Как массовая культура получила общественное признание и почему современные комиксы обязаны своим появлением поп-арту.
В начале своего творческого пути американский художник Рой Лихтенштейн считал рекламу и комиксы худшими визуальными элементами. В середине XX века массовое искусство не пользовалось популярностью среди критиков и коллекционеров, оно было непривычно и казалось низким для истинного художника. Однако со временем именно интерпретация символов поп-культуры стала фирменным стилем Лихтенштейна. Всё решил один случай: однажды Рой нарисовал для своего сына картину с Микки Маусом в доказательство того, что он рисует не хуже, чем создатели персонажа. Так, в 1961 году появилось первое произведение по мотивам комикса – «Смотри, Микки». В дальнейшем он продолжил создавать подобные работы, которые надолго стали центральным мотивом его творчества.
Рой стремился к тому, чтобы его картины выглядели как продукт производства печатных станков, а не рук человека. Для этого им была разработана собственная техника рисования: черные толстые линии, растровые точки «Бэн-Дей» и небольшое количество цветов. В итоге он не просто перерисовывал комиксы, но и привносил в них свой собственный стиль.
Настоящая известность пришла к Рою в начале 60-х после персональной выставки, организованной влиятельным арт-дилером Лео Кестелли. Большая часть работ была куплена коллекционерами ещё до её начала. Выставка была шокирующей, ведь на ней не было «настоящих» картин, а только непонятные изображения с печеным картофелем, хот-догом, кроссовками и другими бытовыми предметами. Критики не понимали, где же искусство в работах Лихтенштейна. Его обвиняли в плагиате и безвкусии, журнал Life назвал его худшим художником Америки. Такой ажиотаж только способствовал огромной популярности, однако многие критики так и не изменили своё мнение. Несмотря на это, Рой до конца отстаивал свою точку зрения на искусство.
Период создания комиксов и рекламы был наиболее значительным в карьере Лихтенштейна, но на этом он не останавливался. В середине 60-х появились первые оммажи картинам Поля Сезанна, Пабло Пикассо, Винсента Ван Гога и Анри Матисса. Подобные произведения создавались вплоть до 90-х годов, и все это время Лихтенштейна обвиняли в том, что он просто копирует чужие работы. В ответ на эту критику Рой только отшучивался. Про свою интерпретацию картины Ван Гога художник говорил так: «Я тут прибрался у него. Думаю, он обрадуется, когда вернется из больницы и обнаружит, что я развесил его рубашки и даже купил новую мебель».
В конце 60-х Лихтенштейн всё больше задумывается о сущности искусства. В это время из его работ полностью исчезает какой-либо сюжет, они становятся более абстрактными. Объектом изображения Рой выбрал мазок краски, что было новаторским шагом и новой мыслью в искусстве того времени. До этого никто не решался превратить привычное средство выражения в центральный элемент картины.
В 70-х годах Лихтенштейн экспериментировал с различными направлениями: кубизмом, футуризмом, сюрреализмом и экспрессионизмом. Свои метания между реализмом и абстракцией он наилучшим образом изобразил в серии с быком. Лихтенштейн начал менять форму и пробовать себя в различных жанрах. В 80-х годах он получил несколько крупных заказов, в том числе на создание семиметровой скульптуры под названием «Мазки кисти в полёте» для международного аэропорта в Колумбусе.
Наиболее знаковой работой Лихтенштейна стал «Автопортрет», написанный в 1978 году. Классическая белая футболка без определённого бренда и зеркало вместо головы передают всю суть его творчества. Художник не просто перерабатывал сюжеты из массовой культуры, он отражал то, что его окружало. Критики, называющие работы Роя «пустыми» и вульгарными, не подозревали, что дают оценку не автору, а современному обществу.
В 1987 году Рой стал первым из живущих художников, чья персональная выставка состоялась в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В 1989 году его картину «Torpedo…Los!» продали за $5,5 млн., что позволило ему войти в тройку современных художников с максимальной стоимостью работ. Сейчас Рой Лихтенштейн одна из самых значимых фигур XX века. Во многом благодаря ему у нас есть культура комиксов и поп-арт, который является одним из наиболее популярных направлений в искусстве.