С 3 октября по 4 ноября в Центре художественного производства «Своды» проходит выставка «Невидимые рутины», посвященная рутине — монотонным, повторяющимся действиям, которые помогают упорядочить и обобщить личный опыт художников. 14 авторов представят работы, раскрывающие разные грани творческого процесса. Экспозиция «Невидимые рутины» в «Сводах» — это уникальная возможность заглянуть за кулисы будних дней художников и увидеть, как рождаются произведения искусства. Мы поговорили с куратором выставки Ольгой Дружининой о той самой «творческой рутине», формате экспозиции и процессе подготовки к открытию.

Как вы думаете, как художники видят в рутине источник вдохновения и возможность для творчества?
Я бы сказала немного иначе. У художников во все времена в той или иной степени был интерес к обыденной жизни, а значит, и к рутинным действиям. На примере проектов, созданных в «Сводах» за последнее время, видно, что сейчас этот интерес растет: монотонность, сосредоточенность на малом помогают упорядочить внутренний мир, замедлиться, чтобы получить возможность отделить главное от второстепенного. На выставке «Невидимые рутины» показаны работы художников — участников программ «Сводов». Авторы очень разные, среди них есть и начинающие, студенты творческих вузов, и мэтры, уже вошедшие в историю современного российского (и не только) искусства. Их работы объединяет тема исследования личного опыта и практика ежедневного созидания.
Может ли ежедневная работа художника быть интересной для зрителей?
Процесс создания художественного произведения любопытен и для широкой аудитории, и для профессионалов. Первые на выставках или в музейных экспозициях видят только конечный результат, и не всегда очевидно, как художник к нему пришел. Если с используемыми материалами чуть проще, более понятно, то метод их обработки (технология, как именно это было сделано, с помощью какого оборудования) часто остается загадкой. Это как закулисье в театре, которое привлекает зрителя. Профессионалам он тоже интересен: в мастерские «Сводов» в гости к участникам программ часто приходят их друзья-художники — смотрят и спрашивают, как именно был сделан тот или иной объект, обсуждают проекты, делятся советами, обмениваются опытом. Кстати, многие из них затем приходят на программы «Сводов» для реализации собственных проектов.

Почему вы решили сделать формат посещение «Сводов» более доступным? (без обязательного медиаторского тура)
Мы хотели дать возможность самой широкой аудитории побывать там, где создаются произведения современного искусства, почувствовать творческую атмосферу художественных мастерских. Для нас важно, чтобы выставку «Невидимые рутины» увидело как можно больше людей, поэтому мы решили не ограничивать посетителей временными слотами организованных туров. Кроме того, часто для зрителей имеет значение персональное взаимодействие с работами. Особенно учитывая фокус экспозиции — личный опыт художников, их воспоминания и переживания. К выставке подготовлены буклет с описанием проектов и аудиогид, записанный голосами мастеров и продюсеров «Сводов» — они помогут лучше понять идеи авторов. Попасть в «Своды» можно будет и после закрытия выставки: дважды в неделю проходят туры по мастерским. На них медиаторы показывают оборудование, на котором работают художники, рассказывают об их проектах, знакомят с авторами. Можно прийти на мастер-классы и в небольшой группе (2-4 человека), вместе со специалистом мастерской поработать на профессиональном оборудовании, познакомиться с той или иной технологией, создать что-то своими руками.
Текущий проект продолжает выставку «360°», в чем вы видите эту связь?
Как и на выставке прошлого года, мы даем «панорамный взгляд» на то, что происходит в «Сводах»: показываем художников — участников разных программ, работающих в разных медиа или одновременно нескольких, авторов с разным опытом и разного возраста. Но не только: во многом выставки «Сводов» — это срез того, что происходит в современном российском искусстве здесь и сейчас, что интересует и волнует художников сегодня. И, конечно, уделяем внимание материалам и технологиям, которые использовались при создании проекта, точнее, как с их помощью авторы раскрывают концепцию, материализуют идеи.


Есть ли у художников общие черты в подходе к работе над темой рутины, или каждый по-своему интерпретирует ее?
Каждый выбирает свою «рутину» — разбирает собственный или семейный архив, перебирает вещи из прошлого, собирает рассказы и воспоминания других людей. Но при работе над этим материалом авторы, как мне кажется, решают схожую задачу: приводят в порядок свой внутренний мир. Они не просто переживают события прошлых лет, но и преломляют свои чувства и эмоции в призме художественной практики, делая их понятными всем, общечеловеческими.
Расскажите, как создавались выставочные конструкции, какое концептуальное значение они имеют?
Автор экспозиции — архитектор Степан Лукьянов. Работать с пространством «Сводов» сложно: это не классический «белый куб», исторические стены нельзя сверлить, к ним и потолку нельзя крепиться. Пространство обладает собственной атмосферой, особенным характером, с которым обязательно нужно считаться, вписывая в него новые элементы. Степану удалось это сделать очень деликатно. Форма выставочных конструкций повторяет очертания сводчатых потолков, не крашеная фанера, из которой они собраны, гармонирует по цвету и фактуре с остальными материалами холла. Оборудование должно было визуально собрать все экспонаты выставки, выполненные в абсолютно разных медиумах, в единую композицию, и это получилось. Важно сказать, что экспозиционные конструкции были сделаны в «Сводах».