Картинка

Выставка «Пробуждение» в галерее ЛЮБОВЬ24

Исследуем персональную выставку художника Димы Филимонова вместе с искусствоведом Ксенией Артёмовой.

Персональная выставка Димы Филимонова «Пробуждение» открылась в июне 2023-го года в галерее ЛЮБОВЬ24 на Чистопрудном бульваре, 15с2. Куратором выступил Максим Пышненко. 

В интервью с художницей и искусствоведом Ксенией Артёмовой мы узнали, почему посетителей выставки призывают «пробудиться» и о чём говорит буйство красок в работах Димы.

Какие идеи заложены в названии выставки?

Слово «пробуждение» носит позитивный характер. Оно может отсылать нас к совершенно разным случаям и событиям жизни. Пробуждение любви в душе, общества к жизни, сознания ото сна и бессознательных состояний. Лейтмотивом выставки выступает выход из ложного пробуждения, который втягивает зрителя в своеобразный мир, живущий по своим правилам и наблюдающий за нами с тем же интересом, что и мы за ним.

Источник: архив пресс-службы

Работы Димы объёмные и полны деталей. Чем он вдохновлялся, создавая их?

Работы художника пропитаны саморефлексией, изучением внутренних конфликтов и самоидентификации. Он признаётся, что долгое время находился в «ложнопробуждённом» состоянии, жил как во сне, с постоянным ощущением, что что-то не так. Совсем как персонаж с картины Boy from Mars, которого в галерее называют не иначе как Маленький Принц. Для Димы способом справиться с устрашающей реальностью и внутренними травмами стала живопись. Будучи ребёнком, он пережил смерть обоих родителей, поэтому понятие «дома» для него размыто и неточно, как и понятия родительского тепла и поддержки.

«Boy from Mars»

В картинах можно увидеть два типа персонажей, кто они?

Хоть они и не имеют гендерной принадлежности, их можно разделить на женское и мужское начало, или, выражаясь корректнее, на образы матери и отца. Образ отца наделен антропоморфными чертами, он наполнен силой, уверенностью, спокойствием. Этот персонаж является связующим звеном с реальностью. Образ матери, символизирующий утопический комфорт, являет собой анималистичные материи. Они запутанные, переливающиеся, находятся в постоянном внутреннем движении, пульсируют изнутри. Эта зона комфорта – содержание прошлого и настоящего художника, мир внутри мира. Два типа персонажей можно встретить на картинах как вместе, так и по отдельности. Они рассказывают свою историю на неизменном абстрактном фоне, который принимает образ детского калейдоскопа или является минималистично-многозначным. Среда помогает передать внутреннее эмоциональное состояние, подчеркивает или нивелирует фигуру. В картинах фон и персонаж неделимы, они являются одним целым. Дима Филимонов фиксирует внутренние явления, которые ранее были зоной невидимого, и визуализирует их.

«Octopus»

Вы отметили, что плавность и дуальность проявляются и в формах предметов и красках. Но что означают острые формы?

Мягкие силуэты играют успокаивающую роль, не зря архетипическим символом мира является именно круг. Острые же формы выполняют функцию защиты или нападения. Они выстраивают барьер, устанавливают дистанцию. Ярким примером такого дистанцирования может служить конусовидный нос антропоморфных персонажей, отсылающий нас к эстетике цирка. В работе Firefly присутствует этот элемент, но что более всего привлекает в этой картине, это глаза. Этот взгляд так же, как и длинные остроконечные формы, выстраивает границы. Однако если приглядеться, в них нет ни капли претенциозности. Эти глаза наполнены вселенской грустью.

Дима Филимонов обучался живописи в Академии им. С.Г. Строганова. Можем ли мы увидеть некую строгость и академичность в работах?

В европейской традиции картина – это модель мира. Дима Филимонов продолжает эту традицию, персонализируя её. Искусство художника – это его место силы и комфорта, его дом, наполненный Любовью. Условный художественный язык произведений выстраивает доверительные отношения со зрителем. Стилизация приемов академической живописи способствует решению авторской задачи: создать произведение, в котором присутствует максимальное проявление личности.

Какова главная творческая мысль выставки?

Выставка «Пробуждение» стала своего рода чувственным открытием этого лета. В ней нет новизны художественного языка, удивительных открытий в сфере современной живописи или устрашающих экспериментов. Вместо этого экспозиция стала центром искренности и бесстрашия.

Ведь для того, чтобы показать квинтэссенцию своего внутреннего мира на всеобщее обозрение, нужна огромная храбрость. Дима Филимонов наполнил зал галереи ЛЮБОВЬ24 всем своим существом, своими страхами, переживаниями, счастливыми моментами, надеждой и любовью. Выставка стала своего рода манифестом нового начала – манифестом пробуждения.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.