Картинка

Как работает PR в культуре?

Пётр Иванов, Александра Адаскина, Анастасия Петракова и команда pr-bureau vesnaskoro о работе PR-специалиста изнутри.

Сегодня в одной лишь Москве насчитывается 440 музеев и выставочных залов, а рост их посещаемости в 2023-м году увеличился на 10%. Современные культурные институции в Москве, Петербурге и по всей России стремятся построить доверительные отношения со зрителем, говорить с ним на одном языке и об общих смыслах. Эта задача ложится на плечи PR-специалистов в области культуры и искусства, однако их имена часто находятся вне выставочных экспликаций и новостных лент. 

Мы пообщались с PR-специалистами проектов в сфере культуры и искусства и узнали об их любимых кейсах, издержках профессии и лайфхаках по поиску вдохновения. 

Герои статьи, Пётр Иванов, Александра Адаскина, Анастасия Петракова и команда pr-bureau vesnaskoro поделились с ART FLASH персональным опытом продвижения институций, заявивших о себе в последние два года.

Пётр Иванов независимый куратор, PR-специалист в сфере культуры и PR-директор институции «Стрит-арт хранение» в Санкт-Петербурге

Пётр Иванов. Источник: социальные сети

Можешь рассказать о том, как ты присоединился к команде «Стрит-арт хранения» и чем занимаешься в проекте?

Я присоединился к команде в марте 2022-го года, на этапе формирования концепции проекта и поиска вербальной и визуальной коммуникационной стратегии. В команде я занимаюсь коммуникациями и выполняю функцию арт-директора. Фирменный стиль нам разработало талантливое бюро «Non Objective». В проекте удалось собрать отличную команду, с которой мы развиваем его онлайн и офлайн.

О роли PR-специалиста в культуре говорят мало. В чём, по твоему мнению, она заключается?

PR — это не только про повышение узнаваемости и лояльности аудитории и партнеров, но и про работу над бренд-позиционированием, развитием различных каналов коммуникации. У PR-специалиста есть особая оптика, с помощью которой он может видеть наилучшие пути продвижения, потенциальные риски и аудиторию, с которой работает.

Можешь поделиться историей о любимом реализованном кейсе?

Вспомню один из любимых инструментов, который я использовал на проекте выставки Якова Хомича «Залы ожидания» в прошлом году — телеграм-бот экскурсовод. Он рассказывал о каждой локации проекта, предлагал работы к приобретению и коктейли и блюда из специального меню.

Сегодня и в Стрит-арт хранении есть бот — «В Стрит-арт хранении». Он предлагает пользователю картотеку работ, находящихся в каждой пронумерованной секции нашего хранения. Бот удобен, когда гости смотрят работы у нас, а также полезен, как онлайн-инструмент.

С какими трудностями ты чаще всего сталкиваешься в работе и как их преодолеваешь?

Наверное, одно из самых сложных испытаний любого пиарщика — это выгорание. Через таких специалистов проходит огромное количество коммуникации ежедневно. Нужно очень любить людей и свои проекты, что мы все, собственно, и делаем.

Как говорить с неподготовленной аудиторией о стрит-арте и вовлекать её во взаимодействие?

На самом деле, наше название не совсем корректное. Стрит-арт нельзя хранить, поэтому мы открытое хранение искусства «уличной волны». Но в «Стрит-арт хранении» мы говорим доступным языком об уличном искусстве. И название должно было говорить с нашими посетителями на одном языке.

Мы продолжаем просветительскую деятельность в нашем телеграм канале, «Стрит-арт хранитель». Там мы освещаем события из мира уличного искусства. Прямо сейчас канал выступает информационным партнером выставки «UNSORTED» команды «10.203» в Цветном.

Стрит-арт хранение. Источник: архив пресс-службы

Правда ли, что PR-менеджер должен быть специалистом не только в PR, но и в сфере, которую он продвигает?

Он должен быть осведомлён о работе проекта, это человек, который отвечает на все вопросы. Ну и, конечно, это необходимые знания, чтобы поддерживать контакт с коллегами по цеху и партнёрами.

Какие скиллы ты чаще всего задействуешь в работе?

Примерно все и всегда 🙂

Можешь поделиться советами по развитию креативного подхода к своим проектам? Где удаётся находить вдохновение и новые идеи?

Следить за тем, что делают коллеги из других институций и музеев, не забывать о региональной и мировой повестке, а также смотреть на проекты в других сферах. Вау-кейсы из мира моды и диджитал инновации точно могут пригодиться и при работе в культуре.

Александра Адаскина, независимый PR-специалист в сфере культуры

Александра Адаскина. Источник: социальные сети

Можешь рассказать о том, как ты присоединилась к команде и чем занимаешься в проекте? 

Заниматься PR—открытиями VS Gallery меня позвал её исполнительный директор Александр Карлявин год назад. Тогда ещё не было точного понимания по дате открытия или по первой выставке. Арт-мир достаточно маленький — все друг друга знают, а PR-специалистов, которые работают с искусством, ещё меньше. 

Но я всегда говорю, что выбирать PR-специалиста — это как выбирать психотерапевта. Это не только про профессионализм. Очень важно, чтобы было комфортно работать вместе, чтобы было единое видение на развитие проекта. И здесь я очень благодарна Александру за его доверие.

О роли PR-специалиста в культуре говорят мало. В чём, по твоему мнению, она заключается?

PR-специалист — это связующее звено между продуктом и той аудиторией, для которой этот продукт был создан. Одновременно важно помнить, что работа PR-специалиста направлена не на продажи, а на создание образа, повышение узнаваемости. Ко мне часто приходят и говорят: «У нас будет концерт в зале на 2000 мест, сделайте нам 100 публикаций, чтобы всё продать». Хоть 200 публикаций, но это абсолютно не гарантирует продажи. По этому вопросу нужно обратиться к маркетологу. 

PR — это про то, сколько, кто и как о тебе говорит. Исходя из поставленных задач, можно создать абсолютно любой имидж, выстроить отношения с любой аудиторией и в любой тональности. Однажды одно учреждение культуры попросило меня помочь (и это было очень интересно): необходимо было высказаться против закона, который в тот момент собирались принимать. Мы понимали, что нам не нужен миллион публикаций, а нужна одна, портретная, объясняющая, почему данный закон не пойдет на пользу творческим индустриям, в конкретном издании для той аудитории, которая работала над лоббированием закона. И закон в итоге не приняли. 

PR всегда должен быть чутким, чтобы выстроить свою работу исключительно в соответствии с запросами и желаниями той или иной институции или персоны. И главное — растить в себе умение мыслить out of box.

Можешь поделиться историей о любимом реализованном кейсе?

Любимые кейсы — это всегда успешные кейсы. Открытие VS Gallery тоже в этом списке. 

Из любимых-любимых часто вспоминаю 16-метровую инсталляцию Александра Пономарёва «Уроборос», которую многократный участник Венецианской биеннале и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александр Пономарёв и галерея Surface Lab Art представили в рамках биеннале современного искусства в Гизе. И NFT-проект Heterosis, реализованный Мэтом Коллишоу и Snark.art. 

Все эти проекты про масштаб творческой мысли, профессиональные команды, с которыми мне посчастливилось работать, и про вызов, который стоял передо мной — неприлично высокие KPI, которые нельзя было не выполнить.

Источник: архив пресс-службы

С какими трудностями ты чаще всего сталкиваешься в работе и как их преодолеваешь?

Главная трудность — успеть сделать всё и сверх ожиданий. Всё остальное — это текучка, иногда монотонная, иногда занудная, но которую в любом случае нужно делать. 

Как говорить с неподготовленной аудиторией о фиджитал-искусстве и вовлекать её во взаимодействие?

Это интересный вопрос, потому что примерно 99% целевой аудитории галереи не знают или не знали, что такое фиджитал, не то что фиджитал-искусство. Именно поэтому большая часть материалов, которую мы запланировали, была как раз о том, что такое фиджитал-искусство, как начать в нём разбираться и зачем в Москве целая галерея, посвящённная ему. Мы постоянно готовили такие Q&A или азбуки фиджитал-искусства. И будем продолжать дальше, пока все точно не запомнят это словосочетание, а, главное, пока окончательно не закрепится ассоциативная связка «фиджитал-искусство равно VS Gallery».

Источник: архив пресс-службы

Правда ли, что PR-менеджер должен быть специалистом не только в PR, но и в сфере, которую он продвигает?

Я так не считаю. Конечно, это большой плюс, если PR-менеджер разбирается в том, что продвигает и с чем работает. Но, в первую очередь, он пиарщик. Он должен понимать, как работают коммуникации. И тогда уже не важно — это про искусство, спорт, бизнес или моду. Инструменты везде одни и те же. 

Раньше, когда я часто работала с проектами в сфере классической музыки, меня не раз упрекали: «Как вы можете с этим работать, если не закончили Консерваторию?». Это довольно узкое мышление, на мой взгляд. Одно из главных достоинств хорошего пиарщика — умение быстро схватить суть, понять сильные и слабые стороны проекта, преимущества перед другими и придумать, как интересно и красиво рассказать об этом другим. 

Я, например, всегда влюбляюсь в те проекты, которые веду. Искренне верю, что это действительно лучшая выставка, концерт, фестиваль, ярмарка. Что то или иное событие никак нельзя пропустить. А рассказывать про то, что любишь, нельзя скучно и занудно.

Сегодня для арт-институций коллаборации — классный способ заявить о себе. Можешь рассказать о самой яркой коллаборации, которую удалось реализовать в рамках работы с VS Gallery?

Этот вопрос лучше адресовать Александру — именно он занимается коллаборациями. Из последнего — в конце октября в галерее состоялась презентация капсульной коллекции Palekh Watch & VS Gallery. Специально для российского часового бренда художники-резиденты: Ринат Абдрахманов (Rinatto L’bank), Данила Карамушкин, Юлия Низамутдинова и Кирилл Рейв создали шесть работ, которые палехские художники перенесли на циферблат, соблюдая традиции 400-летней давности. Это довольно интересная история, когда в одной коллаборации соединили две параллельные реальности и две параллельные целевые аудитории. А в итоге, посмотрите на эти часы — получилось очень красиво.

Можешь поделиться советами по развитию креативного подхода к своим проектам? Где удается найти вдохновение и новые идеи?

Вдохновения не бывает, бывает только очень много работы. Чем больше трудишься, изучаешь то, как развивается индустрия как в России, так и за её пределами, наблюдаешь за тем, как работают другие специалисты, которыми ты восхищаешься, тем выше твоя креативность и адаптивность к новому.

Команда pr-bureau vesnaskoro занимается коммуникациями в сфере культуры

Команда pr-bureau vesnaskoro. Источник: социальные сети

О роли PR-специалиста в сфере культуры и искусства говорят мало. В чём, по вашему мнению, она заключается? Какие задачи помогает решить ваша деятельность?

На наш взгляд, хороший PR-специалист — это тот, кто умеет дать голос проекту. Конечно, с одной стороны, главная задача специалиста в этой области — уметь со всеми общаться, — это то, что лежит на поверхности. Нужно знать много людей, журналистов, инфлюенсеров и всех тех, кто мог бы рассказать о твоём проекте. Но эта задача главная только на первый взгляд.

Действительно, в общении заключается значительная часть работы, но для нашего pr-бюро важны и более стратегические задачи. Можно сказать, что в таком подходе и заключается наша сильная сторона — это то, чем мы гордимся, и то, почему нам так интересна эта профессия.

В каждом проекте мы стремимся стать частью большой команды и много работаем и над позиционированием проекта, и над акцентами, которые необходимо в нём расставить. Часто бывает важно задать правильные вопросы о целевой аудитории, об основной задаче, которая стоит перед создателями и о том, каким им видится проект через несколько лет. Если мы говорим о выставке, необходимо понять, что было интересно рассказать куратору именно в этом проекте, на чём зритель должен сосредоточить своё внимание и что показывается публике впервые.

Например, перед циклом «Системы мимикрии», который состоит из трёх выставок и проходит сейчас в пространстве AZ/ART на Маросейке мы созванивались с куратором Александром Дашевским и виртуально прогуливались по выставке. Здесь важно было понять про весь цикл и его составляющие, расставляли важные акценты о проекте и глубоко погружались насколько возможно заранее. Без понимания того, как сделан проект, его невозможно продвигать. Просто кураторского текста недостаточно.

При открытии новых институций, как в случае открытия Центра «Зотов», мы можем участвовать в привлечении новых специалистов в команду, а также предлагать новые направления для работы центра, темы и форматы, актуальные для аудитории сегодня. Так, например, появилась идея грантовой программы. Для кинотеатра «Художественный» (Таня была pr-директором кинотеатра в тот момент, Даша работала с ней в команде pr) было важно выстраивать работу со старой (до закрытия на реконструкцию) и новой аудиторией. Так пришла идея с акцией «Больше, чем кино», когда мы записывали воспоминания посетителей об этом месте и рассказы о том, что значит для них «Художественный», а потом сделали целую стену со стикерами с ответами в кинотеатре и отдельный раздел с воспоминаниями на сайте. 

Собственно, задача хорошего PR-специалиста — помочь проекту встретить свою аудиторию и выделить ключевые моменты, которые помогут ему закрепить свой образ. 

Источник: архив пресс-службы

Можете поделиться историей о любимом реализованном кейсе?

У нас много любимых проектов, нам действительно повезло иметь возможность выбирать. Очень важный для нас принцип работы — влюбиться в то, о чём мы рассказываем. Вот эта химия — главный критерий, чтобы взять проект. Думаем, что только так может получиться сильный и настоящий рассказ. Поэтому скажем о тех кейсах, которые первыми приходят в голову.

Конечно, нам очень нравятся масштабные задачи — например, открытие Центра «Зотов». Нашей миссией было открыть новую институцию, создать для неё собственный образ, сформулировать, какая будет аудитория и направления работы с ней, а также дать рекомендации по дальнейшей работе pr-отдела. И, конечно, устроить большой праздник для сообщества и организовать само открытие. Через полгода после этого мы делали, так вышло, открытие ещё одного конструктивистского хлебозавода — Левашовского хлебозавода в Петербурге. Очень важный для нас город, где потихоньку мы становимся своими (а это редкость и честь для москвича).

Ещё один важный кейс — разработка pr-стратегии для фонда «ОМК-Участие», который, в первую очередь, занимается развитием города Выкса. Из последних примеров: недавно в Выксе в музее открылась выставка одной картины Эрика Булатова (его автопортрет на заводе во время визита в Выксу в 2020-м году, показывается публике впервые). А недавно в Нижнем Новгороде открылась выставка к 90-летию Эрика Булатова «Горизонты» под кураторством Марины Лошак. Мы поняли, что это хороший повод поехать с журналистами увидеть оба проекта. Так появились рецензии и материалы о выставке в Нижнем с упоминанием и выставки в Выксе. А ещё — был повод устроить ужин в арт-резиденции с её новым куратором Кристиной Горлановой и поговорить о новом open call.

Летом уже третий год подряд мы отвечали за PR театрального фестиваля «Толстой» в Ясной поляне. В этот раз центральным событием стали гастроли труппы Большого театра, которая привезла балет «Анна Каренина» и представила его на сцене, выстроенной в поле. Для нас фестиваль — масштабное и вдохновляющее событие. Мы очень любим этот проект и дух дома и семьи Толстых. Но вместе с тем это была очень сложная задача. Так вышло, что на запуск проекта у нас было всего три недели, и нам было важно успеть расставить акценты и привлечь внимание. И это удалось. 

Источник: архив пресс-службы

С какими трудностями вы чаще всего сталкиваетесь в работе и как их преодолеваете?

Наверное, есть две большие трудности. Первое — это то, что сейчас мы живём в мире, где довольно сложно что-либо планировать. Соответственно, случаются ситуации, когда к нам поступают предложения от проектов, над которыми мы бы очень хотели работать, или даже от тех, которые мы ведём на постоянной основе из года в год, но времени на их реализацию остается мало. В такие моменты бывает очень сложно.

Дело в том, что в нашей работе мы имеем личную планку, которую нам важно не опускать. Поэтому бывает сложно внутренне примириться с реальностью и поступиться какими-то задачами. Мы всегда стараемся работать на максимуме, и нам важно сохранить такой подход.

В нашем видении рабочего процесса есть ещё одна ключевая составляющая — нам очень важна командная работа с организаторами и кураторами. Среди лучших примеров выполненных проектов можно смело выделить те, в которых мы все вместе создаём и реализуем различные идеи. И если вдруг случается, что кто-то из команды не открыт к диалогу, — это оказывается непросто. Пожалуй, это вторая трудность, которую здесь можно выделить. Для нас командная работа — залог успеха проекта и удовольствия от процесса! 

Правда ли, что PR-менеджер должен быть специалистом не только в PR, но и в сфере, которую он продвигает?

Да, это наш важнейший принцип, поэтому команда бюро состоит только из специалистов: искусствоведов, журналистов и пиарщиков, которые получили дополнительное образование в сфере культуры. Бывает и самообразование. Но, действительно, уровень культуры и знаний в этой сфере — это тот критерий, по которому мы собираем команду, и для нас он принципиально важен. Конечно же, pr-специалист — такое же лицо проекта, как и куратор, директор музея или любой участник команды создателей. Нам важно транслировать смыслы, о которых мы говорим на профессиональном уровне.

Возвращаясь к первому вопросу — так как мы видим много стратегических задач в своей работе, надо признать, что было бы невозможно подходить к ним серьёзно без определённого уровня знаний о предмете и о том, как работают институции.

Какие тренды в продвижении культурных институций, на ваш взгляд, можно назвать ключевыми?

Совершенно точно — один из важнейших трендов и инструментов продвижения сегодня связан с работой с блогерами и телеграм-каналами. В нашем бюро такое направление существует уже несколько лет и продолжает активно развиваться.

Вторая часть, которую стоит выделить, — коллаборации и выход из зоны собственно музейных проектов. Это могут быть совместные проекты, мероприятия, бранчи с известными людьми или выпуск сувенирной линейки с популярными брендами. С одной стороны, это даёт возможность расширить взгляд на бренд музея, а с другой — наоборот, кажется, что сейчас то время, когда хочется небольших камерных форматов, частных встреч и разговоров об искусстве за столом с теми, кто тебе близок, чтобы лучше понять себя.

Сегодня для арт-индустрий коллаборации — один из эффективных способов заявить о себе. Можете рассказать о самой яркой коллаборации?

Один из примеров, с которым мы очень любили работать, — коллаборация «Художественного» и Gucci. Так, кинотеатр вошёл в список Gucci Places — в путеводитель добавляются знаковые места со всего мира, которые вдохновили модный Дом и с которыми он поддерживает особые отношения. А ещё в кинотеатре работала красивая гостиная от Gucci с баром и книгами о моде, а бренд одевал первые лица кинотеатра на премьеры. Это была очень красивая международная история.

Сегодня также очень хорошо работают коллаборации с лидерами мнений. На ярмарке Cosmoscow мы помогали бренду Ultima Яндекс Go и провели коллаборацию с инфлюенсерами — арт-туры по их стендам-фаворитам, которые вдохновили их. Ведущими туров стали Саша Жаркова, Ксюша Китаева, Настя Каменская. На экскурсии к ним были приглашены их друзья — тоже инфлюенсеры. Социокультурный эффект коллаборации был в том, что все, включая гидов, глубже погрузились в проект, взаимодействовали с работой стенда Ultima Яндекс Go и с другими галереями, вовлекли релевантную аудиторию, транслируя и ценности бренда.

Можете поделиться советами по развитию креативного подхода к своим проектам? Где вы ищете вдохновение и новые идеи?

Конечно, каждый по-своему ответит на этот вопрос. Но для нас важнейший источник вдохновения — это путешествия, и мы рады, что многие наши проекты связаны с командировками.

Вдохновение мы ищем, меняя оптику. Мы работаем с выставками, театрами, фестивалями, классической музыкой, современным искусством — смена этих разных практик и пристальное внимание к каждой из них позволяют вдохновляться разными творцами и их подходами, и по-настоящему заряжает на новые идеи.

Нас бесконечно вдохновляют красивые пространства и те, кто умеют их создавать. Мы бережно собираем такие места и стараемся проводить наши мероприятия только в подобных локациях. И сами живём в таком — заглядываете в гости в наш офис с видом на Телеграф!

Анастасия Петракова, специалист по коммуникациям, PR-специалист в сфере культуры и искусства

Анастасия Петракова. Источник: социальные сети

Можешь рассказать о том, как ты присоединилась к команде центра поддержки и развития современного искусства ЗА АРТ и чем занимаешься в проекте?

Меня пригласила в проект Мария Туркина, урбанист и продюсер Центра поддержи и развития современного искусства «ЗА АРТ». В начале 2023-го года команда начала социокультурное проектирование Черноголовки по приглашению местного Центра городского развития с задачей развить культурный код наукограда. Для этого команда инициировала три бесплатных Лаборатории: краеведения, подкастов, искусства и науки, а также циклы лекций и концертов по science-арт для местных жителей. Моей задачей стало рассказывать об этой работе. Нам хотелось, чтобы о программе знали не только сами горожане, которые становились прямыми соучастниками всех культурных и образовательных инициатив, но также чтобы об этом знали на федеральном уровне. Пример работы команды в городе — универсальный, и на него могли бы обратить внимание, скажем, в Троицке или Обнинске. Поэтому мы проводили пресс-туры для федеральных медиа и делились опытом в крупных СМИ.

О роли PR-специалиста в культуре говорят мало. В чём, по твоему мнению, она заключается?

В культурных проектах заложены образовательные ценности и смыслы, про которые хочется рассказывать, помимо большого труда команды, которая нередко делает что-то новаторское. Именно в культуре речь не идёт просто о развлечении и шоу, здесь всегда много слоев, много больших энтузиастов и свободы мысли. 

Аудитория постоянно ищет новое, каждому нужны свежие эмоции ежедневно, а специалист по коммуникациям в сфере культуры направляет внимание на интересные и нужные проекты. 

Можешь поделиться историей о любимом реализованном кейсе?

Вообще, мой самый любимый кейс — это интервью Moby на телеканале «Дождь»*. Мы показывали документальный фильм «Moby Doc» в рамках «Beat Film Festival». Добиться интервью со звездой было непросто: я отправила его ассистенту, кажется, писем 20 и сделала несколько звонков. Мне согласовали прямой эфир у Козырева. Но у музыканта в последний момент что-то стряслось, об отмене написали чуть ли не за час до эфира. Было сложно успокаивать редакцию, но второй раунд пошел по плану, и интервью всё-таки случилось. Я была безумно рада!

Люблю свои кейсы с современными молодыми художниками, которых приглашала делать иллюстрации по мотивам фильмов. Так получились невероятные работы Евгении Дудниковой к фильму «Снимок семьи», иллюстрации Вари Чельцовой к доку «Разговоры о деревьях», рисунки Веры Рейнер к фестивалю паблик-арта «Здесь и Сейчас» и Биеннале Артмоссфера.

Что касается Черноголовки, то недавно вышел эпизод подкаста «Культурная среда» с продюсером программы Марией Туркиной. Это вдумчивая и очень живая беседа о социокультурном проектировании и не только. Вдохновение для команд из других городов, которые хотят развивать культурную среду в регионах.

С какими трудностями ты чаще всего сталкиваешься в работе и как их преодолеваешь?

Отсутствие финансирования на креативные коллаборации и рекламу.

Как говорить с неподготовленной аудиторией о цифровом искусстве как о науке и вовлекать её во взаимодействие?

Самыми простыми словами и доступным языком, например, через видеоформаты, чтобы всё было наглядно. В то же время, не нужно аудиторию недооценивать. Жители Черноголовки, которые участвовали в Лаборатории не ходили на выставки современного искусства и не работали в AR, но за два месяца создали работы, которые равноценны по качеству объектам популярных фестивалей цифрового искусства. 

Источник: архив пресс-службы

Правда ли, что PR-менеджер должен быть специалистом не только в PR, но и в сфере, которую он продвигает?

Нет. Он дожен уметь задавать много вопросов клиентам, быть въедливым интервьюером, готовым узнавать новое, расслаивать смыслы, докапываться, искать любую информацию, которая необходима для качественной работы, учиться. Самое главное для пиарщика — это всё-таки контакты, в какой бы сфере он не работал.

Сегодня для арт-институций коллаборации — классный способ заявить о себе. Можешь рассказать о самой яркой коллаборации, которую удалось реализовать в рамках работы с «Лабораторией»?

Для проведения Лаборатории искусства и науки было важным найти ту площадку, которая будет хороша знакома местным и поможет выигрышно презентовать проект (шесть работ в виртуальной реальности, посвящённых истории и жизни наукограда). Этой площадкой в городе стал арт-центр «Восход», с которой команда «ЗА АРТ» удалось наладить прекрасный диалог, так что многие сотрудники стали участниками Лаборатории. Там мы презентовали итоги, и цифровые работы и получили такой теплый фидбек и внимание от жителей, что площадка теперь уже сама планирует организовывать у себя выставку цифрового искусства. Не скрою своего восхищения классным мерчем «Восхода», который мы дарили журналистам пресс-тура. Постер с космическим принтом (в Черноголовке находится уникальная обсерватория и проходит астрономический фестиваль) мотивирует, вопрошая: А что я сделал для мира сегодня?

Источник: архив пресс-службы

Можешь поделиться советами по развитию креативного подхода к своим проектам? Где удаётся находить вдохновение и новые идеи?

Я слежу за работой молодых современных художников, а ещё оригинальных креативных коллег, сммщиков, дизайнеров, сторителлингами любимых блогеров. Мне нравится замечать цепляющие маркетинговые ходы, стильный брендинг, удачные коллаборации, количество перепостов оригинально поданного инфоповода.

*Признан иноагентом

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.