Картинка

Искусство быть дрэг-квин

Как яркие, дерзкие и эпатажные артисты стали символом борьбы против трансфобии и гомофобии.

Дрэг-квин – устойчивое выражение, используемое для обозначения артистов мужского пола, перевоплощающихся на своих выступлениях в женские образы и устраивающих красочные шоу в экстраординарных нарядах, с ярким макияжем и выразительной хореографией. 

Согласно этимологии термин «дрэг» является аббревиатурой английского выражения dressed resembling a girl (пер. «одетый как девушка»). Вторую же часть выражения – «квин» (пер. «королева»), – часто связывают с их образом. В костюмах и реквизите дрэг-квин часто присутствуют атрибуты, характерные для королевских особ: пышные юбки, корсеты, объёмные парики, короны и диадемы.

Постер к шоу «Королевские Гонки Ру Пола» 

Впервые возникнув еще в XVIII веке, термин «дрэг-квин» использовался для обозначения трансвеститов, но с тех пор его этимология существенно изменилась. Современные дрэг-квин делают акцент именно на своём необычном образе, а не на личности человека, стоящего за ним. Многие исполнители сейчас не только не пытаются гиперболизировать женские черты, но и сознательно подчёркивают свою маскулинность. При этом часто образом дрэг-квин вдохновляются гетеросексуальные мужчины, которым просто нравится переодеваться в своих персонажей, создавая на сцене особенное театрализованное представление.

Самая известная дрэг-квин


«Я никогда не выдавал себя за женщину. Сколько вы видели женщин, носящих семидюймовые каблуки, полутораметровые парики и обтягивающие платья? Я не одеваюсь как женщина, я одеваюсь как дрэг-квин!»   

Ру Пол, дрэг-квин

Большая роль в популяризации образа дрэг-квин в массовой культуре принадлежит телеведущему, музыкальному исполнителю и одному из самых знаменитых дрэг-див современности Ру Полу. Будущий карьерный путь Ру стал заметным ещё в самом детстве: родившись в довольно проблемной семье, пережив развод родителей и сильную депрессию матери, мальчик не потерял себя и с юности  стал вдохновляться эстетикой дрэг-квин.

Детская комната будущей телезвезды была украшена плакатами андрогинного певца Сильвестера и экстравагантного музыканта Дэвида Боуи. В начале 1970-х годов Ру Пол продолжает вдохновляться гротескным хиппи-театром The Cockettes и комиком Флипом Уилсоном с его женским альтер-эго Джеральдин Джонс.

Но говорить о личности Ру Пола в контексте феномена дрэг-квин стоит, ссылаясь именно на знаменитое телевизионное шоу RuPaul’s Drag Race. Изначально в успех программы, где гомосексуальные мужчины (принципиальной позицией телезвезды был допуск к участию исключительно представителей ЛГБТ+ сообщества), переодетые в женщин, соревнуются друг с другом за первое место, никто не верил. Первый сезон вышел на ЛГБТ-канале Logo TV в 2009 году, и к третьему сезону шоу стало хитом.

Кадр из шоу «Королевские Гонки Ру Пола» 

Ру Полу удалось воссоздать атмосферу и эстетику реалити America’s Next Top Model (шоу стало самым рейтинговым на канале UPN), разнообразив конкурсную программу и добавив в неё специфичный юмор дрэг-див, драматичные моменты между персонажами и проработку социально значимых тем вроде гомофобии, трансфобии, расизма и проблем самоидентификации. Таким образом, победители шоу могли надеяться на карьеру звезды и увеличение фан-базы в несколько раз.

Так, RuPaul’s Drag Race завоевало любовь зрителей, в результате которой Ру Пол получил премию  Emmy в 2016 году в номинации «Выдающийся ведущий реалити-шоу», а само реалити было награждено в качестве выдающегося шоу на 21-ой премии GLAAD Media Awards. Оно также было номинировано на четыре премии «Выбор телевизионных критиков», включая «Лучшее реалити-шоу», и на премию Creative Art Emmy Award за макияж участников программы. Большой вклад в развитие дрэг-культуры, борьба с гомофобией и трансфобией сделали Ру Пола легендой своего времени.


«Как вас полюбит кто-то еще, если вы сами себя не любите?»

Ру Пол, дрэг-квин

Дрэг в России

Развитие дрэг-культуры в России происходит не так однозначно, как кажется: те, кто с подозрением относится к искусству переодевания мужчин в женщин и противопоставляет его традиционным ценностям и менталитету россиян, частенько забывают, что та же Верка Сердючка практически идеально соответствует образу типичной дрэг-квин. Украинский актёр и исполнитель Андрей Данилко приобрёл популярность в образе эксцентричной и немного грубоватой женщины со звездой на голове ещё в начале нулевых, влюбив в себя каждого зрителя у телеэкрана. В 2007 году, благодаря второму месту на «Евровидении» с песней Dancing Lasha Tumbai, Верка Сердючка обрела мировую славу в Европе, а знаменитый образ Данилко стал таким популярным, что на территории России и СНГ до сих пор продолжают выступать его многочисленные двойники и пародисты.

Verka Serduchka — Dancing Lasha Tumbai (Ukraine) 2007 Eurovision Song Contest

Правда, отечественная публика привыкла называть таких звёзд эстрады травести-артистами. К примеру, Заза Наполи, являющаяся персонажем поп-певца Владима Казанцева, начала выступать на сцене ещё в конце 1990-х, а сейчас спешно проводит мероприятия в ночных клубах Москвы.

Дрэг-культура в классическом понимании это термина начала развиваться в России не так давно: лишь в 2019 году в Москве появился первый в стране дрэг-дом Haus of Tina. Его создательница – художница Тина Абрамян, – решила запустить шоу дрэг-квин прямо во время своей выставки в галерее Sold Out в «Красном Октябре». После успеха мероприятия Тина приняла решение продолжить проект и создала собственный дрэг-дом.

Сейчас количество участников Haus of Tina составляет девять человек. Их средний возраст – 25 лет. Помимо организации шоу, Тина успела выпустить иллюстрированный зин вместе с фотографом Анной Нормант со снимками сцены и бекстейджом с выступлений. В будущем участники Haus of Tina планируют выходить на мировой уровень, гастролируя по многим городам и участвуя в известных ежегодных дрэг-конкурсах Европы.

Источник: Instagram: @hausoftina

Необходимые атрибуты любой дрэг-квин:

  1. Яркий макияж

Макияж типичной дрэг-дивы скорее правильно называть гримом: яркие цвета, утрированное контурирование, выразительные смоки и очень-очень много косметики (уж её-то героини на себя совсем не жалеют). Намеренное «перебарщивание» в деталях (например, гипер-длинные накладные ресницы или большие губы) делается неспроста: всё же дрэг-квин в первую очередь создают шоу, а значит их образ должен быть заметен издалека.

Makeup Tutorial. RuPaul’s Drag Race Season 10

2. Экстравагантный костюм и причёска

В начале своей карьеры дрэг-артистам приходится шить себе костюмы самостоятельно, отдавая за них большую часть заработанных денег с выступлений. Наряды у героинь отличаются своей уникальностью и подбираются, исходя из общего амплуа: яркие образы со стразами и пышными юбками у одних артистов перекликаются с нежными и простыми шёлковыми платьями – у других. Большая проблема для дрэг-квин – найти удобные женские туфли, ведь шпильки 45-го размера совсем не пользуются популярностью в масс-маркете.

Постер к шоу «Королевские Гонки Ру Пола» 

Пышные и качественные парики – ещё один пункт в списке расходов начинающей дрэг-квин. Эксперты в этой сфере советуют покупать парики на заказ. За хороший парик из натуральных или искусственных волос, прошитых в тонкую сетку, производители требуют довольно внушительную сумму, однако во многом именно причёска делает образ дрэг-квин запоминающимся. 

3. Пышные формы

Образ дрэг-дивы – это всё же утрированный образ женщины, а, значит, для его точного воплощения парням нужно постараться, чтобы в точности воссоздать пропорции женской фигуры. Для этого артисты используют накладную силиконовую грудь и бёдра.

4. Талант липсинка (англ. Lip Sync)  и умение внезапно садиться на шпагат

Музыкальные шоу являются визитной карточкой и основой деятельности дрэг-квин. Выступая под определённую музыкальную композицию, дива старается изящно и показательно перепеть её под фонограмму (иначе, занимается липсинком), сопровождая своё представление танцами и  забавным «вызывающим» поведением. К примеру, на «пике» своего выступления дрэг-квин может внезапно в полёте сесть на шпагат.

Performance. RuPaul’s Drag Race

5. Искромётные шутки и закрепление бранных слов в лексиконе

Дрэг-квин обожают развлекать публику и веселиться, обычно обзывая друг друга смеха ради и отпуская грязные шутки. Гиперболизированный женский образ добавляет изюминку в выступления, которые, в сочетании со специфичным юмором и кокетством дивы со зрителем, быстро превращаются в фееричные и незабываемые шоу. 

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.