Картинка

Мода, спорт и искусство на обновленных стенах МАММ

В эти выходные после продолжительных ремонтных работ снова открылся Мультимедиа Арт Музей, Москва.

На семи этажах Музея расположились восемь новых экспозиций, посвященных проблемам экологии, изучению модной фотографии, спорту и лаборатории Эрика Булатова.

Искусство в проблемах экологии

На первом этаже музейного пространства показаны работы Эдоардо Делилле и Джулии Пьермартири «Атлас нового мира». Молодые итальянские фотографы, представили, какими могут стать регионы через несколько десятилетий, если люди не предпримут меры по защите окружающей среды. Опираясь на данные ООН о климате, фотографы посетили наиболее уязвимые регионы четырех материков  — Азии, Африки, Европы и Америки. Во время экспедиции они проецировали изображения с апокалиптическими прогнозами ученых на реальные интерьеры местных жителей. Например, на снимке с Мальдив, «Укулас, атолл Алиф-Алиф», изображена семья Джизы в доме, который построил ее муж. 

Эдоардо Делилле, Джулия Пьермартири. Мальдивы. Укулас, атолл Алиф-Алиф. 2019

«Мой муж построил этот дом для нашей семьи своими руками. Думать о том, что однажды нашим детям придется отдать его океану, — все равно что видеть, как рушится мечта всей жизни», — отрывок из авторского текста.

Эдоардо Делилле, Джулия Пьермартири. США, Калифорния. 2022
Эдоардо Делилле, Джулия Пьермартири. Мозамбик. Мапуту. Магуанини, «Б». 2022

Во время путешествия фотографы беседовали с героями своих работ, чтобы  сохранить их истории. Познакомиться с отрывками диалогов можно, отсканировав OR-код возле фотографий. 

Выставка проходит в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2024».

Фэшн-фото на двух этажах

На первом и втором этажах расположилось собрание из коллекции «Фонда Still Art. Шедевры мировой фотографии моды», приуроченное к пятилетию фонда. Здесь представлены работы Терри О’Нилл, Эллиотт Эрвитт, Артура Элгорта, Стивена Майзела, Ника Найта, Тима Уокера, Ноэ Сендас, Энни Лейбовиц, Сары Мун, Хорста П. Хорста и Мишеля Комте.

Иэн Макмиллан. The Beatles, Abbey Road. Вариант снимка для обложки альбома. 1969
Эллиотт Эрвитт. США. Калифорния. Санта-Моника. 1956
Уильям Кляйн. Нина и Симона. Рим. 1960
На переднем плане: Мелвин Соколски. Пузырь на Сене. Париж. 1963. На заднем: 1) Патрик Демаршелье. Диана. Обложка Vogue UK, октябрь 1967 2) Патрик Демаршелье. Кристи. 1990

Обложки, рекламные компании и стильные кадры демонстрируют и подчеркивают человеческое тело, в основном женское. Примечательно, что жанр фэшн-фотографии начал зарождаться в 1910-ом году, благодаря Конде Насту, основателю американского издательского дома Conde Nast Publications, который приглашал к сотрудничеству фотографов. Но только в конце 1980-х годов она стала восприниматься как часть истории искусств. Работы модных фотографов переместились на выставки и в специализированные музеи.

На переднем плане: Херб Ритц. Versace. Платье-вуаль. Высохшее озеро Эль Мираж, США. 1990 На заднем: Ник Найт. Сара Вингейт для Yohji Yamamoto. 1986
1) Ноэ Сендас. Девушка Wallpaper (Versace). Wallpaper, март 2015 2) Ноэ Сендас. Девушка Wallpaper (Fendi). Wallpaper, март 2015 3) Ноэ Сендас. Девушка Wallpaper (Соня Рикель). Wallpaper, март 2015

Коллекционер и его коллекция

Третий этаж музея посвящен фотографу и коллекционеру Юрию Рыбчинскому, скончавшемуся в 2023-м году. В 1993-м году Юрий совместно с фотографом Эдуардом Гладковым создал негосударственный фонд «Музей фотографических коллекций», коллекция для которого начала собираться еще в 1980-х годах, когда рынка фотографии практически не существовало. Собрание пополнялось работами либо в результате обмена, либо приобретенными за символическую плату, но чаще всего авторы просто дарили фотографии.. В 2007-м году Юрий и Эдуард передали МАММ более 2000 произведений из своего собрания.

Неизвестный автор. Фотографы Юрий Рыбчинский и Сергей Лидов. 1970-е

В экспозиция «Дар музею. Памяти Юрия Рыбчинского» подчеркивается важность работы коллекционеров, которые: 

«открывают имена, видят талант раньше специалистов и массового зрителя, как, например, Щукин и Морозов, поддерживают своим вниманием и закупками художников-современников, а потом передают свои собрания музеям, переоценить невозможно. Имена коллекционеров остаются в истории искусств, как и имена художников». (отрывок кураторского текста)

В пространстве представлены работы Аркадия Шайхета, Александра Родченко, Марка Маркова-Гринберга, Эммануила Евзерихина, Виктора Ершова и других фотографов.

Зал МАММ
Борис Игнатович. Лестница в общежитии. 1929
1) Александр Слюсарев. Без названия. 1979 2) Александр Слюсарев. Без названия. 1970-е 3) Александр Слюсарев. Без названия. 1979
Александр Слюсарев. Скамейка. 1962
1) Иван Чуйков. Зеркало I. №1. 1977 2) Иван Чуйков. Зеркало I. №2. 1977 3) Иван Чуйков. Зеркало I. №3. 1977 4) Иван Чуйков. Зеркало I. №5. 1977
Александр Лаврентьев. «Кто построил стену в моем дворе?» Из серии «Касания». Москва. 1990

Мода, мода и ещё раз мода

На четвертом этаже представлена выставка «Модницы XIX — начала XX века. Из коллекции МАММ», условно разделенная на восемь частей: «Кринолины», «Женщина-цветок»,  «Девушки в униформе», «Меха», «Мужская мода», «А-ля рюс», «Шляпы», «Прически». Здесь можно увидеть более 80-ти работ и текстов, написанных историком моды Ольгой Хорошиловой, хранителем музейного фонда фотографии Ларисой Зайцевой и медиатором Эльвирой Рамазановой. 

Зал выставки в МАММ
Неизвестный автор. Портрет супружеской пары. 1906

«Физкультминутка» в МАММ

Пятый этаж музея посвящен футболу в черно-белой телевизионной картинке. В экспозиции представлена новая серия полотен в стиле русского авангарда Константина Батынкова и одна из работ Сергея Шеховцова, отсылающая к скульптуре «Футболисты» Иосифа Чайкова.

Константин Батынков
Скульптура Сергея Шеховцова, на заднем плане работы Константина Батынкова
Константин Батынков

«Работы Константина Батынкова и Сергея Шеховцова, созданные специально для выставки в МАММ, объединены темой футбола, который давно вышел за границы обычной спортивной игры. Он стал важным культурным, социальным и экономическим явлением, полем сражения между прошлым, настоящим и будущим», — отрывок из кураторского текста.

В соседнем зале размещена звуковая инсталляция Алексея Каллимы «Теорема дождя». Это сорокаметровая фреска с изображением трибуны с «громкими» болельщиками, написанная флуоресцентными красками. Спустя время записанный звук толпы пропадает, и появляется белая картинка. Зритель остается в одиночестве, ощущая контраст между существованием в толпе и наедине с собой. 

Зал с инсталляцией Алексея Каллимы

Спорт, спорт, спорт

На шестом этаже представлена экспозиция «Спорт в фотографиях. От Родченко до наших дней», в которую вошли работы советских и российских фотографов: Александра Родченко, Макса Пенсона, Аркадия Шайхета, Льва Бородулина и снимки современных корреспондентов: Владимира Песни, Алексея Филиппова, Дарьи Исаевой и других.

Зал МАММ

В залах показано развитие спортивных снимков в разные периоды истории страны, на становление которых повлияли многие факты: появление нового технического оборудования и рост самого спорта. Например, авторский фотопроект Павла Волкова «Паралимпийцы», одна фотосерий которого рассказывает об истории Сергея Манжоса, потерявшего зрение в детстве. Сейчас Сергей входит в сборную России по футболу для слабовидящих. Помимо футбола он занимается плаванием и велотрековым спортом.

Павел Волков. Из серии «Играющий в темноте» (часть авторского фотопроекта «Паралимпийцы»). 2016

«Фотографируя Сергея, я проводил с ним достаточно много времени. Но я ни разу не слышал, чтобы он на что-нибудь жаловался. Даже если что-то у него не получалось, он шел и делал еще одну попытку — еще один забег, еще один заплыв, еще один раунд. И так — не только в спорте. Так — всю жизнь», — отрывок из авторского текста. 

На самый вверх, в лабораторию

На последнем этаже музея разместилась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника», подготовленная к 90-летию автора. В экспозицию вошло более 100 работ художника, в которых прослеживаются поиск и зарождение авторского стиля Эрика Булатова.

Эрик Булатов. Вверх-вниз. Слева: холст, масло. 2011-2013. Справа: два рисунка на бумаге и цветной карандаш. Внизу на картонной подложке. 2011
Эрик Булатов. Выхода нет. 1) Бумага, цветной карандаш, картонная подложка. 1974 2) Бумага, цветной карандаш, 1974 3) Бумага, цветной карандаш. 1978 4) Бумага, цветной карандаш, картонная подложка. 1978

Глядя на бумажные работы в рамках нельзя назвать их эскизами будущего полотна. 

«Это законченные произведения, как правило с детальнейшей проработкой пространства. А пространство у Булатова — и есть та магия, которая его слова, в том числе апроприированные им по-своему стихотворные тексты Всеволода Некрасова, превращает в актуальное искусство» (отрывок из кураторского текста).

Все выставки продлятся до 15 июля. А 14 мая, в рамках Московской музейной недели, можно посетить музей бесплатно, по регистрации на сайте.

Приятный бонус: на -1 этаже открылся магазин, где можно купить книги, сувениры и современное тиражное искусство.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.