Антивоенные выступления художников всей планеты.
Искусство и война – противоречащие друг другу понятия: искусство превозносит этот мир и человеческую жизнь, а война лишь уничтожает, не оставляя за собой ничего, кроме пепла и разрушений. С момента своего появления искусство влияет на общественное мнение, в том числе на мнение политиков: все творческие люди прекрасно понимали свои возможности и умело этим пользовались, поэтому часто посредством своих работ они пытались убедить людей в том, что войны не допустимы.
ART FLASH разобрали свои арт-архивы, чтобы показать вам созидающую, а не разрушающую силу искусства. Но способна ли она остановить войны?
Антивоенные высказывания на полотнах
Множество всемирно известных художников хоть раз в своей биографии высказывались за мир на своих картинах. Все эти работы объединяет одна идея: на них изображён ужас войны, передан страх, который испытывают люди, и, конечно же, её разрушительные последствия.
На картине «Лицо войны» Сальвадора Дали мёртвая голова начинена зацикленными смертоносными образами: в глазницах и во рту находятся черепа, источающие страх и ужас. Ядовитые змеи, вырастающие из головы, бездумно и безжалостно жалят её. Картина Дали наполнена атмосферой страдания и ужаса, которую приносит война. В этой работе автор показал её бессмысленность, противоестественность и губительность для цивилизации. Писать холст художник начал по дороге в США, находясь под впечатлением от начинающейся в Европе Второй мировой войны.
«Апофеоз войны» – одно из самых ярких и выразительных полотен своего времени. Эта картина – обличает весь ужас и смерть, к которым приводят войны. Хотя она и была создана под впечатлением от примитивной жестокости восточных завоевателей, у неё нет привязки к конкретным историческим событиям – картина адресована всем, кто затевал и затевает войны во все времена. Не зря сам автор написал на раме картины: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим». Верещагин будто показывает единственный возможный и неизбежный исход любой войны, какими бы ни были её цели и средства.
Эта картина – одна из четырёх из серии, в которой Отто Дикс изображает людей, покалеченных войной. Используя резко заострённый визуальный язык, художник протестует в этих работах против бессмысленности и жестокости войны. На этой картине в центре внимания находится не группа фигур, а один изувеченный военный. Пострадавший представлен как своего рода антигерой. Из его уст, как вымученный крик, вырываются слова: «Спички, настоящие шведские спички», выцарапанные меловой масляной краской на холсте. Состоятельные прохожие бегут от неприятной взгляду искалеченной фигуры, словно пытаясь стереть уродливые напоминания о трагедии. Но, чтобы не забывать важность мира на Земле, стоит замечать и осознавать последствия того ужаса, который приносят войны.
«Герника» Пабло Пикассо была публичным протестом против бомбардировки нацистами одноимённого баскского города. Его картина наполнена личными чувствами страдания, трагическим ощущением смерти, уничтожением и разрушением. На картине нет ни бомб, ни города – только пламя огня и войны.
Серия работ «Рисунки в убежище» были выполнены в Лондоне, во время Блица (бомбардировка территории Великобритании нацистской Германией в период с 1940 по 1941 годы). Вид бесчисленных групп людей, спящих на платформах, тесно прижавшись друг к другу, в то время как мимо проносятся поезда, потряс Генри Мура. Художник смог увидеть не безликую массу, а живых людей. На полях блокнота, в котором Мур рисовал, он оставлял следующие комментарии, которые позволяли переносить образы на холст живыми: «Драматичное, мрачное освещение, множество полулежащих фигур, постепенно исчезающих в точке схода – штриховка и царапание, хаотичный передний план»; «Отдыхающие, невинные – покинутые, лишенные спокойствия».
Перформансы во имя мира
«В постели за мир» Джон Леннон и Йоко Оно
Первую неделю своего медового месяца Джон Леннон и Йоко Оно провели в отеле Amsterdam Hilton, ежедневно с 9 утра до 9 вечера приглашая мировую прессу в свой гостиничный номер. После выхода обложки альбома Two Virgins, где оба исполнителя были обнажены, пресса ожидала, что они публично займутся сексом в свою первую брачную ночь, но вместо этого пара просто сидела в постели в пижамах, а над кроватью красовались надписи «Мир для волос» и «Мир в постели». Таким образом, молодожены выражали свой протест против войн, которые развязывают политики, а также показывали свою мечту о мире на планете.
«Балканское барокко» Марина Абрамович
Свой антивоенный перформанс Марина Абрамович показала на Венецианской биеннале в 1997 году. Она посвятила его «каждой войне» в нашем мире. Во время перформанса Абрамович счищала мясо и кровь с коровьих костей, напевая при этом народные песни и рассказывая истории бывшей Югославии. Венецианская жара делала смрад, исходящий от полутора тонн сырого мяса, невыносимым, таким же, как и чувство вины за погибших в войне людей: «Вы не сможете смыть со своих рук кровь, как нельзя смыть позор войны. Но всё же очень важно преодолеть это чувство», – говорила художница. Очищение костей вылилось в символическую попытку заплатить за грехи, совершённые народом, и стремлением передать боль таким образом, чтобы её почувствовали и зрители.
Антивоенные плакаты всех времён
Bombing for peace is like fucking for virginity
Знаменитый плакат, впервые появился на антивоенном протесте против войны во Вьетнаме в 1969 году. С тех пор фраза, написанная на плакате, часто используется в разных антивоенных движениях. С этим лозунгом даже печатаются футболки, шопперы
Плакаты Шепарда Фейри
Шепард Фейри известен как уличный художник и один из основателей стрит-арта. Он создает работы на холстах, деревянных панелях, на бумаге и на металле. Также Фейри знаменит своими антивоенными работами. Одну из них художник написал, вдохновившись фразой «Занимайтесь любовью, а не войной». Так был создан антивоенный плакат «Занимайтесь искусством, а не войной».
Советские антивоенные плакаты
Наверное, ни в одной стране мира не было так много антивоенной агитации, сколько её было в СССР. Плакаты со словами «Нет войне!», «Миру – да!», «Мир – дело всех и каждого» были на каждом шагу. Каждый школьник, который родился после окончания Второй мировой войны, помнит мероприятия в школах и детских садах, на которых говорили об ужасах войны. Всё это было направлено на то, чтобы воспитать поколение, которое будет любой ценой бороться за мир и точно знать, что война недопустима, ни при каких обстоятельствах.
На протяжении многих веков люди искусства боролись за мир с помощью своего творчества. Они рисовали картины, устраивали перфомансы, создавали плакаты, о которых знал весь мир. Искусство способно влиять на множество людей, и его создатели во все времена использовали это как возможность высказаться и донести свое мнение до людей и не раз именно искусство спасало наш мир от абсолютного краха.