Картинка

С какими физическими трудностями сталкиваются художники?

О негативных последствиях от творческой работы и способах избавиться от усталости.

Мы привыкли описывать процесс создания арт-объектов, делая акцент на интеллектуальной работе. Например, обсуждать сложности в поисках вдохновения и проблемы выгорания. При этом о физических сложностях, с которыми сталкиваются художники, мы знаем мало: про хроническую усталость и травмы не говорит практически никто.

Для нас же важно честно рассказать о занятии искусством. Поэтому мы решили поговорить с художниками о том, с какими физическими трудностями они сталкиваются во время работы и как справляются с усталостью.

Труд художника

Искусству издавна предшествовало ремесло: мастера ранних эпох сами изготавливали подрамники, выбирали связующее для краски и тратили годы на создание полотен. Готовых материалов не было: привычные нам тюбики с маслом появились только во времена импрессионистов, а за подготовительными этапами стояла многочасовая напряженная работа в неудобной позе или в небезопасных условиях. Например, Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы лежа, находясь на высоте 18 метров. После четырех лет росписи фресок зрение художника ухудшилось из-за плохого освещения и больших нагрузок на глаза. 

Кадр из фильма «Тень Караваджо» (2022)

Какие части тела страдают больше всего? 

Руки 

Самая важная часть тела для художника. Мелкая моторика задействуется в работе больше всего, поэтому травмы кистей рук и суставов случаются часто. 

В медицине термин RSI означает широкий спектр травм, которые появляются из-за быстрых повторяющихся движений. Последствиями вышивки, ручной обработки дерева, и даже закрашивания холста большого формата становятся воспаление суставов и растяжение связок. 

Мелкая работа требует выдержки и сосредоточенности. Например, панно из стекляруса и бисера Владимира Грига или арт-объекты из скрученной бумаги Глеба Скубачевского ценятся за кропотливый труд и внимание к деталям. Но для создания такой работы, приходится подолгу держать руки в неестественном положении, а тело в скованной позе. Напряжение может перерасти в неприятные ощущения: онемение конечностей и боль. 

Кадр из видео «Bruno Walpoth — Strange Sensations». Источник: соц. сети Bruno Walpoth

Более динамичный процесс — лепка из глины — забирает много сил, особенно если нужно подготовить плотный шамот. Керамист должен быть морально готов начать работу заново, если она вдруг взорвется в муфельной печи. А после — уделить внимание коже рук, ведь глина сушит ее. 

А те, кто использует инструменты, травмируют пальцы стеклорезами или случайно бьют по ним, когда накалывают камень на тессеры (маленькие фрагменты). Несмотря на боль, художники продолжают работу, плохо обрабатывая раны. Это повышает риск заражения и инфекции. Занозы, кусочки стекла и дерева, которые попадают в кончики пальцев, навязчиво болят и отвлекают от работы. 

Другие инструменты: стамески, ручные или автоматические пилы, фрезеры — очевидно травмоопасны. Неосторожные движения или не отточенный навык могут привести к серьезным травмам.

Кадр из фильма «Побережья Аньес» (2008)

Спина и голова

Диджитал-артисты проводят за компьютером больше семи часов. Отсюда — сухость глаз, мигрени и боль в шее. Из-за повышенной концентрации внимания и слишком короткого расстояния перед объектом, глаза перенапрягаются. Зрение становится хуже, если монитор недостаточном освещен.

Живописцы и скульпторы тратят до шести часов в день, но устают не меньше. Когда мы сидим, суставы и мышцы находятся в покое. Кажется, что тело не тратит много энергии, и от сидячей работы не может быть вреда. Однако находиться в одном положении неестественно для тела. Мышцы затекают, сосуды пережимаются, из-за чего в мозг не поступает достаточно кислорода. Вкупе с нагрузкой на локтевой сустав активной руки, неправильная осанка смещает центр тяжести, искривляя позвоночник и создавая зажимы в теле. Заметить неправильные привычки за собой сложно, поэтому художники продолжают работать в неудобных условиях, из-за чего боль становится хронической и общее состояние здоровья ухудшается. 

Органы дыхания

Даже привычные материалы вредят художнику, если они не соблюдают технику безопасности. Несмотря на то, что капут-мортуум и киноварь больше не используется в палитре, при работе с краской и разбавителями стоит проветривать помещение.

Кадр из фильма «Поллок» (2000)

Как справиться с усталостью?

Важно понять причины, из-за которых тело испытывает напряжение. Если работа длится более шести часов без перерывов между сеансами, попробуйте спланировать отдых. Разминка, небольшой перекус или прогулка не только помогут расслабить тело, но и отвлечься.

Если мышцы затекают после непродолжительной работы, обратите внимание на свое рабочее место. Мы уже рассказывали о том, как правильно организовать пространство в другом материале.

Дополнительные способы снять усталость — это медитация и массаж. Включить спокойную музыку и зажечь свечи для сеанса расслабления получится дома, а вот массаж спины, которая больше всего страдает от сидячей работы, самостоятельно сделать сложно.

В плотном графике нет времени на посещение студий массажа, а пригласить массажиста в мастерскую проблематично. Массажные кресла дорогие и очень громоздкие, для них нужно искать подходящее место.

На рынке девайсов высокий спрос на компактные, но при этом функциональные устройства. И это касается не только телефонов, умной техники и домашних приборов. Как тюбики с маслом позволили импрессионистам рисовать за пределами мастерской, так и переносной массажер HMS-600GY от HELST дает возможность устроить себе сеанс расслабляющего массажа прямо в рабочей студии. Он не занимает много места в мастерской или дома и помогает ослабить острую боль в мышцах.*

*Перед использованием проконсультируйтесь со специалистом.

А что, если дело не в физической усталости? 

Каждый из опрошенных нами художников хоть раз испытывал выгорание.

Если вы чувствуете и физическую, и эмоциональную усталость, следует обратиться к специалисту, переключиться с творчества на путешествие, спорт, практики медитации, йоги или массажа. 

Кадр из фильма «Ван Гог. На пороге вечности» (2018)

Реклама. ООО «Бизнес-фабрика». ИНН 7714631170

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.