Картинка

Почему региональные культурные проекты стали особенно актуальными в наше время?

Инструкция по развитию местных арт-событий на примере липецкой галереи современного искусства «Буксир».

Рост интереса к развитию региональных культурных проектов — одна из главных тенденций в российской культуре за последние пару лет, что связано как с геополитическими факторами, так и с усилением внимания к локальной идентичности и историческому наследию, а также с увеличением внутреннего туризма за счет государственной поддержки.

К сожалению, при реализации таких проектов организаторы сталкиваются с различными трудностями: нехваткой финансирования и профессиональных кадров, отсутствием необходимой инфраструктуры и поддержки на местном уровне. Кроме того, существует проблема низкой осведомленности о культурной ценности регионов, что усложняет привлечение внимания общественности и инвесторов.

Как областные центры искусства могут реализовать свои инициативы и преодолеть сложности осуществления, рассмотрим на примере новой галереи «Буксир» в Липецке, которая стала местом притяжения жителей региона и привлекла значимых современных художников России для участия в проектах.

Павел Зуданов, художник из Липецка: «Сейчас галерея «Буксир»   это единственная институция в Липецке работающая с современным искусством. И это, без преувеличения, чудо! 

Чудо, что в такое непростое время «Буксира» удалось открыться после реконструкции и начать активно функционировать.

Галерея несёт уникальную и важную культурную миссию для нашего города, привозя значимые имена молодого современного искусства России, а также показывая на выставках разнообразие приемов, медиумов и идей».

1. Выбрать акутальную и интересную тематику для аудитории с разным уровнем подготовки

Галерея «Буксир» с 2017 года поддерживает современных художников, проводит культурные и образовательные события, занимается популяризацией современного искусства. В 2024 году, после трех лет ремонта, команда открыла обновленное пространство выставкой «Время обретенное» под кураторством Дарьи Эпин. Экспозиция повествует о «приобретенной» памяти и трансформации классических культурных символов в современном искусстве. 

Дарья Эпин, куратор галереи: «Самой большой сложностью было сделать проект, который был бы интересен аудитории с разной степенью подготовки и насмотренности, был бы близок локальным вопросам и проблемам, говорил об актуальном для аудитории и при этом был бы достойным в контексте современного искусства. Хотелось не оттолкнуть аудиторию, а, наоборот, показать, что современное искусство может быть близким и понятным каждому. Поэтому была выбрана тема, позволяющая проследить аллюзии на что-то знакомое, но при этом поговорить о насущных вопросах».

Работа Кристины Сидоровой

2. Использовать традиционные для области материалы

Второй проект — «Дело техники» — объединяет авторов, исследующих трансформацию художественных подходов через использование тканей и металла. Работая с текстилем, вышивкой и кружевом, художники нарушают традиционные представления о их изобразительности, а в работе с металлом сталкиваются с его свойствами. В результате возникают глубокие вопросы о личном и обезличенном, эстетическом и практическом, массовом и уникальном, а также о природе искусства в целом.

В Липецкой области столкновение этих тем особенно выразительно: здесь елецкое кружево соседствует с крупнейшим металлургическим производством, и история этих материалов затрагивает практически каждого.

В выставке участвовали четверо липецких авторов, включая прапрабабушку директора галереи Виолетты Подколзиной, кружевные платки которой были выставлены как местные артефакты, равнозначные современным арт-объектам.

Работы Славы Нестерова

3. Реализовывать образовательные проекты и рекреационные мероприятия

Как открытое и свободное пространство, галерея, помимо выставок, также проводит образовательные и рекреационные мероприятия: лекции, мастер-классы, концерты, кинопоказы, встречи сообщества художников. При поддержке государственных и частных фондов реализованы проекты: «Арт-резиденция: Кудыкина гора, место где происходят чудеса», «Бесплатная фотошкола», «Резиденция креативного мышления для молодёжи».

4. Найти единомышленников и заинтересованных лиц

Елена Юрьевна Латышева, учредитель и меценат Буксира о предназначении и ценности пространства: «Несмотря на то, что я не родилась в городе Липецк, я считаю его своей малой родиной. Родиной, которая помогла мне как человеку вырасти, как личности — прорасти, как предпринимателю — состояться. Настоящие бизнесмены и люди, которые гармонично развиваются, должны руководствоваться установкой «отдать и создать». Создать для людей то благо, которое помогает развиваться региону, людям. Улучшение территорий — это большое емкое слово, когда мы говорим не только про инфраструктуру и архитектуру, но и в том числе про ту среду, которая позволяет продвигаться культуре и образованию. Я очень счастлива, что нашла единомышленника, и команда Буксира помогает реализовывать эту мечту, проявляться и прорастать в этой ценности. Также мной еще двигало то, что моя дочь — художница. На примере личного  жизненного опыта я понимала, что тогда, когда она росла и училась в Липецке, ей очень не хватало территории, где она может наполняться,  питаться и совершенствоваться. Несмотря на большое количество художественных школ, все-таки нужно то современное пространство, где формируется комьюнити, в котором есть открытость, возможность проявляться  и вдохновляться друг другом, чтобы липецкие творцы могли продолжать прогрессировать в родном городе. Идею образования такого места поддержал управляющий партнер галереи Сергей Авилов и его команда. Вот такое пространство и такую точку притяжения и развития мечта была создать. И сегодня я очень счастлива от того, что мы смогли это сделать вместе».

Работы Олеси Лавриненко и Нины Сечко

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.