Картинка

Краткий обзор автобиографического травелога Мандельштама

Путешествуем по Армении вместе с поэтом и изучаем новые стороны знакомых жанров.

Осип Мандельштам больше всего известен людям благодаря его ранней поэзии, которая включена в школьную программу. Каждый читал стихотворения о Нотр-Даме, о Крыме, многим известна его острополитическая лирика, а особенно первая строчка знаменитого «Мы живем, под собою не чуя страны».

Однако мало кто знает, что этот литератор также писал и в прозаическом жанре. Когда Мандельштам путешествовал в другие страны, им было задумано записать свои мысли, ощущения от путешествия и собственные наблюдения. Так появился травелог писателя «Путешествие в Армению» – с ним мы познакомимся в этом обзоре.

Первый вопрос, возникший при знакомстве каждого читателя с этой книгой, это вопрос жанра. Что же такое травелог? Чаще всего его можно представить в виде дневника, заполняемого автором, который по мере своего передвижения описывает посещённые места и свои впечатления от них. Говоря простыми словами, травелог — это дневник лирического героя, где отражены его главные идеи. История создания такова, что Мандельштаму понадобилось описать свои перемещения по стране не в поэтическом жанре, поэтому им была выбрана стилистическая проза, которая наилучшим образом передаст красоты городов Армении.

Источник: Unflash.com

Актуальность идеи сложно не заметить даже неопытному читателю, ведь в развитии жанровой идентичности до поэта никто не обращался к теме личного опыта, связанного с путешествиями. Одним из таких произведений может считаться книга Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”, однако в ней писатель сохраняет целостность сюжета и вводит в повествование оригинальных героев. У Мандельштама такого нет — каждый персонаж является реально существующим человеком, которого герой встречает на пути.

Из невошедщих в финальную версию материалов известно, вдохновением для Мандельштама служила книга Гёте «Итальянское путешествие», которая по стилистике тоже напоминает травелог. Сравнивая эти два произведения, легко заметить общий знаменатель: оба писателя ставят перед собой задачу описать алгоритмы своих перемещений по стране и рассказать о вещах, заинтересовавших их в чужом крае.

Источник: Unflash.com

У книги нет как такового сюжета, зато её легко можно воспринимать как художественный путеводитель. Здесь встречаются графичное описание острова Севан, личные воспоминания Мандельштама от посещения Сухума и гастрономические удовольствия от местных сливок в городе Аштарак.

Большинство глав «Путешествия…» названы как города Армении. Однако некоторые части не имеют никакого отношения к стране. Например, в главе «Французы» автор объясняет своё видение музейного времяпровождения: рассказывает о своём опыте изучения картин Сезана, Пикассо и Матисса. Он говорит о французском музее д’Орсе и своём методе погружения в картину для тщательного изучения. На обсуждение этой темы его выводит пейзаж города, который он сравнивает с графичностью изображения французских импрессионистов.

Источник: Pixels.com

«Путешествие в Армению» соединяет тему свободного перемещения и натуру Мандельштама-наблюдателя, который старается запечатлеть понравившийся ему моменты путешествия. Это прекрасная книга для тех, кто любит открывать для себя новые границы, но пока не умеет наслаждаться каждой деталью этого узнавания. В контексте признанного гения русской письменности сложно говорить о недостатках травелога, однако некоторые моменты в повествовании многим кажутся затянутыми и непонятными — но это не проблема для любителей такого жанра, ведь сюжетная композиция книги не целостна, поэтому вы можете пропустить скучные моменты и продолжать приятное путешествие по стране вместе с Мандельштамом.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.