Картинка

«Искусство про красоту, которая вдохновляет, не только эстетичную, но интеллектуальную. Она даёт возможность представлять. А раз этот мир фантазии безграничен, в этом и заключается величество искусства» – художник Евгений Кравцов о своём искусстве, выборах человека и жизненном пути

Евгений Кравцов – русский художник, родившийся в Одессе и проживший часть жизни в США. Он оставил стабильную жизнь в Штатах, чтобы заниматься творчеством в России.

Работы Евгения отличаются по стилю, но всех их объединяет тема – человек и его выбор. В произведениях автор показывает своё видение людей и пытается выстроить диалог со зрителем, показать свою точку зрения. Команда ART FLASH поговорила с художником о его творчестве, философии и жизненном пути.

Евгений Кравцов

С чего началась ваша любовь к искусству? Как вы поняли, что у вас есть тяга что-то создавать?

Как и любой ребёнок, я любил запретное и табу. Зная, что родители и преподаватели предпочитают, чтобы я рисовал классику в стиле цветочков и пейзажей, я боялся быть дерзким в жизни, но с карандашом в руке я мог быть храбрым и выводить взрослых на чистую воду.

Моё искусство с детства отражало отношения между людьми, именно те трудные, неудобные и скрытые вопросы, про которые все знают, но в открытую не говорят. Я всегда чувствовал, что в отношениях есть некий подтекст, который не озвучивается для сохранения лица. Я очень хотел тогда и продолжаю хотеть сейчас снять маску лицемерия, потому что правда важнее удобства.

Какую историю вы хотите показывать своим творчеством? Есть ли какая-то главная мысль, которую вы несёте?

В искусстве всегда есть два элемента: один это эстетический, второй – смысловой и надо всегда думать про оба. Одно без другого недостаточно. Поэтому основная мысль моего творчества – задействовать те диалоги, над которыми можно поразмышлять с нескольких точек зрений.

Очень часто мы сталкиваемся с ситуациями, в которых не знаем, как правильно поступить, особенно с близкими людьми. Становится важно не только отстаивать свою точку зрения, но и сохранить отношения.

«…основная мысль моего творчества – задействовать те диалоги, над которыми можно поразмышлять с нескольких точек зрений».

А если говорить конкретно про ваши проекты: какие в них главные мысли?

Если говорить конкретно про проекты, то в «Жизни в толпе» я затрагиваю тему личного выбора и решения общества. Ежедневно люди определяются: идти в своём потоке или чужом, вперёд или назад. Этот выбор – очень тяжелый и не всегда собственный, хотя мы можем думать, что он наш.

В проекте «Женщины-Лабиринты» я касаюсь темы всей жизни и роли, которую выбирает мужчина. Каждый может не делать ничего или делать что-то, а чтобы что-то делать надо перебороть себя, надо пройти жизненный лабиринт. Часто для мужчины подобным испытанием становится женщина: она, как символ хаоса, даёт ему некоторые трудности. И тот мужчина, который соглашается пройти через этот непростой путь, становится частью истории и получает право продолжения рода. Это чем-то похоже на древний ритуал перехода (англ. «Rite of Passage»), где молодой человек должен преодолеть себя и пройти через жизненный лабиринт.

Проект «Женщины-Лабиринты»

В проекте «Love Games» я показываю грань между пошлостью и чистой любовью, и тем, чего ты стараешься из этого добиться. Переход от детской игры во взрослые забавы не очень очевиден, но на примере детской игрушки – игрового кубика – он демонстрирует наивную сторону, минуя все жизненные хитрости, в которых мы участвуем.

У меня, как у стороннего наблюдателя, складывается впечатление, что главные темы вашего творчества это, во-первых, – люди, во-вторых, – выбор. Это так? Почему вас больше всего волнуют именно эти темы?

Да, в принципе это так. Я сам являюсь человеком и первым зрителем своего творчества и интуитивно создаю мир, где эмоции неотъемлемая часть искусства.

Когда мы определяем смысл нашей жизни, перед нами стоит некий вопрос, что именно является вершиной наших возможностей? Самое «высокое» – это то, что мы называем свободой. Свобода возможность узнать правду и открыто об этом говорить.

Если говорить именно про составляющую вашего творчества, как ремесло. Как вы считаете, что вам в большей степени помогло стать художником талант или упорная работа?

Я считаю, что эти два элемента не могут существовать один без другого. Без таланта ты будешь делать некачественную работу, без труда ты не сделаешь достаточного количества произведений, чтобы достичь некоего качества. В первую очередь, конечно, надо уметь думать – это талант, а, во вторую очередь, надо уметь делать – это работа. Поэтому одно без другого невозможно.

«В первую очередь, конечно, надо уметь думать – это талант, а, во вторую очередь, надо уметь делать – это работа. Поэтому одно без другого невозможно».

Поняла вас, очень мудрая мысль! Поговорим про ваш творческий путь. Вы долгое время жили в Америке, а потом решили вернуться в Россию. Что для вас послужило толчком, чтобы переехать?

Я очень долго хотел приехать в Россию, потому что я тут, по сути, никогда не был. Я родился в Одессе, но в 8 лет – это был 1989 год – я уже был в Америке. И в 33 года – в 2014 году – я поехал на 3 месяца в Россию попутешествовать. Хотел себе дать время, чтобы узнать страну, ведь этого не сделать за одну-две недели даже несмотря на некий бэкграунд, который у меня был от моих родителей.

Посередине своей поездки на острове Ольхон, на Байкале, я начал очень сильно переживать, что сейчас мой роман, моя фантазия, моя романтическая тяга к стране закончится. Было чувство, что я как будто всю жизнь хотел написать книгу или картину, и только её начал, но время для создание заканчивается, потому что я отвёл для этого только 3 месяца.

И я понял, что жизнь нельзя строить на сроках, что я или дам возможность любви быть или я упаду в депрессию, потому что я не позволил себе действовать, как хочу, и быть, где хочу. И я знал, что я иду на абсолютное безумие. Было очень тяжело ответить на все вопросы, даже самому себе. Но когда твои кишки с тобой разговаривают, надо просто слушать.

Фото из путешествия Евгения по России

Почувствовали вы какую-то разницу здесь и в Америке в людях? В отношении к художникам?

Русские люди практичны, ближе к земле. А американские высокие морали помогают им изобретать и строить будущее, но их повседневная жизнь далека от реальности. В России художник является обыкновенным гражданином, а в Америке на него смотрят как на создателя будущего и новых правил.

Я всегда считаю, что русскому человеку можно сказать что-то прямо в лоб, и он выйдет из этого поверхностного состояния. Западный – нет: он останется на периферии и будет продолжать разговаривать с тобой, но не захочет зайти в эту личность вместе.

Быть в окружении своих людей – самое важное в жизни. И никакие деньги, карьерный рост не стоят этого. Несмотря на мои многие западные взгляды, моя психология сформирована советским обществом, где я вырос, и моим ДНК. Она более понятная для русского человека, и я больше ассоциирую и соотношу себя с ней.

Работа над проектом «Женщины-Лабиринты»

Про отношение и реализацию художника: почувствовали вы какую-то разницу между возможностями для реализации здесь и в Америке?

Я начал свой творческий путь в России, хоть и закончил художественную школу в Америке. Не стал продолжать его в Штатах: устроился на работу, чтобы обеспечить свою жизнь. Благодаря этому я имею возможность быть свободным художником.

Когда вы уходили с работы, какие эмоции вы испытывали? Было ли вам страшно?

Всегда страшно, когда что-то покидаешь. Никогда не понятно, где конец, на каком этапе можно остановиться. Отпускать всегда очень тяжело, всегда очень страшно, потому что то, что позади понятно, а то, что впереди – нет.

Вопрос про семью, как она отнеслась к вашему решению?

Моя семья желала стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Творчество подразумевает противоположное.

«Всегда страшно, когда что-то покидаешь. Никогда не понятно, где конец, на каком этапе можно остановиться».

У вас часто звучит тема, что вы в поиске. Комфортно ли вам всегда находиться в таком состоянии и не бывает ли желания остановиться?

Нет никакой конечной точки и зоны комфорта. Самое страшное в жизни – быть в поиске и не иметь итог.

Я жил в Одессе, Нью-Йорке и России. У меня 3 гражданства, и ни одно из них не той страны, где я родился – Украины. И получается, где я, где моя Родина и где мои люди? Нет дома, куда можно вернуться и приехать. Нет ничего, по сути, поэтому всё, что есть, – это находится на точке, где стоишь сейчас.

Поэтому я не стараюсь найти какой-то стиль в своем творчестве, который будет окончательный. Почему вдруг он будет окончательный? На это нет никаких оснований. И всё, что надо делать, – это освещать каждый аспект нашего общества и жизни и посвящать им проекты. Для каждой темы нужно выбирать, находить определенный стиль.

Так что под каждый проект я искал и буду находить свой язык и стиль. И это же определённая точка саморазвития, что возбуждает и наслаждает. И это круто, это значит, что я всю жизнь учусь и развиваюсь.

То есть для вас жизнь – это движение в метафорическом смысле?

Для всех нас жизнь – движение, потому что его отсутствие – это смерть.

«Для всех нас жизнь – движение, потому что его отсутствие – это смерть».

Давайте про вашу выставку, которая недавно открылась «LOVE GAMES», вы уже упоминали про этот проект. Эти работы посвящены отношениям между людьми и вот тем играм, в которые играют люди. Как у вас родилась метафора «отношения как игры»?

Она появилась сама по себе, потому что это максимально естественный процесс. Люди играют в игры: родители – с детьми, дети – с родителями, все играют в игры в отношениях с друзьями, партнерами, супругами. Моя мама любила говорить, что мы все актёры, а жизнь большой театр.

А что для вас настоящие отношения между людьми и настоящая любовь?

Что значит настоящая? Только в моменте, а он и есть настоящее. Всё, что происходит – это и есть настоящее. Вот о чём проект, и о чём я очень хочу, чтобы люди задумались.

Важно понимать, что ложь – тоже настоящее. Сейчас мы читаем новости и не понимаем, где заканчивается правда и начинается фейк. Не существует ничего, что стоит на месте, и является правдой, потому что всегда есть другая точка зрения.

Поговорим о ваших мечтах. Вы довольны выставкой, которую сейчас открыли? Как для вас должна выглядеть ваша идеальная выставка?

Отличный вопрос, но и ответ очень лёгкий – идеала нет. Мечты свои надо быстро выкидывать в мусор, потому что они могут только расстроить. По сути, надо жить в своем пузырьке и каждый раз стараться выкладываться на максимум в работе и в воплощении проектов. И что уж с ними случится, то и случится, тут нельзя расстраиваться, потому что не всё зависит от меня.

И просто надо двигаться дальше, не задумываясь, что написали критики. Один проект за другим, и больше нету никакого пути. Тот, кто мечтает о счастье, его никогда не добивается. Надо просто работать, и оно само придет.

Но можете ли вы сказать, что ваша мечта, чтобы ваши работы жили?

Об этом не мне говорить – надо просто жить и всё. Моцарт умер, и никто не пришел на его похороны. Также было и с Гогеном и миллионом других людей. Они мечтали, конечно, чтобы их работы жили, но на тот момент, когда они умирали, их произведения были не нужны людям.

Поэтому я не задумываюсь, как мои работы будут жить. Конечно, если повезёт, мои проекты имеют шанс на вечную жизнь, как любое великое творчество. Но сказать, что я мечтаю и расстраиваюсь, что этого не происходит уже сейчас – нет. Позволяю судьбе быть и посмотрим, как уже пойдёт история.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.