Пианист Карим Харламов стал известен благодаря своим музыкальным импровизациям на фортепиано. Артист считает, что новая инструментальная музыка «помогает собраться, наполниться и побыть наедине с собой». Одно из самых его популярных произведений «Piano improv 3» удерживалось на первом месте Нитро в «Яндекс Музыке» на протяжении двух месяцев. Карим также входит в команду комедийно-импровизационного Prosecco Show и пишет саундтреки для кино. Мы поговорили с артистом о том, что его вдохновляет на написание музыки, можно ли и нужно ли воспитывать музыкальный вкус, а также о том, как объединить музыку, импровизацию и комедию.

Какую роль музыка играет в вашей жизни? Почему вы стали музыкантом?
В детстве я всегда хотел играть на пианино. Мама вспоминает: стоило мне где-то увидеть клавиши — все, ребенка не оттащить, тянулся, даже если ростом не дотягивал. Так я попал в музыкальную школу, и с тех пор, кажется, пути назад уже не было. Если сложить все годы, получается, я занимаюсь музыкой больше двадцати лет. Это не просто увлечение — это основа, на которой я вырос. Музыка — нечто вроде внутреннего языка, на котором мне всегда легче всего было говорить с миром.
Вы бы хотели как-то изменить систему музыкального образования или нет? Если да, то как?
Как и в любом деле, в музыке все начинается с человека, который рядом. Мне повезло — мой учитель был именно тем, кто удержал мою любовь к музыке даже тогда, когда казалось, что смысла в ней больше нет. Благодаря Татьяне Борисовне я остался, и это, наверное, главное. Если бы я что-то менял в системе музыкального образования, то точно дал бы больше пространства для фантазии, импровизации, игры. Меньше строгости, больше чувств. Я, например, начал импровизировать просто потому, что учить ноты было тяжело. И, как ни странно, именно это открыло во мне настоящую любовь к инструменту.
Что вас вдохновляет на написание музыки?
Думаю, вдохновляет сама жизнь — в ее простых, но точных проявлениях. Снег однажды стал вдохновением для альбома «Snow». Легкость утра, случайная встреча, тишина в городе — все это откладывается где-то внутри, а потом превращается в музыку. И, конечно, любовь. Ну как без нее? Она — главный композитор всех наших состояний.
Как вы настраиваетесь на работу — мелодия и идея приходят сами или можно как-то создать рабочую обстановку?
Если честно, мое творчество с дисциплиной не особо дружит. Сочинять я могу только тогда, когда хочется, когда есть внутренняя энергия и мысль, за которую хочется зацепиться. Если меня усаживать за фортепиано строго с понедельника по четверг в 10:00 — боюсь, ничего хорошего не получится. Моя невеста это уже прекрасно знает и всегда наготове — даже если вдохновение приходит в три часа ночи. У нас с ним, с вдохновением, свой график.

Какую музыку вы слушаете?
Слушаю разное — правда. Не обязательно только классику, хотя за ней я слежу, и новинки неоклассики стараюсь не пропускать. Но преимущественно, в метро или где-нибудь в пути я включаю поп, soul, зарубежные треки — просто, чтобы провалиться в музыку и немного выдохнуть. У меня нет четкого жанрового фильтра: если цепляет — значит, мое.
Считаете ли вы, что музыкальный вкус можно воспитать?
Я в этом уверен! Но вот заставлять кого-то слушать что-то «для насмотренности» — не самая удачная идея. Вкус рождается из интереса, а не из обязаловки. Когда у меня будут дети, я точно постараюсь деликатно его развивать — через атмосферу, через хорошее звучание, колонки дома, через любовь к музыке, а не давление. Это как с едой: если в доме вкусно готовят, ты рано или поздно сам захочешь научиться. С музыкой — так же.


Слушаете ли вы свою музыку? Какие ваши самые любимые произведения из собственного репертуара?
Да, я слушаю свою музыку — потому что она мне искренне нравится. Иногда она помогает мне же самому вдохновиться на что-то новое. Но кстати, я довольно придирчив к своему звучанию: мы со звукорежиссером Дмитрием много внимания уделяем сведению — мне важно, чтобы звучало, как нравится мне. А одна из моих любимых любимых композиций — «Piano improv 9». В ней для меня много свободы, полета и движения.
Как написать хороший саундтрек к фильму? Что должна отражать такая музыка?
Хороший саундтрек начинается не с музыки, а с идеи режиссера. Важно сначала почувствовать замысел, атмосферу, ритм истории — а уже потом «подсветить» все это звуком. Чем глубже погружаешься в фильм, тем точнее рождается музыка. И, конечно, живой диалог с режиссером — это ключ. Чем больше общения, тем тоньше и точнее получается саундтрек.
Как вы попали в команду комедийно-импровизационного Prosecco Show?
Еще в студенчестве я увлекся музыкальной импровизацией. В какой-то момент меня заметил комедийно-импровизационный коллектив Total Nuts. Выступая с ними, я оказался в поле зрения ребят, которые на тот момент только запускали новый проект: Ильи Шалашова, Николая Тисенко и Руслана Морозова — будущего директора Prosecco Show. Они пригласили меня присоединиться, и с самого начала я стал частью этой команды. Прошло уже три года, и рост Prosecco Show за это время просто колоссальный. Рад, что все получилось именно так.
Как вы объединяете музыку, комедию и импровизацию? В чем заключается ваша роль?
Честно говоря, это нужно видеть — описать словами сложно. Вся суть в том, что каждый из нас максимально включен в процесс здесь и сейчас. За счет этого рождается настоящая синергия: импровизация становится движущей силой, именно она делает все живым и по-настоящему смешным. А музыка — как прожектор, который подсвечивает нужные акценты, добавляет ритм, эмоцию, атмосферу. Моя роль — чувствовать момент и поддерживать его звуком, усиливать комедию, не перебивая, а точно дополняя.
Как вам кажется, почему «Piano improv 3» набрало такую популярность?
Во-первых, «Piano Improv 3» попала в чарт Нитро Яндекс Музыки в очень удачный момент — когда слушатели были особенно открыты к новой инструментальной музыке. Кажется, люди просто нуждаются в таких композициях. В ней есть то, чего часто не хватает: тишина между звуками, возможность замедлиться, послушать, подумать. Такие композиции всегда актуальны — они не отвлекают, а наоборот, помогают собраться, наполниться, побыть наедине с собой. Думаю, именно поэтому она так откликнулась слушателям.


Бывает ли такое, что вдохновение покидает? Как не бояться таких моментов и как его вернуть?
Бывает, конечно. И не просто отсутствие вдохновения, а еще и тревога приходит. Я начинаю задаваться вопросами: «Все ли я делаю правильно? Ничего ли не упускаю? На все ли обращаю внимание?». Это довольно уязвимое состояние.
Как вернуть вдохновение? Я и сам учусь. Помогает отключиться от всего лишнего — уйти от телефона, перестать бесконечно залипать в рилсы, позволить себе настоящий отдых. Наполниться чем-то теплым, живым, настоящим. Иногда достаточно просто выйти на улицу и немного пожить, не думая о результате.
Как вам кажется, в чем секрет хорошего музыкального произведения?
Думаю, все зависит от того, какую цель ставит перед собой композитор. Если задача — быть понятным и близким широкой аудитории, тогда важны форма, простота, узнаваемость. Если хочется выразить личное чувство или передать атмосферу — тогда на первый план, возможно, будет выходить глубина. Но в любом случае, секрет, наверное, в том, чтобы музыка была живой, чтобы в ней чувствовался человек, а не просто правильно собранные ноты.
Что такие проекты, как «Искра» Яндекс Музыки, могут дать инструментальному музыканту? Для вас это полезный опыт?
Конечно, первостепенно такие проекты дают новых слушателей! Кроме этого, и долю узнаваемости тоже. Это сильно помогает верить в себя и в то, что я делаю. Ну и, еще это интервью! Получаю возможность говорить о своей музыке — это очень ценно!
Какая у вас мечта, как у музыканта?
Если честно, моя мечта — побить мировой рекорд по самой длинной музыкальной импровизации на фортепиано. А это от 50 часов непрерывной игры! Звучит амбициозно, но почему бы и нет? Поддержка, амбиции и силы есть — теперь нужно пробовать!