Специально для Дня всех влюблённых 18 художников подготовили работы на «хрупкую» тему — отношения на расстоянии. За всю историю искусства художники использовали множество метафор и сюжетов о любви.
Вместе с куратором-исследователем аукционного дома dispar:d Лизой Ворониной мы изучили, какие из классических символов использовали авторы в грядущем аукционе и как выглядит любовь в современном искусстве.
Почувствовать себя и любимого единым целым — одно из лучших чувств во время отношений. Но как быть, когда вы находитесь в разных странах? Некогда вы списывались о времени и месте встречи, отправляли друг другу картинки с милыми котиками, а сейчас цифровой мир — единственное пространство для коммуникации. «Тоска по прикосновениям» Антонии Лев отражает ту нехватку тактильности, когда мысль о прикосновении любимого человека так же мнима и виртуальна, как попытка дотронуться до собственного отражения. Зеркало, в которое женщина смотрит на себя, часто считают олицетворением тщеславия, однако на картине Жоржа де Латура «Кающаяся Магдалина», с которой можно сравнить работу Лев, свечи, которым озарено лицо Магдалины символизирует надежду и веру.
Для чего художники оставляют символы в картинах?
Символы, которые во все времена использовали художники, чтобы наполнить смыслом сюжет полотна либо чтобы уточнить образ (вспомним голландский натюрморт vanitas, в котором предметы быта или яства символизировали этапы жизни человека), в романтических сюжетах выполняли нарративную функцию. Зритель мог судить о верности жены, преданности мужа, и вовсе о финансовой выгоде заключённого брака по предметам, расположенным на картине.
В известном парном портрете четы Арнольфини есть «живой» символ верности. Это небольшая собачка, стоящая между супругами. Проведём параллель между современностью: на «Мы больны» Собачьей Картохи (Лизы Нестеровой) изображена пара собак, которые наслаждаются компанией друг друга, несмотря на разрушающийся мир вокруг.
Возможно ли такое, что метафоры и аллегории появлялись на картинах художников из-за стигмы на публичные любовные отношения?
Вполне возможно, однако, также вероятно, что никто не воспринимал это как запрет из-за античной живописи, благодаря которой обнажённая натура воспринималась чем-то естественным. Ярким тому примером служат портреты, которые заказывались жёнами как подарок мужу на свадьбу: почтенную женщину нельзя было изобразить нагой, однако можно написать её в образе богини любви, как поступил заказчик Тициана, исполнивший работу «Любовь земная и Любовь небесная».
Использовались ли в классическом искусстве распространённые в массовой культуре купидоны и розовые сердца как символы любви?
Говоря о едином и половинках, сердце обрело свой любовный контекст только в XIII веке. До этого символ хаотично использовался: был популярен в декоративно-прикладном искусстве, как на подвеске из цивилизации долины Инда. На ней изображён фиговый лист в форме сердца, возможно, именно плющ, — символ верности, способствовал появлению современного значения формы сердца. Только в XV веке символ стал мастью на игральных картах, после чего получил распространение в культуре, а за век до этого его принято было изображать перевёрнутым. Кто-то говорит, что сердечко упрощённо изображает анатомическое сердце, кто-то сравнивает с другими частями тела, общее то, что символ связывают с любовью.
Лана Морозова создала мягкое сердце, проткнутое стрелой — так художница воплощает в материальном мире неуловимое чувство влюбленности. В её работе «Дверка» используется элемент другого важного символа Дня всех влюблённых: стрела купидона. Персонажи, похожие на него, тоже появлялись в культурах в разных обличиях: от одинокого божества-подростка до целых отрядов порхающих херувимов. Задача амура или купидона знакома всем: заставить людей или богов влюбиться.
Мы видим, как одни классические символы применяются в работах художников аукциона в своём первоначальном смысле, а другие переосмысляются. Нимфа и Фавн стали персонажами работы «Вечер» Софьи Кобозевой: влюблённая обнажённая ютится на коленях своей второй половинки в костюме с лампасами.
Есть ли место для идей подарков на работах? Например, почему дарят шоколад? Или же какой цветок подарить на разных этапах отношений?
Вообще цветы могут символизировать широкий спектр эмоций и состояний: подсолнух — наивная любовь, роза — страсть и вожделение, лилия — божественное и чистое. А цветок с глазом — авторский символ, означающий надежду на рассвет нового дня. Такой цветок есть на работе Кирилла Гатавана «Вот так до холма одного и дойду я», вдохновлённой стихотворением Стефана Георге.
Цветы, как и любой другой символ, могут репрезентовать разное, например, Марк Шагал использовал образ цветка как знак торжества и страсти,. Кроме этого, образ связывал художника с трагедией — жена Шагала умерла незадолго до того, как он вернулся к работе над картиной «Букет с летящими влюблёнными».
Напоследок, шоколад. Его было принято дарить, так как какао бобы были экзотическим продуктом, достать который европейцам было сложно. Существует другая версия: правитель XVI века Монтесума заметил чудодейственные силы шоколада, он начал выпивать по три галлона шоколадного напитка в день, чтобы усилить свои силы по ублажению женщин.
Но не каждому требуется три галлона шоколада, чтобы показать свою любовь. Многим достаточно видеть поддержку и понимание со стороны любимого или любимой. Возможно, лучшим проявлением чувств будет искусство: теперь, после изучения ключевых символов Дня Святого Валентина, можно точно выбрать работу и подарить своему любимому человеку.
Аукцион «Осторожно! Хрупко» пройдёт онлайн, 10 февраля в закрытом телеграм-канале аукционного дома dispar:d.