Инклюзия в культурной сфере развивается во многих направлениях: от создания тактильных моделей и тифлокомментариев к экспонатам до организации экскурсий на жестовом языке. Мы пообщались с командой Дома культуры «ГЭС-2» и узнали, какие программы и проекты они реализуют для сообщества глухих.


Какие основные цели ставит перед собой программа «Глухие и звонкие» в Доме культуры «ГЭС-2»? В чем состоит его деятельность?
«Глухие и звонкие» — постоянная программа Дома культуры «ГЭС-2», ориентированная на сообщество глухих. В рамках нее мы не только переводим события на русский жестовый язык, но и создаем специальные мероприятия для сообщества. Адаптация событий «ГЭС-2» входит в задачи программы, но не является основной, и благодаря этому работа с глухими и слабослышащими посетителями существует как отдельное направление культурной институции.
Цель «Глухих и звонких» — в процессе исследования и сотворчества осмыслять идентичность и культуру глухих и формулировать определение тому, что такое «сообщество глухих». Программа создается при участии глухих и слабослышащих и работает в четырех направлениях:
1. исследовательское — проект «Исследуя сообщество глухих» и поддержка развития Deaf Studies в России;
2. просветительское — проект «Клуб любителей жестового языка», поддержка русского жестового языка и развитие интереса к нему;
3. культурное производство — проект «Действие второе/третье», спектакль МУМУ и другие программы направленные на репрезентацию глухоты и представителей сообщества;
4. взаимодействие с профессиональным сообществом — «Семинары по обратному переводу» и работа с переводчиками РЖЯ, сурдопедагогами и другими специалистами.
Мы ищем подходы, чтобы расширить представление о сообществе глухих и приобщить больше людей к разнообразным формам участия внутри культурной институции.



Как пришла идея создания междисциплинарного проекта «Исследуя сообщество глухих»?
Проект начался с кружка в ноябре 2022 года. Идея заключалась в том, чтобы замотивировать представителей сообщества глухих на изучение своих культурных особенностей, идентичности и уникальных характеристик сообщества. Обычно исследованиями занимаются сурдопедагоги, социологи и другие слышащие специалисты, а сами глухие и слабослышащие зачастую не имеют достаточно доступа к научным базам и методологиям, которые помогли бы развивать это направление. «Ничего о нас без нас» — принцип, которым руководствуется команда Дома культуры «ГЭС-2» и который предполагает важность участия в изучении и репрезентации своего опыта именно представителей сообщества.
Со временем в «Исследуя сообщество глухих», помимо кружка, появились выездные поездки и конференция, по итогам которой выпускается альманах. Проект в целом стал направлением исследований в рамках нашей программы.



Какие основные результаты I Междисциплинарной конференции «Что значит быть глухим? Новые вызовы для сообщества» вы можете назвать? Почему возникла необходимость в проведении этой конференции?
Главный вопрос конференции прошлого года отражен в названии: нам было интересно узнать, что значит быть глухим в социокультурном и лингвистическом контексте. Она задумывалась как свободная площадка для обсуждения вопросов, связанных с сообществом глухих. Как в первой, так и во второй конференции, участвовали глухие и слабослышащие специалисты, а также переводчики русского жестового языка, CODA, сурдопедагоги и другие эксперты. В итоге нам удалось сформировать представление о том, какие темы актуальны сейчас и какие направления исследований перспективны в будущем. Многие секции вызвали активный отклик и дискуссии, которые вышли затем за рамки однодневной конференции.
Кому будет интересен и полезен для изучения альманах «Исследуя сообщество глухих»?
Конечно, одним из важных результатов первой конференции стал сборник статей. В альманах вошли как исследования, представленные на конференции, так и другие тексты, посвященные сообществу глухих в России. Публикации в альманахе будут интересны не только тем, кто использует их как научную литературу, но и людям, которые впервые сталкиваются с понятием «сообщество глухих». Мы рассчитываем на широкий круг читателей, включая представителей сообщества глухих, для которых выводы статей могут стать открытием, а также слышащих людей: социологов и культурологов.

Какие темы поднимались на конференции «Исследуя сообщество глухих — 2024»? Почему в этом году было уделено особое внимание международному опыту?
Когда мы планировали конференцию этого года, нам важно было обратиться к мысли о том, что, говоря о сообществе глухих, мы подразумеваем его вне рамок одной страны. Всех представителей объединяет жестовый язык, но в каждом государстве он свой, на него накладывается социальный и культурный контексты. В связи с этим нам было интересно узнать, как развиваются исследования сообщества глухих за рубежом: какие вопросы ставят перед собой наши коллеги, на какие были найдены ответы и что за совместные перспективы нам доступны. Участие экспертов из 12 стран действительно позволило выявить культурные и лингвистические особенности представителей сообществ глухих.
Как вы видите дальнейшее использование полученного международного опыта, который был представлен на конференции?
Материалы зарубежных коллег на конференции представили большую ценность для наших дальнейших исследований и позволили осмыслить опыт сообщества глухих в России по-новому. Мы планируем включить в альманах статьи по этим докладам. Международную конференцию с участием спикеров, которые говорят на жестовом языке, одновременно переводили для зрителей в зале и спикеров онлайн.
Это был первый раз, когда команда «ГЭС-2» работала с таким количеством экспертов из разных стран и многоступенчатым переводом на РЖЯ, международные жесты, русский и английский языки.



Что изучает дисциплина Deaf Studies и почему ее нужно развивать в России?
Междисциплинарное направление Deaf Studies возникло во второй половине ХХ века во многом благодаря интересу к американскому жестовому языку. Важную роль сыграли исследования Уильяма Стоуки — они привели к тому, что ученые стали рассматривать ASL как самостоятельную лингвистическую систему, а глухих людей — как сообщество с собственным языком и культурными особенностями, требующими глубокого анализа.
Термин Deaf Studies пока не имеет аналога в русском: наиболее применимой видится формулировка «исследования сообщества глухих». Когда направление только появилось, предметами исследований в основном были жестовый язык, поведенческие паттерны, история сообщества. Теперь Deaf Studies охватывает разнообразные области: антропология, социология, лингвистика, история и архитектура. Это помогает понять уникальные аспекты жизни глухих людей и других представителей сообщества. В учебных заведениях многих стран существует дисциплина Deaf Studies, которую можно изучать на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В России отдельного направления в университетах пока нет, поэтому в основном исследованиями сообщества занимаются в рамках социологии, лингвистики или в небольших научных инициативных группах.
Как бороться со стигматизацией?
Не хочется давать общих советов об этом. Важно начинать с себя и думать о том, какие установки или предрассудки могут оказаться беспочвенными. Лучший способ побороть экзотизацию чужого опыта — задавать вопросы.
Какие советы вы бы дали человеку, который начинает изучать жестовый язык?
Если вы хотите использовать жестовый язык в общении, то учите его у носителей — глухих или слабослышащих. А еще смотрите рубрику #learnthesign в нашем телеграм-канале «ГЭС-2: Глухие и звонкие».
Какие планы проекта «Исследуя сообщество глухих» на следующий год?
В следующем году мы планируем работать с непредставленными сообществами — слепоглухими, позднооглохшими, слышащими родители глухих детей и другими аудиториями, к культурному и социолингвистическому опыту которых мы не обращались ранее. А осенью продолжит работу лаборатория ИСГ для глухих, слабослышащих, и слышащих, владеющих РЖЯ, в рамках которой мы будем проводить новые исследования.