Гинда-Нека Шиевна Фишман родилась 1894-м году. В 19 лет она переехала в Санкт-Петербург, сменила имя и стала Надеждой Евсеевной, а после замужества в 1905-м — Добычиной. В 1903–1909-х годах она обучалась на курсах П.Ф. Лесгафта по подготовке педагогов физической культуры. В сферу искусства Надежду Евсеевну привело судьбоносное знакомство с Николаем Ивановичем Кульбиным. Он выступал одним из преподавателей на курсах, был медиком по профессии, в 40 лет решившим заняться художественной деятельностью. Кульбин поддерживал развитие русского авангардизма и устраивал выставки, в организации которых участвовала Добычина. Полученный опыт определил в будущем её решение открыть первую коммерческую галерею в Санкт-Петербурге.
В 1911-м году Добычина основала «Художественное бюро», которое устанавливало посредничество между художником и публикой посредством продажи произведений искусства. В 1914-м году муж Надежды Евсеевны оказал ей поддержку: Пётр Добычин арендовал десятикомнатную квартиру в Доме Адамини на углу набережной реки Мойки и Марсова поля специально под нужды бюро.
«Художественное бюро Н.Е. Добычиной» представляло собой независимую площадку, где художники, не признаваемые Императорской Академией художеств, выставляли работы и несли идеи в массы. Главный интерес разнообразной выставочной программы представляли современные художники, которые работали как с графикой, так и с живописью, и выражали идеологические и эстетические взгляды. Также устраивались поэтические, театральные и музыкальные вечера, «Художественное бюро» было местом культурного притяжения столицы.
В «Художественном бюро» проходили выставки работ Николая Рериха, Анны Остроумовой-Лебедевой, Натана Альтмана, Марка Шагала, Вадима Фалеева. Галеристка также стремилась выставлять работы Пабло Пикассо – Добычина ездила на переговоры в Париж, однако политические сложности из-за Первой мировой войной, нарушили все планы. Например, не удалось выставить работы испанца Игнасио Сулоаги, а также французского, испанского, японского и даже персидского искусства.
Из многообразия успешных проектов, некоторые вызывали сильный резонанс и не всегда имели положительные оценки у публики. В 1914-м году в «Художественном бюро» состоялась персональная выставка Натальи Гончаровой. Её картины на библейские сюжеты вызвали скандал. Экспозицию пришлось закрыть на 12 дней, пока духовный цензор не подтвердил, что никаких нарушений нет. Это стало итогом «российского» периода творчества художницы, потому что уже в 1915-м году она навсегда покинула страну.
В 1915–1916-х годах в «Художественном бюро» Натальи Евсеевны проходила «Последняя футуристическая выставка картин “0,10”», последствием которой является современное искусство XXI века. Общественность познакомилась с художественным направлением, разработанным Казимиром Малевичем — супрематизмом. Курировал выставку сам художник, а её организатором выступил Иван Пуни. Н.Е. Добычина предоставила залы. В одном из них висела картина «Чёрный квадрат» – икона в «красном углу», раз и навсегда изменившая подход к созданию и восприятию искусства.
Наталья Евсеевна Добычина всегда справлялась с тяжёлыми обстоятельствами, не боялась нового, ценила экстравагантность и непредсказуемость в творчестве, которое полностью отражало дух эпохи.
Добычина оставалась верной принципам. Когда функционирование «Художественного бюро» стало невозможным, она посвятила остаток жизни работе с искусством, но уже в роли музейной госслужащей. За время существования бюро и тесного контакта с современными художниками Наталья Евсеевна сформировала обширную личную коллекцию искусства. С выбором Добычиной можно ознакомиться на выставке в Музее русского импрессионизма до 24 сентября.