Молодая и талантливая художница Арина Франк работает со сложными и болезненными темами. Она исследует природу воспоминаний, исчезнувших в связи с травмирующим опытом, поднимает проблемы домашнего насилия и видимости женщин.
До 24-го февраля в музее ART4 проходит выставка Арины «Мама, ты где?»: о детской боли, судьбах женщин и их отношениях с матерями. Мы поговорили с художницей, чтобы узнать больше о новом проекте, процессе создания работ и феминистской оптике в современном искусстве.
«Я проделываю эту работу и каждый раз раню себя» — так Вы говорите о процессе создания произведений. Что даёт Вам силы снова и снова переживать сложные и даже страшные эмоции?
Утрата. Для меня процесс создания произведений во многом стал терапевтическим. До начала практики я мало что чувствовала или чувствовала так много раньше, в детстве и подростковом возрасте, что впоследствии затвердела. Я знаю, что злилась и не могла смириться с утратой всегда, но только сейчас в моей жизни появилась возможность делиться переживаниями так широко.
Вы подбираете медиум для сюжета, или сюжет под медиум? Как с технической точки зрения происходит процесс создания работ?
Я всегда думаю о медиуме и понимаю, что если есть возможность передать необходимое мне ощущение, использовав минимум, то я сделаю так и не стану применять сложный, дорогостоящий, труднодоступный материал как спецэффект. Но я делаю большую живопись. Это часть моей практики, где из меня на холст и обратно огромным сгустком вываливаются и крик, и страх, и ненависть, и всё тепло, что во мне есть. На крупном формате можно развернуть конфликт полярных эмоций и переживаний. Собрать всё вместе на одной плоскости.
Название выставки «Мама, ты где?» – про поиски матери через воссоздание воспоминаний о ней или поиски отголосков её образа внутри себя?
Думаю, что название в первую очередь про уязвимость и внутреннего ребенка. Про крохотные ручки, которые тянутся к огромному, почти бесконечному подолу. Юбка-облако, на которой безопасно и тепло. Дальше — падение, разрушение детства. Страх и одиночество — тёмное место внутри, откуда и звучит этот вопрос: «Мама, ты где?».
Какая из представленных работ появилась первой? Вы знали, что хотите видеть её именно такой?
«Апофеоз» – квадратный холст, состоящий из комнат — одна из первых живописных работ в моей практике. И одна из немногих, которая была детально проработана на бумаге. Зачастую я делаю быстрые монохромные наброски, которые сильно искажаются при переносе на большой формат.
Что для Вас быть художницей-феминисткой? Как вы ощущаете свою творческую миссию?
Иметь феминистскую оптику, без которой, на мой взгляд, сейчас невозможно воспринимать современное искусство. У меня нет миссии, но есть желание продолжить свое повествование.
Участвуете ли Вы в каких-либо инициативах, направленных на помощь людям, пострадавшим от домашнего насилия? Какие идеи или проекты Вам хотелось бы реализовать, в рамках освещения этой темы?
Я говорю о насилии, говорю о том, что пережила сама. Мне кажется, что помощь в контексте домашнего насилия начинается с обращения внимания на эту проблему. Я знаю, что рассказывать свою историю невероятно сложно, — страшно быть отвергнутой, столкнуться с непониманием и пройти через виктимблейминг. Но чем больше голосов мы будем слышать, тем проще станет говорить другим женщинам. Я бы хотела сделать мемориал жертвам домашнего насилия, когда это станет возможно.