Манук Мелконян — идейный вдохновитель журнала об искусстве «Юный искусствовед» и онлайн-галереи Supermartket. В беседе с основательницей проекта ART FLASH Эмилией Манвельян он поделился концепцией нового журнала и мыслями о молодом искусстве.
Как правильно описать все твои регалии, как ты сам себя определяешь?
Хороший вопрос, я периодически пытаюсь это сформулировать. У меня много компетенций: от креативных до организационных и финансовых. Но в целом, всю жизнь я занимаюсь созданием и реализацией проектов. У меня были очень разные проекты: и издательские, и событийные, и девелоперские. Пожалуй, единственное, что их объединяет — это определённый уровень, стабильная планка качества, которую я обеспечиваю и ниже которой никогда не падаю.
Если коротко, я — реализатор креативных задумок, человек, который придумывает, продюсирует, упаковывает. Проводит идеи из точки А в точку В.
Расскажи, какие компании ты сейчас развиваешь?
Сейчас я имею отношение к двум компаниям. Первая — Supermartket (SPRM.WORLD) — это онлайн-галерея, где представлено искусство молодых и молодых душой художников. Название концептуальное, оно олицетворяет главный принцип — открытость и универсальность, без ограничений — возрастных, жанровых и прочих. Как в супермаркете: в «Азбуку вкуса» приходят и студент, и бизнесмен, и каждый находит что-то своё. Но покупая в «Азбуке», ты знаешь и даже уверен, что там у всего хорошее качество. Так же и в SPRM — продаётся очень разное, но всё пропущено через строгие кураторские фильтры.
В этом фильтре ты сам выступаешь куратором или кого-то привлекаешь?
В команде SPRM три куратора, и это всегда их коллегиальное решение. Понять, что в искусстве хорошо, а что плохо рационально невозможно, нет объективных критериев и грань очень тонкая. Но чем больше смотришь, читаешь, погружаешься, тем больше чувствуешь. И это позволяет выбрать то, в чём есть энергия.
Ещё очень важно не поддаваться соблазну делить людей на «недостойных/необразованных» и «правильных». Как ты хорошо знаешь, в мире искусства много высокомерия. Нужно постоянно защищать себя от вируса этого снобизма. Иначе можно пропустить, не заметить нечто очень важное.
Галерея — это первая компания, а вторая какая?
Вторая — это «Юный Искусствовед», детский журнал об искусстве. Его делает моя подруга Фиона Вирфель.
В идее журнала сошлось сразу несколько личных любовей: любовь к искусству, любовь (ещё с детства) к печатным журналам, любовь к франко-бельгийским комиксам (Тинтин, Малабар и и так далее), и стремление сохранить в себе дух приключений, ощущение большого мира, где полно неизведанного, где всегда есть место открытиям.
Так возник замысел «Юного Искусствоведа». Именно «Юного», потому что если делать что-то взрослое, то получится журнал для жителей Бульварного кольца, а в этом нет никакой большой идеи. В детском медиуме больше свободы, он гораздо менее закомплексованный. Например, советские мультики и книжки: там реализованы очень смелые идеи. «Простоквашино» или «Незнайка» это многослойные, философские, глубокие вещи. В детском медиуме можно уйти в неожиданные, порой сюрреалистические формы и они будут поняты и приняты читателями.
Расскажи про «Юного Искусствоведа». В чём его уникальность?
Откровенно говоря, пресловутая «уникальность» для меня совершенно не важна. Я занимаюсь только тем, что меня вдохновляет. Важно, что сам продукт классный, красивый, интересный, вдохновляющий.
«Юный Искусствовед» — это печатный журнал, который будет выходить раз в два месяца, шесть раз в год. Журнал детский, но с оговоркой — это журнал для детей от 6 до 99 лет. Каждый номер посвящён одной теме: жанру, историческому периоду, художнику или музею.
В центре журнала комикс про Костика и Пушкина, чьи приключения продолжаются из номера в номер. Костик – это мальчик, журналист и увлечённый исследователь, и, как мы шутим, ницшеанский сверхчеловек. Пушкин это его учёный кот. Он не умеет говорить, но чтобы проявлять свой интеллект ему это и не нужно. Важную роль играют профессор Платон, друг и наставник Костика, и Вольдемар, главный антагонист, могущественный коллекционер, который в молодости дружил с Платоном, но потом их пути разошлись. Во время совместной работы они изобрели прибор хронолёт, который при наведении на произведение искусства (картину, скульптуру и так далее) переносит героев в эпоху, когда оно было создано. Таким образом, Костик и Пушкин путешествуют по времени и пространству и противостоят коварным планам Вольдемара.
Комикс дополнен загадками, заданиями, сканвордами и интересными статьями. Все это раскрывает искусствоведческий пласт и пробуждает интерес читателя.
Получается журнал-книжка, которая, как и творчество Леонардо да Винчи, будет актуальна и через десятки лет.
Получается, что журнал рассказывает об истории искусства не в формате учебника, а доступным языком: готовит детей с юного возраста и к пониманию современного искусства?
По моему убеждению, классическое и современное искусство это не две автономные структуры — историческая ткань искусства неразрывна, одно есть продолжение и следствие другого. В «Юном искусствоведе» не будет строгой хронологии, классические периоды будут чередоваться с относительно современными, чтобы у читателя сложилось понимание и ощущение этой взаимосвязи.
Для меня классическое искусство гораздо сложней современного. У классического есть «обманка» — оно очень красивое и есть поверхностный слой, который моментально считывается даже самым несведущим человеком. Но чтобы понять, что на самом деле изображено, что хотел сказать художник, ты должен обладать колоссальной базой знаний. Ведь там сплошь символы и кодировки: что означают цвета, какая птица, какие фрукты и овощи, сколько жемчужных ниток на шее, какого цвета платок и так далее.
Если хотя бы немного разбираешься в классике, то понимать современное искусство (и отделять качественное от вторичного) становится гораздо проще.
Вернёмся к журналу. Расскажи, как его приобрести?
Журнал доступен только по подписке. Он не будет продаваться в киосках и магазинах, это принципиальное решение.
Представь: современный ребёнок, как и мы в детстве, волнительно ждёт, когда в дверь постучит почтальон и отдаст журнал, который для него, как окно в большой мир, где столько всего прекрасного.
Ты сказал, что большая часть «Юного Искусствоведа» — это истории про искусство. Поделись, как произошло твоё первое столкновение с искусством.
У нас дома было много книг и альбомов. Я с детства любил изучать архитектуру византийских соборов, армянских церквей и монастырей, перерисовывал иллюстрации. Конечно, я ничего особо не понимал, но ощущал на глубинном уровне гармонию классической архитектуры: симметрию, объёмы, пропорции, ритмы — это меня завораживало.
В Ереване бабушки и дедушки постоянно таскали меня по музеям. Это, конечно же был Музей Сарьяна, Национальная картинная галерея и самый любимый Исторический музей на главной площади города. Дедушка работал в Зооветеринарном институте, и я проводил много времени в их потрясающем музее. Там даже был скелет динозавра.
Прибавь к этому подписку на огромное количеств журналов, начиная от «Ровесника», который мне был не по возрасту, до «Вокруг света», «Техники молодежи» и всяких других. Для меня это было тем самым окном в большой мир — Флоренция, Пизанская башня, Колизей, Лувр, пирамиды и прочее-прочее. Это был сказочный мир, который я мечтал когда-нибудь увидеть вживую.
А когда произошло твоё первое столкновение с современным искусством, что ты испытал? Может это было конкретное произведение/художник?
Моя любовь к современному искусству началась с фотографии — со случайного номера журнала «Фото&Видео» в далёких 90-х. Там была статья про Дэвида Лашапеля и его работы меня шокировали — такие яркие цвета, смелость, театральность. Потом был Хельмут Ньютон — ледяная противоположность Лашапеля, которого я сразу полюбил и копил деньги, чтобы купить его альбом Work. Спустя пару лет я купил практически все альбомы и Ньютона и Лашапеля.
Чуть позже меня удивил Джефф Кунс. Первое, что я увидел — его порнографические работы и какие-то странные коллажи. Я тогда думал: «Что за ерунда? Разве это искусство? Разве не стыдно такое выставлять? Он даже фотошоп нормально не может сделать!». Но я интуитивно чувствовал, что всё не так просто и надо бы этот вопрос изучить. А потом было уже не остановиться.
За кем ты следишь, чьё творчество тебе нравится?
Я не слежу за кем-то одним, это ограничивает. Мне очень нравится новое искусство в целом, и я надеюсь не потерять в себе радость открытия.
Я люблю искусство, которое выбивает из колеи, вызывает острые эмоции, заставляет переживать, испытывать волнение. С которым происходит Столкновение, как ты очень точно сказала. И это может быть как современное искусство, так и работы старых мастеров или даже православные иконы.
В моём понимании, художник — это призвание. Ты художник, потому что не можешь быть никем другим, несмотря на все невзгоды. Например, условный финансовый директор, который параллельно занимается живописью и на свою большую зарплату арендует престижные локации и делает там выставки для меня не художник. Просто человек, увлечённый творчеством. Но такое творчество меня не интересует. «Мой» художник — это медиум, проводник между чем-то таинственным и зрителем.
Расскажи о локациях, которые интересны тебе.
В Москве — пространство сообщества Noôdome — идеальное место для встреч и интересных бесед, музей «Гараж» (посчастливилось побывать во всех трёх инкарнациях), Пушкинский музей, веранда «З2.05» в саду «Эрмитаж», район Хамовники, кондитерская «Пушкин» (это, наверное, возрастное), Театр Наций.
В Петербурге — вся историческая часть, но особенно площадь Искусств, набережная реки Мойки, Академия художеств на Васильевском, Гранд Отель «Европа», малюсенький магазин-кафе «Прошуттерия», Михайловский театр… я могу бесконечно продолжать.
Опиши свой идеальный выходной?
Все выходные, которые мы проводим с супругой. Но если говорить о каком-то насыщенном времяпровождении, то это выходные в Петербурге.
Например: в пятницу вечером балет в Михайловском театре, а после — танцы и пение в Баре Витя и финальный коктейль в Лобби баре Гранд Отеля «Европа».
На следующий день — обязательный завтрак в Гранд Отеле, прогулка по городу и выставка в Манеже. После — чаепитие в отеле «Астория» из сервиза ИФЗ, а дальше встречи с друзьями до вечера, прогулка по рекам и каналам и ночное посещение какой-нибудь безумной питерской вечеринки.
В воскресенье, опять же, завтрак в Гранд Отеле и экспресс-визит в Русский Музей, в корпус Бенуа на короткую встречу с супрематистами. А дальше «Сапсан» и Москва, золотые купола.