перенести на бумагу.  Это не самый продуктивный подход, потому что без эксперимента невозможно появление чего-то  нового, получится только тот образ, который ты уже просчитал. Нужно давать волю случайностям, в моем случае это имеет связь с той серией автопортретов, про которую я говорила выше. Моей задачей было ежедневное создание уникального, не похожего на остальные изображения своего лица, и зачастую, после 10 похожих работ вдруг появлялась новая, которую я не могла себе представить, я брала ее за основу и двигалась дальше, в следующих работах дополняя образ или используя другой материал.

Меня в принципе интересует изменчивость человеческого сознания и его эмоциональность, это основная идея в изображении мной человека. Поэтому на мой взгляд, портрет — самый сложный жанр, ведь человек постоянно меняется.

Фото: Мотя Шеварихина

У выставки сложная концепция: планируется взаимодействие с представителями креативных сред в рамках специальных событий. Вы назвали это «тотальной коллаборацией». Можете пояснить?

Мне кажется термин «коллаборация» является основополагающим сейчас, причем не только для художника, а для любого человека. Все работают через соединение, потому что тогда получается новый продукт, которого не было раньше. Если говорить научно, то «тотальная коллаборация» — это способ взаимодействия художника с внешним миром при помощи произведения искусства и посредством интеграции произведения в различные сферы человеческой деятельности. С вовлечением других участников в процесс создания, экспонирования или взаимодействия произведения. Она расширяет рамки физического и информационного поля произведения искусства.

Планируется, что я буду общаться и работать вместе с гостями проекта для создания новых идей и объектов. С школой дизайна ВШЭ мы придумали НИИ — платформу для интерактивной коммуникации между участниками арт-рынка: художником, зрителем, галеристом, коллекционером и другими. Работа НИИ в контексте выставки — это интерактивное исследование влияния внутренних и внешних факторов на произведение искусства, а также изучение восприятия зрителем современного искусства. Формат работы со студентами, в рамках которой они, вдохновляясь моими работами, личными документами, текстами и даже детскими фото, создают свои проекты.  А еще на стене в самом последнем зале, на втором этаже я буду делать тотальную работу-эксперимент размерами 7,5 х 3,5 метра. Она будет состоять из множества холстов, которые являются ее частями, но могут быть независимыми, и которые я буду ежедневно дописывать, приходя с какой-то новой для себя информацией, наблюдая за своим состоянием в музее здесь и сейчас.

Какой бы вы выделили свой самый любимый или значимый проект?

Я с теплом вспоминаю одну из своих первых совместных выставок, это проект Петра Белого «Новые неизвестные» в галерее LUDA в 2019-м году. Тогда галерея переехала в помещение на Александра Невского, на Тележной 37. Это была важная для меня коллективная выставка, где работы были необычно экспонированы — выставлены на полу вместе с деревянными скульптурами. Если говорить про судьбоносные встречи, то Петр тот человек, с которым мы общаемся на протяжении всех этих лет.

Фото: Мотя Шеварихина

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.