Ностальгия — тоска по прошлому, желание вернуться во времена счастья и покоя, бегство от реальности в воспоминания. В последние несколько лет, особенно после пандемии, жизнь изменилась — прошедшие года кажутся более счастливыми, спокойными и яркими. Память может искажать прошлое, идеализировать его или, наоборот, искать разрушительные моменты. В октябре в галерее ART&BRUT открылась выставка «Новая ностальгия», в которой тридцать художников рассказывают об утрате, сожалении, радостных воспоминаниях и надежде. Три части: «Лето», «Зима» и «Осень» раскрывают путь от беззаботности до тоски и неопределенности, и в конечном итоге, до ностальгии по будущему — лучшим и светлым временам, которые обязательно наступят.
Екатерина, выставка «Новая ностальгия» посвящена чувству, которое знакомо каждому. Почему именно ностальгия стала основным мотивом выставки и что в себе несет ремарка «новая»?
Ностальгия — сложная эмоция. В ней присутствует и то, что мы условно называем позитивной составляющей: удовольствие от приятных воспоминаний, нежность по отношению к прошлому, и негатив — тоска, осознание, что события прошлого уже не повторятся. В психологии есть такое мнение — человек, который находится в постоянной ностальгии, не склонен к развитию. Я обратила внимание на то, что часто вспоминаю прошлые 10 лет, и меня это насторожило. Я решила разобраться с этим.
В выставке три главы: «Лето», «Зима» и «Надежда», почему было выбрано именно такое деление?
Лето — квинтэссенция праздника, это как одним словом можно охарактеризовать желание жить, праздновать, встречаться с друзьями, быть беззаботными и отправляться в путешествие. Зима — самое суровое время года, время, когда все вокруг будто останавливается и замирает. Надежда — это надежда! Ее хотелось назвать так и никак иначе.
Как в «Новой ностальгии» раскрывается тема витальности и надежды вопреки?
Исключительно, в представлении и мечтании, так как мы можем лишь робко надеяться на что-то, но возрождение возможно лишь после глубокой рефлексии.
Как зритель должен взаимодействовать с пространством выставки и есть ли какие-то лайфхаки, как глубже погрузиться в такую тонкую тему?
Выставка легко соотносится визуально с тремя главами, но лучше прочитать общий текст и вступление к каждой части выставки, чтобы погружение было максимальным. Но во второй главе есть очень понятные цитаты на стене — главной части экспозиции.
По какому принципу отбирались художники и проекты для выставки?
По контексту произведений и по визуальному восприятию.
Какие этапы прошла выставка от идеи до фактической реализации?
Выставка была собрана по всем канонам и законам создания кураторской выставки. Это был итоговый проект в Московской школе современного искусства. Идея, исследовательская часть, дорожная карта, работа с информационным сопровождением. Сначала выставку собрали на бумаге — до реализации и открытия прошло полгода.
«Новая ностальгия» была подготовлена при поддержке Московской школы современного искусства, в чем заключалось ее участие?
Участие школы заключалось лишь в итоговой аттестации меня как студента по направлению «Куратор». Школа выпустила еще одного куратора.
Были ли какие-то трудности в процессе работы над выставкой?
Сложно было решиться поднять такую сложную, но вместе с тем актуальную тему. Она витает в воздухе и откликается многим, но немногие могут говорить о ней.
Какую главную идею, как куратор, Вы вложили в «Новую ностальгию»?
Главная идея — за тьмой всегда есть свет, к пониманию этого нужно прийти, но нельзя прийти к свету, не осознав, что вокруг тьма.