Картинка

Знакомимся ближе: Лоуренс Шиллер

Один человек — множество судеб.

Личный фотограф Мэрилин Монро, журналист, фоторепортёр, телевизионный продюсер, режиссёр фильмов, автор сценариев и писатель – это краткий перечень профессиональных амплуа, в которых успел реализоваться Лоуренс Шиллер. Сейчас ему 83 года, и он легенда в мире фотографии и телевидения, обладатель многочисленных премий за вклад в развитие искусства и культуры.

Но обо всём по порядку.

Лоуренс Шиллер (справа) с американским писателем Норманом Мейлером (слева). Источник: Wikipedia

Призвание – фотограф

Лоуренс Шиллер родился в 1936 году в Бруклине, штат Нью-Йорк. Через семь лет его семья переехала в Сан-Диего, где мальчик начал ходить в обычную общеобразовательную школу. Параллельно он стал работать в маленькой местной газете – делал снимки школьных мероприятий и спортивных соревнований.

Лоуренс Шиллер, автопортрет

Работы Лоуренса привлекли внимание публики и профессионалов из сферы фотографии, и в 1953 году ему удалось выиграть пять наград от популярной американской компании Graflex, производившей фотоаппаратуру. Одну из фотокарточек тех времён можно увидеть на его официальном сайте – это одна из самых ранних работ молодого фотографа для спортивного издания.

Кто бы мог подумать, что автор этого снимка впоследствии станет личным фотографом Мэрилин Монро и выиграет награду за снимок проигравшего в избирательной кампании Ричарда Никсона?

В 1953 году Лоуренс поступил в частный Университет Пеппердайна в Калифорнии и всё лето проработал помощником фотографа в новостном агентстве в Нью-Йорке.

Head Over Heels in Work, Лоуренс Шиллер, 1956.
Источник: официальный сайт фотографа

Когда Лоуренсу было 20 лет, он снял фото, которое сделало его знаменитым – Head Over Heels in Work («По уши в работе»). Фотографию опубликовали в юмористическом американском журнале Life, который в то время играл роль символа качественной фотожурналистики.

С таким сокровищем в портфолио Лоуренс мог пойти в любое издание, не уступавшее Life в уровне престижа и качества материала – и Шиллер не упустил этой возможности. Сейчас его ранние снимки хранятся в архивах таких крупных изданий, как Time, Paris Match, Stern и других.

Нет предела совершенству: работа с Мэрилин Монро

В 1958 году Лоуренс Шиллер начал работать на Playboy. В это же время он познакомился с Мэрилин Монро – фотографу на тот момент было всего 22 года, но он сумел найти общий язык со звёздной актрисой. Со временем их дружеские отношения не только стали крепче, но и вылились в слаженную работу над фильмами и съёмками с участием Монро. В начале 60-х годов она хотела вытеснить с обложек популярных глянцевых журналов свою главную конкурентку в мире кинематографа – известную американскую актрису Элизабет Тейлор. У неё получилось сделать это после откровенной фотосессии с Лоуренсом Шиллером в качестве фотографа.

Это произошло во время съёмок фильма «Что-то должно случиться» в 1962 году. Каждый снимок, сделанный Шиллером, Монро отбирала лично, разрезая фотокарточки, которые казались ей неудачными. Таким образом она расправилась с почти двумя третями всего отснятого материала, зато остальные пришлись по вкусу широкой публике, прославили актрису и сделали Лоуренса Шиллера заметной фигурой в американском сообществе фотографов.

Фотография с выставки «Личный фотограф» Центра фотографии братьев Люмьер в 2014 году. Источник: официальный сайт Центра фотографии братьев Люмьер

Свой опыт работы с Мэрилин Монро Лоуренс Шиллер подробно описал в книге «Мэрилин и я», изданную спустя 50 лет после смерти актрисы, в 2012 году. В ней он замечал: «Как актриса Мэрилин была ужасно не уверена в себе, но как модель она полностью верила в себя. Она знала лучше, чем кто бы то ни было другой, как заставить образ Мэрилин Монро работать».

Позже Лоуренс Шиллер посвятит этому самому «образу Монро» целый фильм. В 1980 году он станет режиссёром фильма «Мэрилин: Нерассказанная история», в котором попытается показать о том, какой голливудская звезда была на самом деле. К тому моменту его по всему миру будут знать как блестящего американского фотографа – и не только благодаря знаковой съёмке с Мэрилин Монро.

От глянца к политике

Американские президентские выборы 1960 года позже назовут «самыми грязными»: в них сойдутся два сильных политических оппонента, вице-президент США при Эйзенхауэре Ричард Никсон и восходящая звезда Демократической партии Джон Кеннеди – оба не пожалеют средств, чтобы занять президентское кресло.

Источник: официальный сайт Лоуренса Шиллера

Лоуренс Шиллер не мог не запечатлеть историю самых горячих выборов на свою камеру: в 1961 году он взял награду «Лучшая фотография в жанре сторителлинга» (The Best Storytelling Photo) за фотографию Ричарда Никсона, безнадёжно уступившего Кеннеди по количеству полученных голосов.

С этой фотографии начался «большой» путь Лоуренса Шиллера – с тех пор он не модный фотограф, выполняющий заказы глянцевых журналов, а один из главных трансляторов своего времени. Через его объектив было суждено пройти всем знаковым фигурам как истории Соединённых Штатов, так и мирового масштаба.

Источник: официальный сайт Лоуренса Шиллера

В 1965 году Лоуренс Шиллер опубликовал своё первое эссе. Оно было посвящено теме неразборчивого употребления ЛСД и размещено на страницах альма-матер Шиллера – журнала Life. В это же время он активно занимался съёмкой национальных и международных спортивных мероприятий. На одном из его кадров можно увидеть битву Мухаммеда Али с Флойдом Паттерсоном.

В 1968 году Шиллер продолжил работать с ведущими политическими деятелями Америки и взял на себя новую задачу – организовать портретную съёмку Роберта Кеннеди, на тот момент – главного кандидата в президенты США. В том же году младший Кеннеди будет застрелен на кухне отеля, где выступит перед избирателями в последний раз. После смерти политика ценность снимков Лоуренса Шиллера, как и в случае с Мэрилин Монро, возросла в разы – его имя вновь прозвучало на устах публики, тем более, что в это время в ведущих газетах и журналах публиковались его кадры, а в прокат выходили срежиссированные им фильмы.

Роберт Кеннеди в объективе Лоуренса Шиллера. Источник: официальный сайт Центра фотографии Братьев Люмьер

Призвание – режиссёр

Перед триумфальным выходом киноленты «Мэрилин: Нерассказанная история» Лоуренс Шиллер был режиссёром документального фильма «Американский мечтатель», посвящённого жизни актёра Денниса Хоппера. Работа над ним длилась несколько лет перед тем, как в 1971 году он вышел в свет. В следующем году на суд зрителя попала другая документальная лента Лоуренса Шиллера ­– «Леди поёт блюз», посвящённая трагичной судьбе американской певицы Билли Холидей, так точно повторяющую жизнь Монро.

Ещё через три года на экранах американских кинотеатров появилась кинолента «Человек, который спустился на лыжах с Эвереста» с Лоуренсом Шиллером и Брюсом Низником в роли режиссёров-постановщиков. В 1976 году они взяли «Оскар» в номинации «Лучший документальный полнометражный фильм», так что к моменту работы над лентой о Мэрилин Монро в послужном списке Лоуренса уже было несколько выдающихся документальных картин.

Кадр из фильма «Человек, который спустился на лыжах с Эвереста», 1971

Лоуренс Шиллер с «Эмми».
Источник: официальный сайт Лоуренса Шиллера

В 1980-х годах Шиллер начал плотно работать над сериалами в качестве режиссёра и исполнительного продюсера. Самые известные из них – «Песнь палача» и «Пётр Великий» – получили престижную премию «Эмми» в 1983 и 1986 годах соответственно. Впереди у Лоуренса Шиллера ещё не один сериал и экранизация, но эти две работы в его исполнении ещё долго будут украшениями американского телевидения конца XX века.

Призвание – писатель

С 1978 года Лоуренс плотно сотрудничает c Норманом Мейлером – американским писателем, автором многочисленных книг, в том числе детектива «Американская мечта» и «Истории Освальда» об убийстве Джона Кеннеди. Последняя была выпущена в 1994 году совместно с Шиллером и стала бестселлером по версии New York Times.

Сейчас в списке трудов Лоуренса Шиллера насчитывается более 20 книг разных жанров – от документальных историй и биографий до сборников, созданных вместе с другими писателями.

После смерти Нормана Мейлера в 2008 году Шиллер учредил Центр в его честь – с тех пор он сотрудничает со многими писателями и фотографами, в том числе с Энни Лейбовиц, с которой они начали писать автобиографию самого Шиллера.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.