Картинка

Игра со временем и пространством: первая персональная выставка Александры Тен «Рекурсия времени» в Иркутске

Экспозиция, где переплетаются личная память, история родного города и актуальные художественные поиски.

Со 2 ноября по 11 декабря в Центре современного искусства «Огонь» в Иркутске пройдет персональная выставка художницы Александры Тен «Рекурсия времени», куратором которой выступил Майкл Арутюнян.

В своей практике Александра работает с видео, фотографией, графикой, объектами и инсталляциями, но в основе каждого медиума для нее — перформативный жест, взаимодействие с пространством, временем и человеком. В экспозиции будут представлены как новые работы, созданные специально для иркутского контекста, так и произведения последних лет.

Мы поговорили с художницей о том, как формировалась выставка, об иркутском художественном сообществе и о том, каким образом она строит диалог со зрителем. Ее проекты соединяют образы и идеи, исследуя связь реального и воображаемого, прошлого и будущего, локального и универсального — раскрывая сложность человеческого существования в современном мире.

Александра Тен

Александра, как родилась идея выставки? Что стало отправной точкой?

Тема идентичности — одна из ключевых в моих работах. Иркутскую часть себя я долго отрицала, ведь именно в Москве, а не в Иркутске, я пошла в детский сад, школу и университет. В 2023 году Майкл Арутюнян предложил мне сделать персональную выставку, но тогда у меня не было идей. Уже сложно вспомнить, кто первым показал нам ЦСИ «Огонь» в Иркутске, но очень быстро стало ясно: именно Иркутск — то место, где я вижу эту выставку. Здесь есть о чем говорить и что исследовать. Майкл связался с ЦСИ, и с сентября 2024 года мы активно работаем над проектом вместе с Алексеем Талатаем и Василием Кузнецовым.

Вы создавали новые работы, опираясь на локальный иркутский контекст. Что именно вдохновляло в процессе работы?

Что обычно знают об Иркутске? Байкал, Бабр и декабристы. Это действительно важные и основополагающие темы, и оставлять их без внимания не хотелось. Но вместо классической репрезентации мне хотелось найти собственную интерпретацию. Так, бабушкино переложение мифа о Байкале и его семье стало основой моей новой большой работы «Семейные обстоятельства». Бабр в моем проекте предстает как пример классической бюрократической ошибки, а декабристы оказываются ключевыми фигурами в становлении иркутского драмтеатра. С театром я решила работать через постановку «Горе от ума» — любимую у декабристов. Так родилась идея видеоработы «Обеды, ужины и танцы». Самое большое вдохновение для меня — это возможность работать с другими.

Александра Тен «Обеды, ужины и танцы», 2025

Как  Вы для себя определяете понятие «рекурсия»? Как оно связано с вашим творчеством?

Рекурсия — это, по сути, самоповтор, игра с временем и пространством. На выставке этот принцип становится идейной основой: время (в нашем случае — прошлое), будь то историческое или личное, оказывается не линейным, а циклическим. Оно возвращается в настоящее, трансформируется и обогащается новыми смыслами через искусство, память, коллективное переживание и взаимодействие.

Есть ли в «Рекурсии времени» элемент личной автобиографии, или это исключительно коллективное, исследовательское поле?

Конечно, в выставке присутствуют и мои личные воспоминания об Иркутске, и небольшие размышления об искусстве. Этот подход мы с Майклом выбрали неслучайно: даже без медиации мои «байки» на стенах должны снизить порог входа и помочь зрителю лучше понять, как устроена выставка и о чем она на самом деле.

Как проходила работа над выставкой? Как долго Вы работали на объектами для нее?

По-разному. Часть работ — прошлых лет, но для выставки я создала семь новых произведений специально для Иркутска. Это в основном видео. Некоторые из них я делала прямо здесь, приехав за полтора месяца до открытия, чтобы работать вместе с иркутскими специалистами. В начале года я стала грантополучателем «ГЭС-2» на создание новых работ, и это дало мне возможность раскрепоститься и позволить себе больше экспериментов.

Мне особенно приятно, что выставку поддержало столько партнеров: галерея Бронштейна, «Голос улиц», оперативная типография «Вектор», фонд поддержки современного искусства «Сфера», NII SREDA, Elohovskiy Gallery и моя родная галерея SHIFT. Без их участия, поддержки и веры в проект эта выставка бы просто не состоялась.

Какой вопрос вы бы хотели, чтобы зритель задал себе, выходя с выставки?

Я думаю, что лучший вопрос, который может задать любой зритель на любой выставке: «Что это было?».

Как ощущается выставка, когда она проходит в родном городе? Есть ли в этом особое волнение?

Есть то, что невозможно вычеркнуть из биографии художника — место рождения. Я живу и работаю в Москве, но родилась в Иркутске. Для меня этот город долгое время был связан только с бабушкой и семейными воспоминаниями. Конечно, я волновалась, ведь не была здесь десять лет. Но удивительно, как быстро пришло ощущение дома: уже на третий день я поняла, как мне здесь спокойно и комфортно. Теперь Иркутск для меня — по-настоящему родной город, и я думаю, как мне повезло родиться именно здесь.

Нас с Майклом невероятно тепло встретило иркутское художественное сообщество. Я безмерно благодарна всем, кто помогал, поддерживал и принимал участие в проекте. Это огромное счастье — видеть такую искреннюю, свободную и смелую часть арт-среды в России. Здесь постоянно что-то происходит, люди не боятся действовать и пробовать новое. Иркутск — как глоток свежего воздуха, как чистая морозная вода.

Слева направо – Маруся Бычкова, Анна Макарова, Ева Куликова(Морра), Анна Чеботарева, Никита Елшанский, Яна Кауфман, Антон Илюшин (telo_bez_organov), Лена Сисилева

Мы также работаем над совместными проектами с кураторами и художниками. Никита Елшанский стал сокуратором Майкла в параллельной программе «Ночи искусств», проходившей в пространстве «Сияние» художника Степана Шоболова. Совместно с музыкальным объединением «Электроника» (Александр Бобров и Евгений Шешуков) мы создаем микстейп: ребята играют музыку, а я показываю видео.

Художник и куратор Василий Кузнецов (Впишите Имя) предложил мне поучаствовать в его проекте «САМ». Он работает с советским коллекционным набором спичечных коробков, выпущенным к 300-летию присвоения Иркутску статуса города. На увеличенных коробках с одной стороны сохраняется оригинальное изображение зданий и памятников, а с другой — появляется авторская интерпретация приглашённых художников. Я выбрала коробок с изображением «Краеведческий музей. Отдел природы». 

Невандальные городские интервенции Васи — это бережный подход к истории и культуре Иркутска. Лично для меня это еще и прекрасный образец сиюминутности. Некоторые коробки стоят в городе долго, а другие практически сразу пропадают и продолжают свой путь.

Кроме того, Василий — архитектор застройки выставки и соавтор работы «Бабр» о химере, которая появилась благодаря ошибке. Для лентикулярной печати сделана авторская рама. У нас с Васей непересекающаяся практика, но похожие взгляды на жизнь. Надеюсь, это не последняя наша коллаборация.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.