На семи этажах Музея расположились восемь новых экспозиций, посвященных проблемам экологии, изучению модной фотографии, спорту и лаборатории Эрика Булатова.
Искусство в проблемах экологии
На первом этаже музейного пространства показаны работы Эдоардо Делилле и Джулии Пьермартири «Атлас нового мира». Молодые итальянские фотографы, представили, какими могут стать регионы через несколько десятилетий, если люди не предпримут меры по защите окружающей среды. Опираясь на данные ООН о климате, фотографы посетили наиболее уязвимые регионы четырех материков — Азии, Африки, Европы и Америки. Во время экспедиции они проецировали изображения с апокалиптическими прогнозами ученых на реальные интерьеры местных жителей. Например, на снимке с Мальдив, «Укулас, атолл Алиф-Алиф», изображена семья Джизы в доме, который построил ее муж.

«Мой муж построил этот дом для нашей семьи своими руками. Думать о том, что однажды нашим детям придется отдать его океану, — все равно что видеть, как рушится мечта всей жизни», — отрывок из авторского текста.


Во время путешествия фотографы беседовали с героями своих работ, чтобы сохранить их истории. Познакомиться с отрывками диалогов можно, отсканировав OR-код возле фотографий.
Выставка проходит в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2024».
Фэшн-фото на двух этажах
На первом и втором этажах расположилось собрание из коллекции «Фонда Still Art. Шедевры мировой фотографии моды», приуроченное к пятилетию фонда. Здесь представлены работы Терри О’Нилл, Эллиотт Эрвитт, Артура Элгорта, Стивена Майзела, Ника Найта, Тима Уокера, Ноэ Сендас, Энни Лейбовиц, Сары Мун, Хорста П. Хорста и Мишеля Комте.




Обложки, рекламные компании и стильные кадры демонстрируют и подчеркивают человеческое тело, в основном женское. Примечательно, что жанр фэшн-фотографии начал зарождаться в 1910-ом году, благодаря Конде Насту, основателю американского издательского дома Conde Nast Publications, который приглашал к сотрудничеству фотографов. Но только в конце 1980-х годов она стала восприниматься как часть истории искусств. Работы модных фотографов переместились на выставки и в специализированные музеи.


Коллекционер и его коллекция
Третий этаж музея посвящен фотографу и коллекционеру Юрию Рыбчинскому, скончавшемуся в 2023-м году. В 1993-м году Юрий совместно с фотографом Эдуардом Гладковым создал негосударственный фонд «Музей фотографических коллекций», коллекция для которого начала собираться еще в 1980-х годах, когда рынка фотографии практически не существовало. Собрание пополнялось работами либо в результате обмена, либо приобретенными за символическую плату, но чаще всего авторы просто дарили фотографии.. В 2007-м году Юрий и Эдуард передали МАММ более 2000 произведений из своего собрания.

В экспозиция «Дар музею. Памяти Юрия Рыбчинского» подчеркивается важность работы коллекционеров, которые:
«открывают имена, видят талант раньше специалистов и массового зрителя, как, например, Щукин и Морозов, поддерживают своим вниманием и закупками художников-современников, а потом передают свои собрания музеям, переоценить невозможно. Имена коллекционеров остаются в истории искусств, как и имена художников». (отрывок кураторского текста)
В пространстве представлены работы Аркадия Шайхета, Александра Родченко, Марка Маркова-Гринберга, Эммануила Евзерихина, Виктора Ершова и других фотографов.






Мода, мода и ещё раз мода
На четвертом этаже представлена выставка «Модницы XIX — начала XX века. Из коллекции МАММ», условно разделенная на восемь частей: «Кринолины», «Женщина-цветок», «Девушки в униформе», «Меха», «Мужская мода», «А-ля рюс», «Шляпы», «Прически». Здесь можно увидеть более 80-ти работ и текстов, написанных историком моды Ольгой Хорошиловой, хранителем музейного фонда фотографии Ларисой Зайцевой и медиатором Эльвирой Рамазановой.


«Физкультминутка» в МАММ
Пятый этаж музея посвящен футболу в черно-белой телевизионной картинке. В экспозиции представлена новая серия полотен в стиле русского авангарда Константина Батынкова и одна из работ Сергея Шеховцова, отсылающая к скульптуре «Футболисты» Иосифа Чайкова.



«Работы Константина Батынкова и Сергея Шеховцова, созданные специально для выставки в МАММ, объединены темой футбола, который давно вышел за границы обычной спортивной игры. Он стал важным культурным, социальным и экономическим явлением, полем сражения между прошлым, настоящим и будущим», — отрывок из кураторского текста.
В соседнем зале размещена звуковая инсталляция Алексея Каллимы «Теорема дождя». Это сорокаметровая фреска с изображением трибуны с «громкими» болельщиками, написанная флуоресцентными красками. Спустя время записанный звук толпы пропадает, и появляется белая картинка. Зритель остается в одиночестве, ощущая контраст между существованием в толпе и наедине с собой.

Спорт, спорт, спорт
На шестом этаже представлена экспозиция «Спорт в фотографиях. От Родченко до наших дней», в которую вошли работы советских и российских фотографов: Александра Родченко, Макса Пенсона, Аркадия Шайхета, Льва Бородулина и снимки современных корреспондентов: Владимира Песни, Алексея Филиппова, Дарьи Исаевой и других.

В залах показано развитие спортивных снимков в разные периоды истории страны, на становление которых повлияли многие факты: появление нового технического оборудования и рост самого спорта. Например, авторский фотопроект Павла Волкова «Паралимпийцы», одна фотосерий которого рассказывает об истории Сергея Манжоса, потерявшего зрение в детстве. Сейчас Сергей входит в сборную России по футболу для слабовидящих. Помимо футбола он занимается плаванием и велотрековым спортом.

«Фотографируя Сергея, я проводил с ним достаточно много времени. Но я ни разу не слышал, чтобы он на что-нибудь жаловался. Даже если что-то у него не получалось, он шел и делал еще одну попытку — еще один забег, еще один заплыв, еще один раунд. И так — не только в спорте. Так — всю жизнь», — отрывок из авторского текста.
На самый вверх, в лабораторию
На последнем этаже музея разместилась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника», подготовленная к 90-летию автора. В экспозицию вошло более 100 работ художника, в которых прослеживаются поиск и зарождение авторского стиля Эрика Булатова.


Глядя на бумажные работы в рамках нельзя назвать их эскизами будущего полотна.
«Это законченные произведения, как правило с детальнейшей проработкой пространства. А пространство у Булатова — и есть та магия, которая его слова, в том числе апроприированные им по-своему стихотворные тексты Всеволода Некрасова, превращает в актуальное искусство» (отрывок из кураторского текста).
Все выставки продлятся до 15 июля. А 14 мая, в рамках Московской музейной недели, можно посетить музей бесплатно, по регистрации на сайте.
Приятный бонус: на -1 этаже открылся магазин, где можно купить книги, сувениры и современное тиражное искусство.