Почему соц-арт – постмодерное искусство?

Знакомимся с арт-направлением периода крушения коммунистического строя или стилем эпохи «выцветающих флажков».

«Ленин» (Александр Косолапов, 1989)

В середине XX века в искусстве Западной Европы и Америки зародилось известное сегодня во всём мире направление поп-арт и мало кто знает о том, что в СССР в начале 1970-х годов было уже создано нечто подобное – соц-арт. Если поп-арт был своеобразной реакцией на «серьёзность» таких направлений в искусстве как абстракционизм и минимализм, то соц-арт стал пародией на доминирующий в начале XX века в СССР социалистический реализм.

«Малевич – Черный квадрат» (Александр Косолапов, 1987)

Последнее из рассматриваемых художественных направлений было главенствующим на протяжении многих лет, так как являлось инструментом идеологического воздействия на массы. Главные сюжеты картин социалистического реализма: изображение вождей тоталитарного режима среди народа, счастливые колхозники во время работы, радостные пионеры, первомайские марши и другое.

Художники соц-арта видели всю фальшивость и пустоту официального искусства тоталитарной власти. Поэтому в их работах часто можно встретить высмеивание известных личностей, предметов или лозунгов советской власти. На картинах политические деятели той эпохи: Ленин, Сталин и Горбачев, – благодаря созданной вокруг них обстановки, выглядят комично и даже нелепо. Например, на картинах «Сталин и Монро» Леонида Сокова, «Горби» Александра Косолапова и «Ленин ловит такси в Нью-Йорке» Виталия Комара и Александра Миламида. Представители соц-арта творили в различных видах изобразительного искусства, поэтому зритель может открыть для себя не только картины, но и скульптуру, графику и другое.

Виталий Комар и Александр Меламид – основоположники соц-арта. Идея создания картин в этом направлении пришла художникам во время работы в пионерском лагере в начале 1970-го года. Там они зарабатывали себе на жизнь художественным оформлением лагеря. Комар и Меламид начинали с обсуждения идей, основанных на привлечении внимания к «новому» искусству, после чего делали совместные наброски и воплощали различные задумки на полотне, Александр Меламид отмечал следующее:

«Соц-арт в каком-то смысле был антиискусством. Что-то подобное делали не только мы, но и на Западе. Там был поп-арт, просто мы о нем не знали. Мы поняли, что есть определенный стиль – соцреализм, целое художественное направление, очень рассыпчатое, с разными стилями внутри. Мы попытались это сформулировать и создать соц-арт».

Несмотря на преследования со стороны советской власти, в течение долгого времени художники продолжали творить на родине, но в последствие приняли решение переехать в США, где ранее проходили их выставки.

Большинство творцов соц-арта стремилось повлиять на сложившиеся за многие годы идеологические стереотипы, их цель заключалась в том, чтобы раскрепостить народ и дать ему возможность мыслить шире, вне всяких рамок.

«Братский поцелуй» (Дмитрий Врубель, 1990)
подписка на журнал
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку, чтобы всегда оставаться в курсе новостей искусства и моды