Постнеоклассика, или Как оставаться современным, слушая фортепианный концерт.
Современная музыка – это не только рэп, техно или постпанк, это ещё и инструментальная музыка, которая давно отошла от классических традиций и приобрела новое звучание. Вспомнить хотя бы всемирно известного композитора Ханца Циммера: его сложно сравнить с Иоганном Штраусом или Антонио Вивальди, ведь он пишет современную музыку в чистом понимании этого слова, не лишённую при этом эстетики и глубины. Это так называемая неоклассика или contemporary classical.
На самом деле термин «неоклассика» появился ещё в начале XX века и был связан с такими композиторами, как Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский. Они вдохновлялись музыкой раннего классицизма и позднего барокко и создавали произведения в новых жанрах.
Вслед за неоклассикой в 1960-х годах пришёл минимализм, который в значительной степени повлиял на современных композиторов. Особенность этого жанра – в упрощении и повторении музыкальных элементов, так называемых паттернов. Это может быть отдельный звук, например – хлопок в ладоши, или аккорд, который повторяется на протяжении долгого времени. Такое построение музыкальных композиций было особенно популярно в 70-х—80-х годах прошлого века, и как ни странно, остаётся таким до сих пор. Среди самых известных минималистов – Людовико Эйнауди, Стив Райх и Филипп Гласс.
Жанры инструментальной музыки продолжают развиваться. Сейчас есть целая школа современных композиторов, которые всё ещё продолжают использовать элементы минимализма и при этом отходят от традиций академической музыки. Поскольку сам жанр относительно новый, то и полноценного названия у него ещё нет, хотя многие композиторы сами себя называют постнеоклассиками.
В любом случае, можно говорить о том, что музыканты 2010-х и 2020-х годов представляют отдельный жанр. Как бы его не называли, мы предлагаем остановить попытки теоретизировать искусство и просто насладиться инструментальной музыкой в исполнении современных российских композиторов.
Михаил Мищенко
Композитор и саундпродюсер, основатель студии-лэйбла Roomtonerecords. Когда-то Михаил играл в поп-панк группе, но с 2005 года начал экспериментировать с фортепиано. Сейчас Михаил Мищенко известен как композитор современной классической музыки, а в его портфолио – около 20 альбомов и сотрудничество с известными музыкантами.
Кирилл Рихтер
Молодой композитор Кирилл Рихтер больше известен за рубежом, чем в России. В сопровождении струнного оркестра Кирилл регулярно участвует в европейских фестивалях, а в 2018 году он стал автором официальной темы для футбольного чемпионата мира. Кроме этого, его композиции с последнего альбома Chronos вошли в пятичасовой фильм «Эрмитаж. Снято на iPhone 11 Pro».
Денис Стельмах
Пианист Денис Стельмах работает в жанре классического кроссовера и саундтрека. И несмотря на то, что музыка Дениса играет в кино и на телевидении, его саундтрек – это скорее сопровождение к разным этапам жизни. Лиричные мелодии полны смысла и немых историй о чувствах и переживаниях композитора.
Александр Болдачёв
Считается, что арфа – женский инструмент, но Александр Болдачёв успешно разрушает этот стереотип. Он виртуозно исполняет песни популярных исполнителей, гастролирует по всему миру и выступает на самых престижных музыкальных фестивалях.
Фёдор Бирючев
Пианист и композитор Фёдор Бирючев – один из самых ярких представителей современной классической музыки. В его композициях присутствует академическая утончённость, которая дополняется экспрессией и завораживающей энергетикой. Предлагаем вам послушать один из трёх альбомов Фёдора и погрузиться в атмосферу лёгкого бриза.