Картинка

Немецкий композитор Флориан Кристль: «Для меня современная классика – это что-то вроде нового романтизма: здесь нет правил, руководств или принципов, которых ты должен придерживаться»

Большой разговор о музыке, предстоящем альбоме, современной классике в целом и карантине в жизни артистов.

Флориан Кристль – молодой немецкий композитор и пианист, живущий в Мюнхене. Он написал 3 альбома, последний из которых, Episodes, был выпущен в прошлом году. Первые уроки игры на фортепиано он получил в 6 лет, а в 2013 году уже начал выступать со своими произведениями. После выпуска альбома Inspiration (2018) Флориан занял первую строку в iTunes Classical Charts, а некоторое время назад композитор был номинирован на премию Opus Klassik в номинации «Инструменталист года».

ART FLASH пообщался с Флорианом о его творчестве, современной классике в целом и карантине в жизни артистов. Это интервью – первое интервью Флориана, публикуемое на русском языке.

Источник: официальный сайт Флориана Кристля

Флориан, вашу музыку можно описать как хрупкую, деликатную и оптимистичную (за исключением, наверное, Melancholy и Encore). Что является вашими источниками вдохновения для написания таких композиций?

Ну, вообще, это повседневная жизнь. Всё, что ты видишь, всё, что ты слышишь, чувствуешь, пробуешь. Всё, что заставляет тебя думать и мечтать. Вдохновение – оно повсюду и в то же время оно нигде. Если ты ищешь его специально, то точно не найдешь. Вдохновение должно найти свой собственный путь. Именно поэтому музыка очаровывает меня настолько сильно. Ты как будто находишься во власти случайности и непредсказуемости своего вдохновения. Когда я играю на фортепиано, у меня возникают лучшие идеи ровно в тот момент, когда я не думаю о том, что я играю, и просто даю волю потоку музыки. И потом, внезапно, без каких-либо вступлений, оно появляется из ниоткуда. Эти моменты такие чувственные и хрупкие и в то же время самые напряжённые.

Суммируя это в двух строках: It’s time to leave reality behind, to sink in thoughts, to feel alive (перевод: «Пришло время оставить реальность позади, погрузиться в мысли, почувствовать себя живым» – прим. редактора).

Известность вы приобрели после публикации композиции Fly и необычного клипа к ней, снятого в Альпах. Не только этот, но и несколько других ваших видео сняты в необычных местах, такие как клип Dreaming на колесе обозрения или Lights с темой карантина: каждый музыкант в нем играет из дома. Что влияет на ваш выбор сюжета, концепции и локации каждого клипа?

Мне нравится идея приносить музыку в необычные места. Это так захватывает – слушать одну и ту же композицию в разной обстановке. Окружение имеет очень сильный эффект на то, как музыка ведёт себя. Так что, когда мы с командой думаем над идеями для нового видео, мы анализируем, про что было написано произведение и какая обстановка подходит для него лучше всего.

Dreaming хорошо иллюстрирует то, насколько по-разному музыка воспринимается в разной обстановке. Мы сняли два видео для этого произведения. Как вы уже упомянули, одно было снято на колесе обозрения, а другое – с танцовщицей на льду. Если вы сравните эти клипы, то увидите и услышите, что манера звучания совершенно поменялась. Мне это взаимодействие между музыкой и изображением и их взаимный эффект друг на друга кажутся просто захватывающими.

«Мне нравится идея приносить музыку в необычные места. Это так захватывает – слушать одну и ту же композицию в разной обстановке»

Ещё одной из особенностей вашего творчества являются «ремейки» классики. Так, вы выпустили новые версии композиций Вивальди, Бетховена и Шумана. Когда вы пишете такие вариации, вы пытаетесь сохранить общую задумку или взглянуть на мелодию под новым ракурсом? Меняете ли вы концепцию и общее настроение?

Я бы не хотел, чтобы мои вариации звучали как «изменения» («изменение» – перевод слова variation, что также означает «вариация» – прим. редактора). Я хочу создать независимое новое произведение, которое развивается в полностью собственном направлении. В конце концов, элементы, которые я беру из оригинала, изменены так, что вы, возможно, и не увидите связь с первоначальным источником сразу. Однако если вы послушаете внимательно, то поймёте, как эти элементы связаны с их оригиналом и преобразованы в нечто новое. Это как изменить цвет классического произведения искусства. И это одна из самых важных вещей в ходе написания вариаций – держать дистанцию от начальной композиции. Если бы я пытался изменить эти шедевры внутри их оригинальных очертаний, то это бы уничтожило произведение с его совершенным прекрасным своеобразием. Моя цель – создать что-то новое и показать лишь один из бесчисленного множества путей, по которым идея может развиваться.

Чем, на ваш взгляд, отличается современная классика XXI века от более ранней? Стала ли она более простой и лаконичной и если да, то с чем это связано?

Музыка и искусство в целом всегда адаптировались под эпоху. Современная музыка развивается в направлении, основанном на чистой красоте музыки. Для меня это что-то вроде нового романтизма. Здесь нет правил, руководств или принципов, которых ты должен придерживаться как композитор. Сегодня музыка воспринимается в основном как что-то прекрасное, что-то, что даёт тебе чувства и мысли за пределами повседневного. Но это не означает, что музыка стала проще. Просто это совершенно другой подход.

Флориан Кристль и Людовико Эйнауди. Источник: Instagram @florianchristl

Раз мы заговорили о современных композиторах, какие из них вызывают у вас особое восхищение?

Я восхищаюсь музыкой Макса Рихтера. В его стиле есть что-то по-настоящему прекрасное и совершенное. Он определенно точно мой любимый современный композитор. Конечно, есть много других, например, Филип Гласс (я особенно люблю его фортепианные работы и струнные квартеты) или Оулавюр Арнальдс.

«Современная музыка развивается в направлении, основанном на чистой красоте музыки. Для меня это что-то вроде нового романтизма. Здесь нет правил, руководств или принципов, которых ты должен придерживаться как композитор»

Есть ли у вас любимое произведение среди своих собственных?

Я люблю каждое из них. Каждое произведение запечатлевает настроение, в котором я был, когда сочинял. Так что для меня каждая композиция – это как бы увековечивание воспоминаний, которые я могу переживать снова и снова каждый раз, когда я играю её.

«Для меня каждая композиция – это увековечивание воспоминаний»

Но да, конечно, есть несколько произведений, которые я люблю играть особенно сильно. Например, Melodie – это произведение, от которого у меня мурашки каждый раз, когда я играю его вживую. Совершенно другая композиция, доставляющая невероятное удовольствие при игре, – это Encore. На самом деле, мои любимые произведения меняются со временем. Всё зависит от обстоятельств.

Источник фото: официальный сайт Флориана Кристля

Совсем недавно вы дали первый концерт за долгое время после длительного карантинного перерыва. Как локдаун повлиял на вас? Поспособствовал ли он вдохновению или, наоборот, помешал ему?

Я бы не сказал, что он действительно «помог» моему вдохновению. Тут дело скорее больше во времени, чем во вдохновении. Из-за отмены почти всех планов на предыдущий год у меня появилось много времени для работы над новой музыкой. Когда пандемия началась, было сложно сфокусироваться и очистить мысли, потому что вначале было грустно и досадно видеть, что все концерты, шоу и другие планы по продвижению были отменены. Но потом я начал справляться с ситуацией и смотреть на неё как на шанс сфокусироваться на написании музыки ещё сильнее. Сейчас, после нескольких месяцев работы, я заканчиваю писать партитуру моего нового альбома. Наверное, эти произведения были бы созданы несколько по-другому, если бы я писал их в «нормальные» времена.

Источник: официальный сайт Флориана Кристля

Тяжело ли было без концертов на публику? Какие чувства вызывали онлайн-концерты, не хватало ли чего-нибудь?

Да, безусловно. Игра вживую – это одна из главных причин, почему я стал музыкантом. Быть на сцене для меня – самый захватывающий и приятный момент. Поэтому несколько месяцев не иметь возможности делать то, что я люблю больше всего, было очень трудно. Я не фанат онлайн-концертов в прямом эфире, но во времена пандемии они были единственной возможностью прочувствовать живую музыку. Но это, безусловно, не то же самое, что слушать концерт лично. Онлайн-трансляция никогда не сможет обеспечить эту связь между музыкой, исполнителем и аудиторией. Не хватает почти всего, что делает ощущения от концерта столь уникальными.

Кроме привычных онлайн- и офлайн-выступлений, вы также даёте концерты под открытым небом, что является ещё одной интересной составляющей вашего творчества. Какие преимущества они имеют и какие эмоции вызывают по сравнению с привычными концертами?

Мне нравится идея приносить музыку в необычные места, как я говорил ранее. Это так захватывает и вдохновляет – слушать музыку в особенных условиях. Конечно, эти маленькие спонтанные представления на открытом воздухе совершенно отличаются от моих регулярных концертов. Здесь нет сцены, нет программы, нет ожиданий. Здесь только музыка и я в прекрасной и необычной обстановке.

Вы стали популярным не так давно. Какие советы вы можете дать начинающим композиторам для того, чтобы их музыку услышали?

Не ждите и не надейтесь, что что-нибудь произойдет само по себе. С каждым днём вы можете приблизиться на шаг к своей мечте, если будете работать над этим. Всё зависит от вас. Просто дерзайте. Выходите и делитесь своей страстью к тому, что вы делаете.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.