Депрессия в современной популярной музыке

Рассказываем о том, почему грустные песни захватывают мировые чарты и откуда взялась тенденция растущей депрессивности в музыке.

Как получилось, что Billie Eilish со своими грустными текстами стала одной из ключевых фигур в мировой поп-музыке при том, что до неё были наиболее популярны такие оптимистичные песни, как All Shook Up Elvis Presley и Long Tall Sally Little Richard? Не только она, но и многие другие очень популярные в последнее десятилетие исполнители, такие как Lana Del Rey и Adele, исполняют довольно драматичные композиции. Грустные песни как раньше, так и сейчас становятся хитами: от I Will Always Love You Dolly Parton до Stay with Me Sam Smith, – однако в последнее время музыка в целом, кажется, становится более грустной, чем раньше. Действительно ли это так и почему?

В новом материале ART FLASH обращается к трём исследованиям и объясняет, с чем связана популярность Adele, Alan Walker и других современных исполнителей.

Источник фото: Instagram @alanwalkermusic

Увеличиваем негативные слова и уменьшаем позитивные

Самый простой способ измерить эмоциональный контент текста – подсчитать количество слов в нём, связанных с эмоциями. Например, слова, связанные с негативным контентом – pain, hate, sorrow, а с позитивным – love, joy, happy и др. Метод звучит очень просто, но даёт вполне точные результаты. Такой анализ чаще всего применяется к постам в соцсетях или политическим речам, но также может быть применён и в широких временных рамках: к содержанию газетных статей за несколько десятилетий и к литературным произведениям за несколько прошедших веков.

Такой метод был применён в исследовании Шарлотты Брэнд и Альберто Асерби. Они взяли два набора данных: в первом – самые известные в США песни из Billboard Hot 100 charts, начиная с (I Can’t Get No) Satisfaction (1965) The Rolling Stones и заканчивая Uptown Funk (2015) Mark Ronson. Второй набор данных содержит более 150 тыс. англоязычных песен. Он включает в себя мировые произведения, и поэтому выборка шире и разнообразнее. В этом наборе данных выявленные тренды совпали с результатами из Billboard Hot 100 charts, и авторы уверены, что они могут быть обобщены результатами хитов из Billboard.

Adele на концерте в Вашингтоне. Источник фото: adele.com

Результаты показывают, что англоязычные песни стали более негативными. Суммарное число слов, обозначающих отрицательные эмоции, в песнях из топ-100 выросло более, чем на половину: с 450 (в 1965 году) до 700 (в 2015 году). Количество слов, связанных с позитивными эмоциями, упало за этот же период с 1750 до 1150. В абсолютном значении позитивных слов всегда больше, но это такая особенность любого языка – принцип Полианны, берущий своё название от оптимистичной героини одноимённого романа. Однако важно именно направление, тренд на изменения.

Если мы посмотрим на частоту отдельных слов, употребляемых в песнях, то эффект сохраняется: например, частота слова love сократилась почти в 2 раза за 50 лет – с примерно 450 до 250, – а слово hate, которое почти не использовалось до 1990-ых в песнях из Billboard Hot 100 charts, сейчас используется более 20 раз каждый год.

Эти результаты совпадают и с другими исследованиями эмоционального содержания музыки. В некоторых из них анализировались совершенно иные характеристики песен, такие как темп и тональный лад (мажор или минор). Так, хиты Billboard стали медленнее и в них теперь чаще преобладает минор.

Определяем общее настроение песни

Лиор Шамир из Университета Лоренс Текникал проанализировал 6150 текстов песен из Billboard Hot 100 – с 1951 до 2016 года. Алгоритм определял эмоциональные состояния и личностные качества, которые обозначают слова. Конечно, он не сможет полностью точно определить все нюансы сложных текстов, но его оценки настроения совпадают с человеческими.

Например, программа правильно определила настроение хита Bonnie Tyler Total Eclipse of the Heart – это «грусть», со значением 0.51 из 1, YMCA группы The Village People со значением 0.65 для «радости» и песни группы Queen We Will Rock You, набравшей 0.85 по шкале экстраверсии.

Кадр из клипа Billie Eilish When the party is over. Источник: YouTube.com

Затем были усреднены значения и проанализирована динамика. Выяснилось, что гнев и отвращение почти удвоились за 65 лет, страх увеличился более чем на 50%. Что примечательно, современные песни стали более агрессивными, чем во времена расцвета панк-музыки. Одна из возможных причин – растущая популярность хип-хопа, который отражает социальное беспокойство и ощущения бесправия. В то же время эмоция грусти в музыке была стабильна до 80-х, потом стала динамично возрастать до 2010-х, а эмоция радости и уверенности, наоборот, падать.

Чтобы проиллюстрировать данный феномен, Шамир приводит хиты 1950-х с превалирующей радостью: песни All Shook Up Elvis Presley (0.702), Long Tall Sally Little Richard (0.82) и, напротив, самые яростные When You’re Mad Ne-Yo и Touch It Busta Rhymes (набравшие 0.97 по шкале гнева). Среди хитов последних лет Bad Blood Taylor Swift набрал высокое значение переменной страха, с маленьким значением радости, а Wrecking Ball Miley Cyrus и Sorry Justin Bieber получили высокие оценки грусти. Все эти песни стали одними из самых популярных за последние шесть лет.

Узнаём музыкальные свойства песен

Третье исследование было проведено Натальей Комаровой из Университета Калифорния Ирвайн. Автор использовала базу данных AcousticBrainz, где можно посмотреть акустические свойства песен – мажор и минор, темп, ритм, – затем она анализировала эмоции. Исследовались полмиллиона песен, выпущенных в Великобритании между 1985 и 2015 годами. Результаты снова показали, что тон музыки стал менее радостным.

Что интересно, Комарова выявила, что «танцевальность» песен, посчитанная по их ритму, выросла вместе с негативными эмоциями. Действительно, давайте вспомним песню Dancing on my Own Robyn или альбомы Lemonade и Charlie XCX’s Pop 2 mix-tape Beyoncé. Особенно наглядно танцевальность грустной музыки иллюстрирует творчество Alan Walker. Со своей композицией Faded (что с английского переводится как «угасший») он занял одну из первых строчек в десятках чартов. Почти во всех его песнях, даже в названиях, встречаются слова alone, lonely, to fall down и т.д. При этом музыка хоть и иногда грустная, но очень часто имеет танцевальный характер.

Причины изменений

В чём могут быть причины таких сильных изменений в настроении музыки? Исследовательница Наталья Комарова предполагает, что такие тренды связаны с изменениями в обществе. Шамир соглашается с ней: в 50-х самая популярная музыка воплощала форму эскапизма, но, начиная с 60-х, она стала более социально вовлечённой. Музыка сменила свою роль с выражения веселья на выражение политических взглядов. Это может частично объяснить рассматриваемый сдвиг, но, нужно сказать, большинство композиций сегодня – не протестные песни.

Источник: unsplash.com

Майк Батт, продюсер, певец и писатель песен, который сочиняет композиции на протяжении нескольких десятилетий (например, Bright Eyes Art Garfunkel и Closest Thing to Crazy Katie Melua), в разговоре с BBC согласился с тем, что более негативный тон в сегодняшней поп-музыке может отражать социальные изменения. Даже если реакции на политические ситуации не явно выражены в виде протестных песен, они могут всё равно влиять на общее настроение.

«Песни имеют тенденцию, намеренно или нет, держать зеркало перед обществом или как минимум реагировать на то, что происходит в мире… Поколение соцсетей переживает сильный стресс каждый день. Агрессия, выражаемая в политике и в религиозных и расовых конфликтах, не сильнее сегодня, чем она всегда была, но направлена более часто и прямо в лицо человека. Это должно быть отражено в наших песнях», – говорит Майк. Он подчеркивает, что распознавать свою собственную грусть может быть полезно для здоровья. По его мнению, «меланхолия движет миром».

Депрессия в разных жанрах

Депрессивные тексты и музыка сейчас встречаются в практически любом направлении: кроме мейнстримной поп-музыки, про которую мы уже сказали, и электронной музыки, такой как музыка Alan Walker. Одиночество и депрессивность встречаются, в числе прочего, в хип-хопе: например, многие треки Oxxxymiron и несколько песен twenty one pilots, такие как Migraine. Зародились и новые жанры, такие как сэдкор, самым известным представителем которого является Lana Del Rey.

Lana Del Rey в журнале Clash. Источник: neilkrug.com

Что касается хип-хопа, то и в этом жанре наблюдаются аналогичные тренды. Тексты были взяты снова с Billboard 100 chart shows за период 1958-2017. Выяснилось, что упоминания ментального здоровья возросли и произошёл всплеск количества треков с упоминанием депрессии и тревожности. Вообще, с самого зарождения хип-хопа артисты отражали в своих текстах сложную жизнь. Например, мамбл-рэп (SoundCloud rap), который известен спокойной lo-fi музыкой, постоянно содержит тексты, открыто говорящие о борьбе с депрессией.

подписка на журнал
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку, чтобы всегда оставаться в курсе новостей искусства и моды