Картинка

Коллекционер по наитию: исследуем выставку «Лещи и щуки: улов Лещука»

Обзор выставки с комментариями коллекционера Олега Лещука и куратора проекта Александра Дашевского.

Олег Лещук начал собирать свою коллекцию в 90-х годах прошлого века, когда, оказавшись в закрытых художественных комьюнити, получил доступ ко многим авторам. Вначале он заказал у знакомого художника Миши Ухова несколько работ, которые легли бы в основу оформления офиса – таким был первый «улов» будущей коллекции.

Куратор Александр Дашевский, сокуратор и продюсер Мария Кожевникова, коллекционер Олег Лещук. Фотограф: Павел Смирнов

Сейчас собрание, в котором переплетаются разные области, направления и эпохи,  включает в себя более 300 работ российских и зарубежных авторов: от мастеров соцреализма и нонконформизма до современных художников.

Почему Олег решил показать коллекцию именно сейчас?

«Открытие выставки и её публичная демонстрация приурочены к запуску «ЛЕЩУКФОНДА», одна из целей которого – поддержка и популяризация современного искусства. Выставка «Лещи и щуки: улов Лещука» станет первым проектом фонда».

Олег Лещук

Фотограф: Павел Смирнов

Какую работу не удалось приобрести?

«Хотел бы, но не смог купить рисунок Виктора Цоя на аукционе Vladey — из-за сильного подъема в цене».

Олег Лещук

Куратор выставки Александр Дашевский совместил две главные страсти Олега — рыбалку и искусство, схожие захватывающим чувством поимки добычи. В экспозиции он хотел сохранить ощущение живости и непредсказуемости коллекции, которые также воплощаются в методе собирательства Олега. 

Фотограф: Павел Смирнов

Как отбирались работы для выставки?

«Процесс был долгий и многоэтапный, он происходил в диалоге с Олегом. Для коллекции Лещука это первая большая выставка, первый опыт работы с куратором, первая ситуация, когда много того, что хранилось по запасникам и разным местам собирается в одном месте, начинает взаимодействовать, формировать визуальные и смысловые связи. За некоторые важные для выставки работы шла напряжённая многомесячная борьба. Зато теперь есть проложенная лыжня: тем, кто будет выставлять коллекцию дальше – будет проще».

Александр Дашевский

Александр отнёсся к коллекции как к набору изображений, которые начали складываться в истории. Экспозиция построена по принципу объединения хаотичных работ из разных областей, а извилистое пространство галереи позволило разделить тематические отделы по разным скрытым друг от друга углам.

Фотограф: Павел Смирнов

«Я сознательно пошёл на поводу у самого собрания. Работы складывались в блоки, цеплялись одна за другую. Есть «эротический отдел» (всё о чувственности), раздел «как почистить ковёр» с Кабаковым и Поляковым, «Купание красного коня», «Ты кем растешь?», «Портреты», «Воздухоплавание», «Лучшие люди страны советов», «Бабушкины сказки», «Рай для рыбака» и др. 

Александр Дашевский

Фотограф: Павел Смирнов

Выставку открывает стена портретов, которая формирует концепцию сосуществования. Искусство становится фоном для жизни и не делится на высокое или низкое. Из поля возвышенного оно переходит к обыденному, лишается своего пафоса.

Фотограф: Павел Смирнов

«В разделе «Ты кем растешь?» логика построена так: вверху работа «Отец красной шапочки», под ней работа «Весна», где во дворе хрущёвки встречаются две женщины, и у каждой по ребенку на руках. Дальше с помощью работ рассказано две постсоветские судьбы: один ребенок становится неформалом, потом начинает тосковать по имперским символам и становится правым. Другой – идёт в рабочие, тоскует по социализму и становится левым. Визуально сделано очень смешно».

Александр Дашевский

Фотограф: Павел Смирнов

Затем находится комната с очередным набором противоположностей: сельские пейзажи Гайдука и городской минимализм Люблинского. Между стен в щели – спрятанный проход. В этом потайном пространстве, или, как называет его куратор, «эротическом отделе» размещены работы, посвящённые темам наготы и телесности.

Фотограф: Павел Смирнов

В экспозиции повсюду присутствует рыболовный сеттинг: удочки, настенные изображения с внутренним строением рыб, фото Олега во всю стену с уловом в руках, которую обрамляют две «рыбные» работы: коллаж Александра Ерашова и портрет Андрея Шервуда. Всё строится на контрасте: здесь можно встретить как современную работу Володи Перкина, так и произведения Александра Ишина 60-х годов. 

Фотограф: Павел Смирнов

Как удалось выстроить связь между работами из совершенно разных областей? 

«Отпустил поводья, и материал сам стал слипаться в последовательности образов. Самый блистательный раздел, который не удалось полностью реализовать, строился так: Даши Намдаков «Звездочёт» (небольшая скульптура), к ней Звездочётов с портретом Че Гевары со звездой на шапке. Далее фото Гагарина с автографом и напротив фото Элвиса с автографом, пара космических историй от Грига и видео с рекламой «Звёздного шоу».

Александр Дашевский

Выставка «Лещи и щуки: улов Лещука» стала громким открытием фонда. В экспозиции было представлено более 100 работ из собрания. О ближайших планах «ЛЕЩУКФОНД» ещё не объявлял, но своей основной целью в рамках проекта Олег выделил поддержку работ молодых художников в области современного искусства, литературы и кинематографа.

Подробнее изучить коллекцию можно на сайте каталога.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.