Картинка

«Искусство – это способ размышлений на самые разные темы» – команда newnow

О влиянии мировой истории искусства на художественную практику, открытом диалоге со зрителем и умении наслаждаться жизнью – рассказывает команда newnow.

Недавно проект newnow, основанный современными художниками Марго Макаровой и Улей Савич, отметил свое трехлетие. Кросс-дисциплинарность и нестандартность форм – отличительная черта всех проектов newnow, среди которых выставка-интервенция в отеле Marco Polo by Moss Hospitality, аукцион молодого искусства в формате ликвидации ценностей, норм и игр, «застолье» на двенадцать персон посреди арт-маркета современного искусства WIN-WIN. Их смелые практики размывают границу между искусством и повседневностью  и не перестают удивлять зрителей.

Источник: официальный сайт команды newnow

Расскажите, как образовалась ваша команда? 

Делились этим тысячу раз, но, кажется, можем говорить об этом бесконечно. Наша команда – это случайность, стечение обстоятельств и профессиональный мэтч. Мы учились на одном курсе в MSCA и никогда не стремились работать вместе. Честно говоря, даже не общались особо. Каждый жил своей собственной художественной практикой и никаких кураторских проектов не задумывал. Наш первый совместный проект готовился как единоразовое коллективное высказывание, а стал магистральной серией. Кто бы знал тогда… 

Мы участвовали в групповой выставке в рамках «Винзавод.Open». Экспозиция представляла собой склад ценностей различного рода: от ментальных до материальных. Тема выставки подтолкнула нас к размышлениям о цене и ценности, и мы решили закрыть проект аукционом, который не представлял собой коммерческий интерес, а был сформирован как своего рода социальный эксперимент и вопрос к зрителю: «Есть ли цена у ценности? Что дороже: память или время? И сколько человек готов заплатить за любовь или равенство?» 

Ликвидация ценностей – первый аукцион молодого искусства, который представлял собой полноценное художественное высказывание, а не бизнес-проект. Но в тот же вечер, сидя на полу выставочного пространства, с пиццей в руках и совершенно без сил, мы как будто уже понимали, что это сотрудничество точно не последнее и дату первого аукциона уже третий год отмечаем как день рождения newnow, несмотря на то, что себя как newnow мы признали только спустя полгода.

Почему newnow?

Как бы смешно это ни звучало, но мы ни разу не задумывались о названии проекта – оно случилось само. Ликвидация ценностей готовилась группой однокурсников и не имела претензий на продолжение. Для анонсирования аукциона мы открыли отдельный аккаунт в «той-самой-сети».

История умалчивает происхождение его названия – это никому не казалось важным. Кто-то из группы предложил, никто не спорил. С тех пор ничего не изменилось. После аукциона команда наша сократилась: Марго Макарова, Уля Савич и Таша Дмитриева продолжили работать втроем как коллаборация и только к третьему совместному проекту мы поняли, что это не временное сотрудничество, а ракета, у которой нет обратного пути, и оставили ей имя, уже написанное кем-то из толпы в шапке профиля. Оно стало пророческим.

В номере отеля Maro Polo. Источник: официальный сайт команды newnow

Могли бы вы рассказать о специфике коллективной работы? Что каждая из участниц вносит в работу команды?

Наша команда трансформировалась, менялась в составе и к третьему году работы нас осталось двое в основном составе. Опыт из самых разных сфер, амбиции и немного «дуринки» одной сложились в один пазл с интересами, знаниями и чертовщинкой другой второй. newnow – это беспроигрышное комбо. Мы очень разные, но одинаково любопытны и открыты к авантюрам, напрочь лишены страха перед неизвестным. Это позволяет нам все время пробовать новое, рисковать и быстро соображать. Мы всегда действовали интуитивно и не следовали правилам: не придерживались никаких бизнес-стратегий, не рассчитывали на внешние ресурсы, игнорировали привычные форматы выставок и закрывали собственными силами все задачи: от формирования идеи и формы, подбора участников, дизайна и методов коммуникации со зрителем, режиссуры и архитектуры застройки до расклейки афиш на улице в мороз, покраски пола, поклейки обоев и далее по списку, что обычно не указывается в должностных инструкциях куратора. У нас есть принцип: ни одна идея не считается дурацкой и обязательно озвучивается, а любой случайный вброс подхватывается и разгоняется до полноценного проекта. Мы придумываем невозможное и совершенно точно знаем, что это возможно. Мы поддерживаем друг друга во всем, можем друг на друга положиться и уверены в плече рядом. Мы живые люди и подвержены усталости, хандре и плохому самочувствию, но в этой лодке всегда есть второй человек, который напомнит об истинных мотивах. В этом и есть сила команды. 

Есть еще один секретный рецепт: мы умеем наслаждаться жизнью и любить свою работу – принцип гедонизма. Даже когда силы на исходе, мы сделаем из процесса событие. Смех и слезы сопровождаются приятными мелочами, и мы делим их между собой.

Какие художники вдохновляют вас? 

Наверное, на стадии становления своей художественной практики, на каждую из нас влияла мировая история искусства и, в разной степени, практика общепризнанных художников. Но надо признать, что постоянное сотрудничество со многими художниками в рамках проектов newnow, нас изменило. Формируя выставку, мы обращаемся к некой проблематике, задаем вопросы или тему для диалога, а интерпретации этой темы и разные точки зрения находим в высказываниях самых разных художников: от знакомых нам и широкой публике по уже реализованным проектам, до совсем молодых, без выставочного опыта. Иногда мнение одного автора, вне зависимости от его веса в профессиональной среде, может стать магистральной линией проекта или противопоставлением, которое не менее значимо для разностороннего высказывания. 

Источник: официальный сайт команды newnow

Какой из уже осуществленных проектов наиболее ярко иллюстрирует художественные принципы каждой из вас? 

Сложно выделить ряд определенных принципов, иллюстрирующих каждую из нас по отдельности. Многие говорят, что наш почерк узнаваем, но нам самим достаточно сложно его описать. Для нас важно не придерживаться конкретных стилистических приемов, а формировать проект из тех составляющих, которые помогли бы раскрыть суть высказывания с разных сторон. Так, мы однажды устроили «застолье» на двенадцать персон посреди маркета WIN-WIN, с целью предложить изобилие пищи для ума и переваривания во имя удовольствия или дальнейшего несварения. 

А в рамках маркета «Выкса-фестиваля» развернули лабораторию «Социальный огород», создав почву для диалога, которая дала возможность прорастать новым связям. В одном из ранних групповых проектов «Другие» мы создали своего виртуального «другого», который заменил куратора и проводника по выставке, оставив зрителя наедине с «другими» и обращая внимание зрителя на своего «другого» – его самого. 

Наш мотив – это открытый диалог со зрителем. Главное не показать, заявить, рассказать или научить, а завести разговор, открытый диалог.

Какой  ваш проект мечты? 

У нас есть целая серия проектов мечты, которые однажды были написаны грифелем на стене мастерской под бой курантов. Да, будем честны: ни один из них не приземлен на реальность. Но на то они и мечты! При этом ничто нам не мешает приглядываться к бескрайним полям, и никто не верит в возможность перекроить асфальт на МКАД. Одна из таких сумасшедших идей предполагает выкапывание колодца. Звучит как что-то нереальное, но маленькие пластиковые лопатки для этого у нас уже есть. 

Многие из проектов направлены на внедрение искусства в повседневную жизнь. Как на такие арт-интервенции реагируют зрители? 

Сложно сказать. Как раз потому что мы создаем условия, когда зритель сталкивается с искусством в своей повседневной жизни. Его не сопровождает куратор или медиатор, не рассказывает, под каким углом посмотреть или на что обратить внимание. Он может погрузиться в контекст, а может пройти мимо, и мы об этом не узнаем. Но это – одна из форм наших проектов, мы в ней честны. 

Так мы интегрировали в город размышления о нормах тридцати художников аукциона «ликвидация норм». Разные стороны норм нормальности и нормальности норм зритель мог встретить в шоуруме бренда одежды Ushatava или в ювелирном магазине Avgvst, в салоне оптики PIE optics, парикмахерской Mute, на полках книжного магазина «Поляндрия» или за деловым обедом в «LOBBY Moscow». 

По такому же принципу живет своей собственной жизнью выставка-интервенция в жилом номере 404 отеля Marco Polo by Moss Hospitality. Номер как номер, где есть все необходимое для жизни, но буквально с разных ракурсов рассматривается тема ошибки через объекты тринадцати молодых художников. 404 – не ошибка, а новый опыт. Это не выставка-показ: проект нельзя посетить, как галерею, но можно снять номер в отеле и прожить этот опыт. Мы не знаем людей, которые живут в нем и не можем их сопровождать, но номер пользуется большим спросом, а получение обратной связи не представляется возможным. В целом этот проект стал одним из самых знаковых для нас, как  сотрудничество с командой MOSS Hospitality в целом – трендсеттером осознанного гостеприимства в нашей стране. 

Источник: официальный сайт команды newnow

Какой совет вы бы дали начинающим зрителям, чтобы лучше понимать современное искусство?

Не стоит возлагать на искусство какие-то особенные ожидания. Искусство – это способ размышлений на самые разные темы, это язык. Не нужна какая-то спецподготовка или особые знания, чтобы быть зрителем. Просто будьте открытыми. Что-то откликнулось – изучите глубже, не откликнулось – пройдите дальше, но не бойтесь вступать в коммуникацию. Нельзя судить о современном искусстве как о чем-то целом или давать общую оценку. Каждое мнение имеет право на существование, и ваше несогласие – это тоже точка зрения. 

А молодым художникам, чтобы лучше в нем адаптироваться?

Не следуйте трендам, не подражайте, не гонитесь за мнимым успехом. Будьте честны с собой и со зрителем. Будьте открыты и любопытны, изучайте все на свете и самое главное – не прекращайте работать. Очень-очень много работать, находить новое, углублять высказывания и улучшать навыки. Художественная практика – это, в первую очередь, практика. 

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.