Календарь мероприятий

12
ФЕВРАЛЯ
Показ новой коллекции GUCCI

Место проведения: Красная площадь Владимирсикй собор улица Пушкина 64.а

Начало: 15.00

12
ФЕВРАЛЯ
Показ новой коллекции GUCCI

Место проведения: Красная площадь

Начало: 15.00

12
ФЕВРАЛЯ
Показ новой коллекции GUCCI

Место проведения: Красная площадь

Начало: 15.00

Перейти к календарю
Картинка

Проявление женской феминности в бурлеске

Вместе с Мари Шоколадовой разбираемся, почему бурлеск не является объективизацией женщин и как в нём интерпретируется нагота.

Мари Шоколадова – молодая бурлеск артистка из Москвы и продюсер Burlesque Nest. Она безумно любит бурлеск и утверждает, что сцена – её офис. С прошлого года Маша выступает в Ladies of Burlesque – самом ярком и масштабном бурлеск-шоу России.

Мы поговорили с Мари о начале её карьеры, феминизме и, конечно же, красоте.

Меня абсолютно не волновало, что кто-то увидит моё обнажённое тело. Гораздо важнее, чтобы я не споткнулась и не свалилась от волнения на каблуках.

Мари Шоколадова

Ты продюсируешь свое шоу Burlesque Nest. Как бурлеск появился в твоей жизни? С чего все началось? 

Когда мне было 5 лет, моя любимая бабушка показала мне фильм «Эльвира: повелительница тьмы». Для меня это было чем-то невероятным: её образы, макияж, кручения кисточек в конце фильма. Думаю, что  именно это повлияло на моё восприятие себя как личности и артистки. В дальнейшем я уже не представляла свою жизнь без сцены. 

Я занималась в музыкальной школе, постоянно где-то выступала, а после случайно узнала о бурлеске. На тот момент мне было лет 17. Я знала только о существовании стриптиза, но представление именно в такой форме, с перьями, стразами, невероятным блеском…Мне стало интересно, что же это такое – бурлеск. Тогда я подписалась на группу «Вконтакте» Тамасинушки (одна из артисток бурлеска в России – прим. ред.), и долгое время следила за ней. Я следила за тем, как она проводит фотосессии и выступает в Красноярске, и это было чем-то невероятным. Позже я узнала, что Тамасинушка переезжает в Москву и, более того, открывает свою бурлеск-школу. Наше общение с ней началось с диалога в Инстаграме (Запрещён на территории РФ), где я постоянно задавала вопросы касательно выступлений и обучения. Записаться на курс мне не хватало решительности, но однажды, с набором нового курса, я всё же пошла к Тамасинушке. Так начался мой путь, и теперь Тамасинушка  – моя бурлеск мама, которой я благодарна за начало своего бурлеск-пути.

Как происходило твоё развитие на сцене? С какими трудностями ты столкнулась?

Все началось с SugarFactorySchool. На самом деле я для себя не видела каких-то трудностей, кроме того, что это действительно очень большая работа над собой. Бурлеск — это не только красиво ходить по сцене и танцевать, но и выполнять большое количество «закулисной работы»: разработка костюмов, постановка номера, макияж, причёски и прочее. Ты сам создаешь образ с нуля. После окончания школы у нас был выпускной, который случился на первом бурлеск фестивале в России – Russian Burlesque Festival. Я создала свой первый образ, и к нему у меня совершенно легко придумался костюм. 

Многие спрашивают: «Как у тебя получается раздеваться на сцене?». Не было никакого волнения на этот счет. У нас было мероприятие на 150 человек, и меня абсолютно не волновало, что кто-то увидит моё обнажённое тело. Гораздо важнее, чтобы я не споткнулась и не свалилась от волнения на каблуках. Всё-таки первое выступление.

Можешь для наших читателей дать свое определение, что же такое бурлеск? 

Это творческое танцевальное самовыражение на сцене с эротическим уклоном. Для себя я сформулировала, что бурлеск – это жанр искусства с элементами эротики, где артисты вольны делать всё, что им вздумается. Это радикальное самовыражение, преподнесение своих ценностей через определенные выразительные средства: костюм и тело. 

Я знаю, что существует несколько разновидностей бурлеска: классический и нео-бурлеск, а также бостонская версия. Какая между ними разница и в каком из жанров ты выступаешь? 

Классический бурлеск – это радикальный гламур, а необурлеск – это радикальные высказывания на сцене. Классический гламур является реализацией красоты на своих правилах. Он красивый, помпезный, с блёстками и перьями. Необурлеск – направление более новое, которое несёт в себе социальное или политическое заявление. Бывает, что такие выступления смотреть достаточно сложно из-за поднимаемых на сцене проблем. 

Бурлеск – это красота на своих правилах

Мари Шоколадова

Мои выступления все-таки ближе к классике, хотя в каждом заключена важная идея. Её кто-то прочтет, кто-то – нет, кто-то спросит потом.

Бостонская версия – та же классика, которую просят на мероприятиях, корпоративах. Достаточно выйти в красивом платье и танцевать, например, с веерами.

В XX веке бурлеск был ориентирован на мужское внимание, как с этим обстоит сейчас?

Да, действительно, в начале основной целью бурлеска было эстетическое развлечение мужчин. Изменения начались с продвижением феминистских идей. Если обратиться к запискам артисток того времени, то можно узнать, что бурлеск стал возможностью для женщин вырваться из привычной роли, где женщина развивалась только как мать и жена.

Я продюсирую своё шоу Burlesque Nest и вижу, кто регистрируется на наши мероприятия. Был один момент, когда на мероприятие зарегистрировалось слишком много мужчин, что удивило меня. Но как потом оказалось, это мужья покупали своим жёнам билеты на шоу.

Сейчас 80% зрителей в бурлеске – это женщины. Это женское шоу, которое делают женщины: они продюсируют, занимаются рекламой, SMM. Всё это –  дело женских рук, и это прекрасно.

В России отношение к бурлеску неоднозначное. Некоторые обвиняют бурлеск в объективизации и сексуализации женщин, что ты насчёт этого думаешь?

Бурлеск, безусловно, – про красоту, но артистка должна выглядеть так, как сама этого захочет. Это красота на своих правилах. Мы ни в коем случае не подстраиваемся под какие-то стандарты. Если посмотреть на нынешнюю сцену, то можно увидеть женщин совершенно разных типажей. У меня, например, есть волосы на руках, я их не убираю, потому что считаю, что это моя красота, это – моё. Я не хочу подстраиваться под какие-то идеалы просто, потому что кто-то когда-то сказал, что женщина должна быть гладенькой. Всё это демонстрация женской красоты такой, какая она есть. 

Я считаю, что люди, которые выходят на сцену бурлеска, прежде всего стараются показать свой талант, а обнажённое тело – это средство выражения языка, троп, который помогает рассказывать свои истории, своё мнение зрителям. Конечно же, некоторые зрители приходят на выступления и критикуют, если на сцену выходит полная женщина. Это их право. Но полная женщина всё равно не перестанет выходить на эту сцену.

Как объясняется нагота в жанре? В чем отличие от стрипа?

В стриптизе нагота – это конечная, обязательная точка. Женщина или мужчина может выйти на сцену уже обнажённым и просто танцевать. Это красота тела. В бурлеске нагота не является обязательной. Больше внимания уделяется костюмам, а в самом выступлении часто существует некая история, читается смысл.

Есть ли в бурлеске стандарты/типаж внешности или это больше бодипозитивный жанр?

Это полностью бодипозтивный жанр. На сцене в бурлеск шоу можно увидеть абсолютно разных артисток. Один из ярких примеров – моя мама, которая внезапно этим вдохновилась и сама решила попробовать. Мы вместе придумали ей номер, образ и посыл. Номер строился на том, что она отказывалась быть калекой (на тот момент мама сильно травмировала ногу). В начале она выходит на сцену с костылем, в процессе выступления от него избавляется, в кульминации выкидывает костыль, и финал переходит в радостный праздник. Маме на время дебюта было 50 лет. 

В бурлеске никаких абсолютно границ: возрастных, по телосложению, ориентации или гендеру. Ты просто показываешь своё искусство и свой талант. Конечно же, есть общие правила, например, культурная апроприация. Это одно из самых ярких правил: не нужно применять на себя культуру другого человека.

Откуда обычно ты черпаешь вдохновение для своих номеров?

Я обожаю рассказывать свою личную историю. У меня есть номер, который для меня стал номером под названием «Звездочётка». Я делала его во время карантина, когда у меня начался ужаснейший mental breakdown (психологический срыв). Мне было очень тяжело, и я представляла себя летающим одиноким космическим телом. Постепенно я начала выходить из этого состояния и уже переосмыслила образ, который остался в моей голове. Я решила рассказать историю про выход из депрессии и начала выступать с этим номером. Оказалось, что он получил отклик в сердцах у многих людей.  Это так приятно, когда ты слышишь от людей, что они поняли, увидели и почувствовали. 

Самое запоминающееся выступление из твоей карьеры?

Обычно в этом случае артисты говорят: «Моё первое выступление», а я вот своё забыла (смеётся – прим. ред).  Я настолько погрузилась в выступление, что даже не заметила оператора, который бегал вокруг меня и снимал. 

Наверное, самое яркое было мое третье выступление в карьере и соответственно первое в Ladies of burlesque. К этому выступлению я готовилась достаточно долго, у меня был прекрасный макияж и костюм.

Перед моим номером выступала артистка, которая стреляла из хлопушек конфетти. Как оказалось, их не до конца убрали. Поняла я это, когда начала танцевать: у меня поехал каблук и я плюхаюсь, но делаю это красиво. И самое забавное, что это заметила только моя мама. Но главным моментом было не это. Номер называется «Змеица», как я его ласково называю, полное название –«Золотое сердце Змеицы». Смысл номера в презентации себя и то, как видят меня другие. Во время этого выступления в середине танца я делаю выпад, раскрываю веера, и во всем клубе гаснет свет. В этот момент один из зрителей снимал видео со вспышкой, и моё тело было освещено. Я решила не останавливаться и продолжить выступление. Все мое тело было усыпано блёстками, что переливались под фонариками телефонов, и под дикий шквал аплодисментов я закончила номер. Такое единение с публикой — что-то невероятное. 

Какой совет ты можешь дать начинающим девушкам в бурлеске? 

Прежде всего, верить в себя и в свои силы. В то, что ты можешь показать свой талант. На самом деле каждый человек хоть в чём-то, но талантлив: кто-то танцует, кто-то поёт, кто-то стихи восхитительно читает, кто-то рисует. Бурлеск прекрасен тем, что ты в целом вольна (или волен, если это бойлеск), делать на сцене всё, что тебе вздумается. Просто нужно найти свою нишу, отыскать любовь к себе, пробудить свою силу и усердно работать, если к этому лежит душа. И всё обязательно получится!

14 октября у Мари будет выступление купить билеты можно по ссылке.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.