15-го марта в галерее Anna Nova открылась выставка Анны Андржиевской, посвященная мирам постапокалипсиса, в которой художница соединила разнообразные культурные отсылки и собственную философию.
О выставке «Сюрприз-контейнер», карьере за границей и новом этапе творчества, который начался после переезда в Испанию, художница рассказала в интервью.

Как Вы придумали название выставки?
Изначально я придумала название на английском «Random box», но так как выставка проходит в Петербурге, хотелось избежать использования англицизмов. И после долгого перебора разных вариантов перевода появился «Сюрприз-контейнер».
На выставке есть экспонаты, которые сочетают в себе элементы советского быта. Что оказало большее влияние на Ваше творчество: особенности культуры Пермского края или постсоветское наследие?
Сложно ответить на этот вопрос, потому что когда взрослеешь, воспринимаешь окружающее как должное и не можешь отделить специфику края от специфики страны.
Какая из техник точнее выражает атмосферу выставки и подходит для изображения постапокалиптических миров?
Думаю, что для воссоздания какой-либо вселенной, не обязательно постапокалиптической, надо оставлять пространство для воображения, чтобы, фантазируя, зритель мог глубже погрузиться в выдуманный мир. Самый яркий пример тому — старая компьютерная игра Fallout 2, примитивная графика которой давала возможность наполнить ее большим количеством сюжетных линий. Что касается моей выставки, то центром повествования является работа «Казнь сосисочки», с нее все началось.
С какими материалами/техниками Вы больше предпочитаете работать?
В основном я работаю с живописью, так как это самый простой и понятный медиум. Но совсем недавно открыла для себя папье-маше.

Для этого проекта вы работали как с живописью, так и с графикой, объектами и инсталляциями, хэппенигами и перформансами как в реальном, так виртуальном пространстве. Что было самым сложным в создании работ?
Можно сказать, что это первый проект такого масштаба. Раньше мои персональные выставки были гораздо меньше, и с меньшим количеством медиумов.
Мне всегда было интересно зайти на территорию производства видео. Это новый мир для меня, поэтому работа над инсталляцией стала самой волнительной и интересной. Именно ее создавало наибольшее количество человек.
Женя Гаркуша занимался поиском продакшн студии, которая могла бы снять видео согласно моей задумке. Так он нашел потрясающих профессионалов из коллектива Dos Gatos — Ханну и Диму. Саунд-дизайн разработала Лейла Алieва, которая одинаково великолепно работает с акустическими инструментами, вокалом и микшером. Влада Апполинарова выступила в роли консультанта по костюмам и предоставила обувь.
Как Вы конструируете миры на картинах? Пересекаются ли между собой созданные Вами вселенные?
Да, можно сказать что здесь работает принцип мультивселенных, когда примерно одни и те же персонажи по-разному проживают свою жизнь. Меня привлекает эта идея как таблетка от фатализма, возможность под новым углом взглянуть на жизнь, свободнее мыслить и находить нестандартные решения. Также мне нравится иногда помещать одних и тех же персонажей в разные картины. Так они становятся проводниками из одного мира в другой.

Сколько времени уходит на создание одной работы?
Очень по разному, некоторым работам надо отлежаться несколько месяцев, чтобы я могла к ним вернуться. Но если говорить усредненно, то около двух недель.
При просмотре работ можно заметить одни и те же повторяющиеся образы. Можете ли вы рассказать про некоторых героев Вашей истории?
Для меня было важно, чтобы некоторые элементы повторялись из работы в работу. Этим я визуально воссоздала процесс повествования. Я хотела, чтобы зритель понимал: на выставке рассказывается история отдельных персонажей, и предметы не случайны.
У каждого персонажа есть рабочее прозвище, которое может послужить ключом к их пониманию. Например героиня в красном платье и шляпе — Кардинал, а дама с синими волосами и смайликом вместо лица — Русалка.
Как персонажи мира постапокалипсиса видят свое будущее и задумываются ли они о происхождении своей Вселенной?
Наверняка задумывались, раз отправили эту капсулу. Думаю, что все видят свое будущее по-разному: кто-то строит планы, кто-то постоянно вспоминает былые дни. В любом случае, жизнь продолжается.
К каким героям в творчестве Вы обращаетесь чаще всего?
У меня есть некоторые второстепенные персонажи которые переходят из картины в картину. Например сестры-вишенки это две ягоды соединенные веточкой между голов, обычно они наблюдают за происходящим немного в стороне.

Все работы для этой выставки были созданы после переезда в Барселону. Расскажите, как переезд в другую страну сказался на Вашем творчестве?
Во многом моя жизнь после переезда обнулилась. Здесь не было обустроенной мастерской, профессиональных связей, я не знала местного художественного контекста, не говоря о том, что надо было решать множество более насущных проблем — и все это в абсолютно новой реальности на незнакомом языке. В какой-то степени это ощущается как вторая жизнь или жизнь после инициации, так что можно сказать что выставку готовил другой человек, которому всего два года.
С другой стороны, можно сказать, что искусство Испании более витальное, чем в России. Невозможно представить, чтобы здесь могло появиться течение похожее на некрореализм.

Кроме фантастических вселенных, к какой другой теме Вы любите обращаться в творчестве?
Создание фантастических вселенных для меня — скорее, медиум, чем тема. Так, например, в работах к выставке «Небесная пустошь», созданных во время ковида, рассказывается о жизни после антропоцентризма и черной экологии, в поп-ап проекте «Парикмахерская улыбка» и отеле «Розовый флан» — об опыте адаптации, а в выставке «Сюрприз контейнер» — о крахе патриархата.
Как Вы продумывали дизайн внутреннего пространства? Как отбирались работы для выставки?
Все работы на первом и втором этаже были созданы специально для выставки. Изначально она планировалась на 2022 год, но из-за переезда ее пришлось перенести на неопределенное время, поэтому у меня было достаточно времени, чтобы подумать, как я хочу разместить их в пространстве галереи. Бутафорская пушка была выполнена на заказ Пашей Фроловым.
Как выстраивалась Ваша коммуникация с куратором выставки? Насколько важна была его роль во время создания экспозиции?
У проекта не было куратора, я сама разрабатывала концепцию. Я с самого начала хотела, чтобы текст к выставке написала Марина Пугина, потому что она как никто другой понимает мои работы.
Выставку создавала большая команда, и каждый привнес что-то свое. Некоторые технические решения предложила команда галереи: например, использовать телеграм чат-бот для навигации по выставке. Расположить экраны кругом предложил мой муж Женя.

Какие у Вас планы на ближайшее время? Может быть есть задумки или наработки для будущих выставок?
В начале апреля у меня открывается выставка по итогам трехмесячной резиденции в Тангенс проджект, далее — переезд в новую студию, где я планирую посвятить время экспериментам. В сентябре еще одна резиденция в Черногории.
Какие есть особенности сотрудничества с зарубежными институциями?
У меня еще не очень большой опыт, думаю специфика есть у каждой страны. Но пока складывается впечатление что в испанских резиденциях больше уделяется внимания процессу, а не результату.