Картинка

Китч или не китч, вот в чем вопрос: разбираемся вместе с экспертами

Разговор о китче с Катрин Борисов, Сергеем Поповым, Ростаном Тавасиевым и Натальей Менякиной.

Китча много не бывает — недавно ART FLASH совместно с Фондом Ruarts провели круглый стол «Феномен китча», где эксперты обсудили вопросы выразительности, художественности и места этого явления искусства в современной культуре. Мы решили не останавливаться и продолжить тему беседой с участниками круглого стола о понятии китча, проекте «Чересчур» и личном отношении героев к особенностям и специфике этого направления искусства.

Катрин Борисов, арт-директор галереи и Фонда Ruarts, куратор выставки «Чересчур»

Фото: архив пресс-службы

Расскажите о вашем опыте работы или взаимодействия с темой китча до проекта «Чересчур». 

До начала работы над проектом я много лет наблюдала международную и российскую арт-сцены и заметила сложившийся тренд. Больших выставок, посвященных этому феномену не было и я очень хотела это исправить.

Каким образом формировался пул художников и работ для выставки? 

Это обычная кураторская работа: у вас есть тема и вы сразу понимаете, кто из художников будет участвовать. В выставке «Чересчур», как и в других выставках в Фонде, мы прежде всего обращаемся к нашей коллекции и уже потом формируем список художников, которые дополнят ее.

Фото: архив пресс-службы

Какие цели вы ставили перед организацией выставки?

Во-первых, обратить внимание широкой аудитории любителей искусства на китч. Во-вторых, инициировать исследовательскую работу.

Выделите несколько качеств китча, которые вы считаете важными.

Узнаваемость образа и эмоциональная манипуляция.

Фото: архив пресс-службы

На какой опыт или проекты (как собственные, так и коллег) вы ориентировались при создании выставки?  

Каждая выставка  — это отдельный опыт. У меня за плечами организация более 100 выставок, поэтому я знаю, что всегда есть чему научиться. За последний год мне посчастливилось поработать с тремя абсолютно разными, но очень талантливыми кураторами: Ниной Гомиашвили, Катей Бочавар и Алексеем Масляевым, и каждый из них меня по-своему вдохновил.

Как выставка помогает разделить понятия «безвкусицы»  и китча как искусства в глазах зрителя?

На выставке мы не ставим вопрос таким образом и уж точно не показываем «безвкусицу». Проект призван показать, как талантливые российские художники пользуются китчем, как инструментом взаимодействия с аудиторий.

Сергей Попов, российский искусствовед, владелец и директор галереи pop/off/art

Фото: архив пресс-службы

Какое определение китчу дали бы вы сами?

На определение я не буду претендовать, это все же не статья для энциклопедии. Китч, с моей точки зрения,  — это образцы или образы материальной культуры, предназначенные для максимально широкого потребления — а значит для людей с невысоким вкусом. Китч в принципе возможен только в ситуации разделения культуры на высокую и низкую.

По каким признакам можно определить, что перед нами китч?

Китч рассчитан на быстрое восприятие, интенсивность воздействия, он ярок, неприкрыт, балансирует на грани приличий. Китч любит блестящее, пышное, соблазнительное. Это обязательно образы common culture: китч не может существовать без узнавания тем, кто на него смотрит. И это всегда красиво, даже слишком. Те, кто потребляют китч, уверены в своей красоте и превосходстве.

Какие «национальные» черты русского  китча вы можете выделить? 

Ну традиционный набор: водка, матрешка, самовар. Искать ли в этом наборе (прибавьте туда еще, что считаете нужным) общие черты? Это скорее перечисление общих мест. У индийцев это будут, понятное дело, слоны и будды. Русский китч был вполне осмысленно создан в начале XX  века, во времена празднования юбилея династии Романовых, и он до сих пор с нами. В иллюстрациях Билибина и живописи Машкова он еще имел характер иронии или новизны, но с тех пор превратился в набор штампов, которые эксплуатируют иностранцы, а мы с удовольствием поддерживаем. 

Фото: архив пресс-службы

Как разделять понятия китча и безвкусицы в искусстве? 

Когда мы говорим о современном искусстве, мы должны различать его рецепцию или отсылки к нему на территории высокого искусства и наивные попытки, так сказать, прорваться на эту территорию. При этом искренне использовать образы или стратегии китча: яркость, пошлость, блеск, эпатаж. Мы должны понимать: перед нами издевка или исследование китча — либо же это сделано «на голубом глазу». Чтобы произвести эту операцию различия, мы вынуждены прибегать к подсказкам контекста. Отношения китча и искренности сами по себе довольно запутаны. 

Какие инструменты может дать китч авторам в сравнении с другими направлениями современного искусства? 

Мне кажется, это вопрос к художникам. Любой метод или образ для них — это инструмент. Но сегодня в китч превратилось использование ИИ. Поэтому я с осторожностью отношусь ко всему, что связано с дигитализацией искусства и вообще нашего создания. 

Как бы вы оценили эмоциональную нагрузку современного китча?

Вообще, эмоциональная нагрузка современной культуры довольно высока. Я бы сказал, что она на грани с перегрузкой. Сегодня на человека обваливается невообразимое число агрессивных образов. Я стараюсь отходить в сторону, если вижу воздействие на мои рецепторы большого объема китчевой продукции в искусстве — как обходил киоски с громко звучащей попсой в 90-е. Предпочитаю менее оглушительное, более концентрированное искусство. Для меня художники, чрезмерно увлеченные стратегиями китча, подозрительны. Я вижу в этом, пусть и прикрытое, желание навязать свою образность, поскорее и подороже продать ее. Такая подача заглушает более тонкое, сложное для восприятия искусство.

Ростан Тавасиев, художник выставки «Чересчур» 

Фото: архив пресс-службы

Расскажите о своей работе, представленной на выставке.

Это три игрушечные картины. Они все из частых коллекций. Впервые были показаны в Третьяковской галерее на выставке «Русский поп-арт» в далеком 2005 году.

Рисуя мягкие игрушки на своих полотнах, я стал задумываться о том, как могла бы выглядеть картина, которая сама была бы игрушкой. Как сделать картину, на которой ничего не изображено, но сама по себе является образом? И я сделал эту серию. Наверное, можно сказать, что эта серия ближе к скульптуре, чем к картине. Пластический прием очень простой — яркое меховое прямоугольное тело, глазки, носик, улыбка и ушки. У зрителя включается эмпатия и происходит эмоциональное взаимодействие с произведением. 20 лет назад работало, сейчас работает и думаю еще 500 лет вполне будет работать.

Как вы пришли к работе с китчем в своем творчестве? И осознавали ли, что двигаетесь в этом направлении? 

Мне всегда хотелось, чтобы мои работы любили. Вы, наверное, замечали, что люди очень любят игрушки? И я решил попробовать использовать игрушечную няшность в своих работах. Оказалось, что это действительно работает. Помогает наладить глубокую коммуникацию со зрителем.

И постепенно открылась еще одна особенность игрушек — честность. 

Игрушечный заяц массового производства не стремиться быть похожим на живого зайца из леса. Он только тот, кто он есть — игрушка, ни больше, но и не меньше.

Ростан Тавасиев

Какие инструменты китч может дать художнику?

Для меня китч — это один из тонких и эффективных инструментов в искусстве. Он позволяет получить внимание зрителя и достучаться до его измученного потоком новостей и образов эмоционального мира. Конечно, еще эффективнее работает хоррор и хтонь. Напугать и расстроить зрителя проще, чем обрадовать. Но я так не делаю. Никогда не использую страх и тревогу как инструмент. Считаю это неэтичным, да и для собственной психики вредным.

Насколько сегодня, на ваш взгляд, публика разбирается в китче как в феномене искусства?

Мне трудно судить. Никогда не удавалось оценить людей в массе, как «публику». Те люди,  с которыми мне лично посчастливилось пообщаться, очень даже разбираются.

Наталья Менякина, художница выставки «Чересчур»

Фото: архив пресс-службы

Расскажите о своей работе, представленной на выставке. 

На выставке у меня представлено 4 работы: 

Аудиальная инсталляция «Многоединство» представляет собой групповой портрет моих субличностей, опирающийся на теорию психосинтеза. В этой работе я хочу сказать, что достичь гармонии возможно только примирив между собой внутренние части своей личности. 

Коллажи «Клетка», «Близнецы» и «Тюльпаны» из серии «Новый мир» затрагивают тему страхов, становясь метафорой перегруженности информационного поля. Работы также иллюстрируют попытки человеческой психики выстроить защитные механизмы через оперирование узнаваемыми символами.

Какие темы вы раскрываете через работу с китчем? 

Китч для меня — это эстетический инструмент, способ анализа взаимодействия индивидуального и коллективного опыта. Оперируя стереотипными образами, я исследую, как они формируют массовое сознание и структурируют психическую деятельность человека.

Насколько сегодня, на ваш взгляд, публика разбирается в китче как в феномене искусства?

Выставка «Чересчур» послужила катализатором и вызвала большой интерес публики к данной теме, а также позволила зрителю приобрести наиболее глубокое понимание китча и его места в современном искусстве.

Выделите несколько качеств китча, которые вы считаете важными.

С помощью легкости восприятия и визуальной привлекательности, китч способен привлечь зрителя к диалогу на глубокие и сложные темы.




Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.