В начале декабря 2023-го года Pentahotel Moscow, Arbat отметил пятилетие. В честь дня рождения представил выставку петербургской художницы ZOIKA, которая создаёт работы из текста посредством самобытного леттеринга, не умея при этом читать. Куратором проекта выступил Пётр Иванов.
Мы поговорили с генеральным управляющим Мариной Синягиной о том, с чего началась интеграция искусства в Pentahotel Moscow и как отелю удалось собрать собственную коллекцию, а также обсудили выставку «ZOIKA в Москве».
Pentahotels Moscow, Arbat — один из 25-ти отелей сети. Поделитесь, в чём уникальность и концепт Penta в России?
Первый отель Penta был построен в Лондоне в далëком 1971-м году пятью авиакомпаниями — Lufthansa, Swissair, Alitalia и British Airways (ранее это были две авиакомпании) — как отель для экипажей. Penta по-гречески — «пять».
В 2007-м случился масштабный ребрендинг. К этому времени отелями владела уже другая компания, и Penta запустила концепцию Pentahotels. Основой нового дизайна обновлённой сети стал Пенталаундж — пространство, объединяющее гостей и совмещающее ресепшн, бар, ресторан и лаундж. Создал концепцию легендарный итальянский дизайнер, звезда эко-архитектуры Маттео Тун. Он учился в Зальцбургской академии художеств у не менее легендарного экспрессиониста Оскара Кокошки, затем получил диплом архитектора во Флоренции.
Маттео Тун одним из первых в мире осознал перспективы «зелëного» дизайна и включил в свой вокабуляр слова «экология» и sustainability (способность окружающей среды выдерживать воздействие человека). Все его интерьеры минималистичны, интересны по материалам, и созданы с пиететом к природе. Среди клиентов Маттео числятся более 100 знаменитых отелей, фабрик и компаний, например, JW Mariott, Hugo boss, Coca Cola, Porsche.
Свою любовь к простоте и функциональности Маттео воплотил и в концепции Пенталаунджа для сети отелей Penta. На локальном уровне для Pentahotel Moscow Arbat концепцию адаптировало дизайнерское бюро Penta.
Penta на Арбате расположился в модернистском «Доме-книжке». Дополняет ли архитектура здания концепцию Пенталаунж или, наоборот, создаёт контраст?
Так как «Дом-книжка» является памятником архитектуры, то требования при реставрации были очень строгими. Нельзя было ломать перекрытия, поэтому были сохранены все пространства, а бывшие кабинеты и квартиры стали номерами и апартаментами.
Проект реконструкции и приспособления здания под новые функции разработало московское архитектурное бюро Т+Т Architects. В контексте строительных технологий 1960-х годов высотки на Новом Арбате действительно были новаторскими. Работая с историческим контекстом и учитывая важные аспекты самого здания, архитекторы соединили наиболее актуальные для жизни функции в одном здании и сформировали новый центр притяжения. Прогрессивный «Дом-книжка» в своë время воплотил мечту о современном здании для людей, где было бы комфортно работать и приятно отдыхать.
В этом году отелю исполняется пять лет. По этому случаю Вы создали выставочный проект «ZOIKA в Москве». Расскажите о том, как Вам удалось реализовать его и довольны ли Вы результатом?
В рамках празднования дня рождения нам хотелось предоставить гостям новый опыт и посмотреть на отель другим взглядом. Так родилась идея сделать выставку художницы ZOIKA, чтобы праздник продлится ещё несколько месяцев. Мы давно хотели осуществить этот проект, следили за практикой автора, и вот — всë получилось. В качестве куратора мы позвали давнего друга отеля Петра Иванова.
Для постояльцев это действительно стало интересным событием. Мы видим живой интерес к проекту, его изучают, спрашивают про него у персонала. Для всех сотрудников мы провели экскурсию-тренинг, чтобы они могли лучше погрузить интересующихся в концепцию работ ZOIKA. Также можно перейти на сайт отеля и прочитать всë о выставке и художнице там.
Расскажите про первый опыт интеграции искусства в пространство отеля. Как это было?
С самого открытия в декабре 2018-го года отель был тесно связан с современным искусством. Ещë на стадии разработки дизайна собственники отеля купили коллекцию работ современных художников, которые образовали постоянную экспозицию. С 2021-го года отель начал тесно сотрудничать с художниками, организуя арт-резиденции, обновляя и дополняя коллекцию работами молодых авторов. В коллекции находятся работы Николая Кошелева, Сергея Карева, Марии Руденко, Антона Тотибадзе и других.
Почему, на Ваш взгляд, важно интегрировать искусство в общественные места?
Расскажем с точки зрения отеля. Искусство — это впечатления, путешествия — это тоже впечатления. Для нас нет ничего важнее, чем создавать новые положительные эмоции у людей, останавливающихся в нашем отеле. Поэтому мы искренне радуемся, когда слышим от гостей, что Penta не похожа на другие московские гостиницы, что мы очень похожи на небольшие отели Берлина или Нью-Йорка.
Зарубежные отели и общественные пространства уже давно не мыслят своë позиционирование без интеграции в них произведений современного искусства. Как иначе показать срез современного мира и современной культуры? Но, возвращаясь к впечатлениям, именно искусство оказывает наибольшее воздействие и, наряду с сервисом и дизайном, заставляет гостей приезжать к нам снова и снова.
Расскажите подробнее о Вашей собственной коллекции искусства. По какому принципу Вы отбираете авторов?
Как я уже сказала, в отеле с самого открытия была сформирована коллекция искусства, еë для нас собирал арт-консультант. Превалирующее большинство работ были приобретены в галерее Art&Brut, поэтому, когда мы почувствовали необходимость развивать это направление, мы обратились именно к ним. Галерея систематизировала уже имеющиеся работы и дополнила их новыми. Что-то ушло в запасник отеля, что-то обрело новые места. Так, например, на лестнице разместились работы Ивана Глазкова, включая большой трёхметровый холст «В лесах Аркадии VIII». Также в рамках сотрудничества с галереей в отеле прошли резиденции.
Замечают ли посетители искусство в Penta? Есть ли в отеле модераторы, которые могут рассказать о представленных работах?
Здесь нам ещë предстоит много работы! Гости очень интересуются произведениями , представленными в отеле, но мы бы хотели больше погружать людей в контекст и смыслы. В планах запись подкастов о нашей арт-коллекции и запуск программы арт-консьерж.
Представлены ли работы ZOIKA в номерах отеля?
К сожалению, нет. Нам хотелось бы заполнить все номера отеля работами Зойки, но она ещë столько не создала. У нас 228 номеров, в каждом есть работы из постоянной экспозиции отеля.
На открытии выставки «ZOIKA в Москве» мы обратили внимание на то, что все представленные работы (и временные, и включенные в постоянную экспозицию) выглядят как часть пространства. Как Вам удаётся подбирать для полотен подходящие места, и кто этим занимается?
В вопросах искусства мы предпочитаем довериться профессионалам. Во время работы с галереей Art&Brut мы познакомились с Петром Ивановым. На тот момент он был PR-менеджером галереи, но также был включëн в художественный процесс работ с коллекцией и резиденциями. С тех пор он стал другом отеля, и мы консультируемся с ним по таким вопросам. Мы были рады пригласить его поработать над проектом к пятилетию отеля, и из этого родился проект «ZOIKA в Москве».
Планируете ли вы в дальнейшем заниматься организацией временных выставок и переосмыслять пространство?
Безусловно. Нам очень интересно развивать это направление и продолжать сотрудничество с арт-институциями, художниками, галереями. Сейчас отель уже не мыслит себя без этого направления.
Выставка «ZOIKA в Москве» продлится до 29 февраля. Вход свободный.