Картинка

Кубизм в основе творчества Жоржа Брака

Знакомимся с мастерством одного из основоположников модернистских течений в искусстве начала XX века.

В творческих кругах прошлого столетия было множество разногласий на тему «Кто же всё-таки основоположник кубизма». Для одних это был Пабло Пикассо, для других – Жорж Брак. Но впервые слово «кубики» было употреблено Анри Матиссом при знакомстве с творением Брака «Дом в Эстаке».

Тяга к творчеству у одной из значимых фигур авангардного периода проявилась ещё в детстве. Жорж Брак родился и рос в семье художников-декораторов, которые поддерживали заинтересованность в искусстве маленького творца. Повзрослев, он решил продолжить обучение в парижской Школе изящных искусств, где начал работать в стиле фовизм. Картины Брака обладают динамичностью и стремлением завлечь зрителя эмоциональностью исполнения. Такой эффект достигается, благодаря упрощению форм в композиции, а также использованию интенсивно ярких и резких цветов.

«Пейзаж близ Антверпена» – одно из первых произведений Брака в стиле фовизм, художник при изображении пейзажа в порту Антверпена не акцентирует внимание на отдельных элементах: они сглажены и смазаны, тем не менее, зритель с лёгкостью может различить реку, холмы, дома и даже корабли вдалеке. Для фовистов важнее наложение цветов – ярких, насыщенных, – что привлечёт к себе внимание и позволит с интересом разглядывать очертания объектов на полотне. Идентичное исполнение можно проследить в картине «Жёлтое побережье».

Художественный критик Луи Воксель после знакомства с картиной Брака «Дома в Эстаке» на одной из выставок в 1908 году дал определение новому направлению в искусстве – кубизм.


Художники кубизма стремились «раздробить» реальные объекты на примитивные фигуры, придать им объём, герметичность. Трактовка этого направления состоит из трёх частей, которые полностью отражают эстетическую концепцию кубизма:

1. Сезанновский кубизм (1907-1909 годы), отличительная особенность которого состояла в изображении массивных и грубоватых форм, которые образуются благодаря пересечению прямых и изломанных линий.

Замок Ла Рош Гюйон (Жорж Брак, 1909 год)

2. В аналитическом кубизме (1909-1912 годы) художники стремились проникнуть в суть вещей, объектов своего исполнения. Каждой детали уделялось особое внимание, отчего композиция приобретала детализированный характер. Такой подход привёл к сокращению объектов изображения и жанров, мастера чаще обращались к натюрмортам и портретам.

«Голова женщины» (Жорж Брак, 1909 год)

3. Коллаж нашёл своё отражение в синтетическом периоде (1913-1914 годы). Кубисты творили с помощью сочетания различных материалов на своих картинах: кусков обоев, обрывок газет, наклеек и не только.

«Натюрморт с гитарой» (Жорж Брак)

Лучшие годы творчества Жоржа Брака в направлении кубизм прошли совместно с другим значимым художником этого направления – Пабло Пикассо. Особенность их союза заключалась в том, что оба перенимали технику письма друг друга и не стеснялись этого, ведь они были одними из первых и экспериментировали по-своему. Некоторые их картины настолько похожи, что сложно отличить, какая принадлежит Браку, а какая –Пикассо. Случалось даже, что мастера в шутку подписывали картины друг друга своими именами. И всё же, зная подход каждого из них к написанию картин, можно заметить разницу.

Картины «Поэт» Пабло Пикассо и «Читающая женщина» Жоржа Брака очень похожи, но первую отличает более безумных подход, такой вывод можно сделать если присмотреться к изображаемым формам, они менее упорядочены, чем на второй картине, в ней больше рациональности. Пикассо раскрывал в своих работах эмоциональность, стремление к дисгармонии, что можно проследить в его произведениях «Сборщики урожая» и «Семья Арлекина». Работам же Брака присуща методичность и сбалансированность, которым он придерживался до конца жизни. Гийом Аполлинер однажды удачно сказал о Браке: «Перламутр его живописи расцвечивается разумом».

Брак один из первых начал изображать на картинах буквы, цифры, обрывки слов, заинтересовывая зрителей необычностью композиции. Такой подход можно встретить на полотне «Португалец». Для большего эффекта художник придавал своим произведениям фактурность с помощью смешивания красок с песком, древесными опилками и другими материалами.

«Португалец» (Жорж Брак, 1911 год)

Изменения в творчестве Жоржа Брака произошли после участия в Первой мировой войне, на которой он получил тяжелое ранение. Оправившись, художник продолжил писать картины циклами: «Натюрморты на круглом столе» (1918-1942 годы), «Биллиарды»(1944-1952 годы) и другое. На картинах «Натюрморт с кларнетом» или «Натюрморт на камине» можно отметить, что цветовая гамма его композиций становится светлее, всё чаще художник начинает чередовать оливковые, охристые, серые, голубые и коричневые оттенки. В конце творческого и жизненного пути особое значение художник придавал изображению птиц как символа свободы.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.