В Центре современного искусства Винзавод проходит выставка про историю искусства нулевых «НИИ Архив. Ремонтаж». Проект открыл новое направление институции — НИИ Архив (Наука, исследование, искусство, архив) — и впервые представил архивные материалы, которые собраны за 17 лет активной деятельности ЦСИ Винзавод, а также двадцать произведений искусства из коллекции Фонда Винзавод. Первые работы Ульяны Подкорытовой, Евгения Антуфьева, Славы Нестерова и многих других можно увидеть в Цехе Красного до 19 января. Редакция ART FLASH побеседовала с художниками и узнала, каково это — представлять свою работу в начале карьеры и увидеть ее вновь спустя много лет в качестве тех, кто определяет арт-индустрию сегодня.
Ульяна Подкорытова «U» (2016)
Работа с персональной выставки «Косая», показанная на площадке молодого искусства СТАРТ в 2016 году.
Будучи родом из Брянска, Ульяна Подкорытова с удовольствием обыгрывает художественные реалии России и русскую традицию в разных медиа: керамика, видео, звук. В работе «U» Ульяна мифологизирует женскую косу, создавая особый художественный язык «косизма», иронически осмысляющий идею русского космизма. Что может быть монотоннее, чем плетение бесконечной косы? Что произойдет, если постоянно воспроизводить косы в разных материалах?
Голосовой перформанс часто сопровождает ее проекты. К примеру, на выставке «НИИ Архив. Ремонтаж» каждую субботу проходят сеансы со специальной медитацией от Ульяны, сопровождаемые заговором от всего плохого.
Ульяна: Для меня открытие на СТАРТЕ было большим событием, так как «Косая» являлась первой персональной выставкой. Я очень волновалась и готовилась не один месяц. Керамика сложна в производстве, и я помню, что скульптура не получилась с первого раза, я носилась по каким-то подвалам на Масловке с неподъемной косой, чтобы пережечь ее до нужного золотистого оттенка. На монтаж ко мне заглянула Светлана Баскова и сказала, что выставка «как-то слишком масштабна». Я еще больше испугалась, но, кажется, действительно немного переборщила с количеством объектов. В результате куратор Кирилл Преображенский уговорил меня спеть на открытии, и все прошло весело и с общим хором, наверное, меня спасло фортепиано.
Ульяна: Встреча со скульптурой «U» в 2024 году меня впечатлила, я поняла, что люблю ее, хотя мы не виделись почти 10 лет. Не могу похвастаться качеством работы, сейчас я леплю гораздо лучше, но меня вдохновил ее наглый (в хорошем смысле) масштаб. Часть образов в моей художественной практике кочуют из проекта в проект, так что, думаю, что меня до сих пор можно узнать по этой скульптуре. С 2016 года у меня было много выставок в России и международных проектов, не берусь судить о своем статусе, но я точно стала гораздо опытнее и сильнее.
Саша Браулов «Дом» (2023)
Работа была реализована в рамках IV Биеннале уличного искусства АРТМОССФЕРА 31 мая — 31 июня 2023 года.
Саша Браулов, дизайнер и художник из Санкт-Петербурга, в работе «Дом» создает тканевый коллаж дома, который, по его словам, строят все. Это целостный организм, в котором происходит единение всех клеток, у каждой своя задача. В наше время переезд стал стилем жизни, и уже в новых местах люди строят новые дома. Смена места работы, обстановки, желание найти более комфортное место для жизни заставляют включаться в процесс строительства дома, таким, как мы сами его себе представляем, из частей своих культурных кодов.
Саша: В силу особенностей техники я делал работу в Петербурге в течение примерно 4-5 месяцев. На Винзаводе основной задачей являлось ее повесить на заранее определенном месте. У меня были небольшие опасения относительно сохранности работы, так как она полностью тканевая, а большая часть моих уличных работ под воздействием осадков и внешних факторов довольно быстро теряли свой изначальный вид. Но в данном случае все прошло гладко. Работа выстояла.
Саша: Чего лукавить, был приятно удивлен, что работу отобрали для первой архивной выставки ЦСИ Винзавод. Тем более с таким составом участников. В связи с обстановкой в мире актуальность работы только увеличивается, что логично. Получилось, что после окончания выставки в 2023 работа «Дом» обрела свой конечный дом – Винзавод.
Слава Нестеров «Без названия» (2020)
Работа создана в рамках совместного проекта по продвижению начинающих художников Фонда поддержки современного искусства Винзавод и онлайн-платформы TEO by Cosmoscow.
Сегодня Слава Нестеров – один из самых известных художников молодого поколения. Он работает с демифилогизацией, мистицизмом и постисторией в таких медиа как инсталляция, скульптура и графика. Он родился в Перми, и поэтому в основе многих его произведений визуальные образы знаменитого звериного пермского стиля, архаической древней культуры, которую он соединяет с искусственным интеллектом, создающим причудливые объекты и конфигурации.
Взаимодействуя с органическими и неорганическими материалами, найденными объектами и предметами массового производства, Слава исследует случаи,
когда неведомое начинает себя проявлять и становится познаваемым и, наоборот, когда созданный человеком мир технологий, экономических и социальных механизмов перестает быть контролируемым и подвластным человеческому пониманию.
Слава: Сейчас на выставке «НИИ Архив. Ремонтаж» представлены две работы: скульптурный объект и видеодокументация перформанса. Я был резидентом Открытых студий Винзавода на рубеже 2019 и 2020 годов. Тогда я много экспериментировал с формой. Перформанс длился неделю, в течение которой, я не мог покидать Студии и должен был находиться порядка восьми часов в спальном мешке, ничего не есть, кроме того, что принесут мне зрители. В некотором роде это такой оммаж художнику Тэйчину Сье. С другой стороны, я говорил про проблемы, с которыми сталкиваются молодые авторы, и, в основном, я говорил про их социальную незащищенность. У зрителей была разная реакция — от непонимания, что происходит, до поддержки.
Слава: Когда увидел работы сейчас, я испытал странное ощущение. Я как будто вернулся на пять лет назад, во время, когда даже еще пандемия не началась. С тех пор безусловно многое изменилось, и было пройдено много уровней. Сейчас я продолжаю работать, создаю объекты, однако фокус интересов смещается в другие зоны. Сейчас я преподаю искусство.
Евгений Антуфьев «Олень» (2008)
Персональная выставка «Объекты защиты» 18 декабря 2008 года — 25 января 2009 года, проект СТАРТ.
Работа Евгения Антуфьева «Олень» была впервые представлена на персональной выставке «Объекты защиты» на площадке молодого искусства СТАРТ в 2008 году. Евгений создает собственный миф, образы, в которых он обращается к истории культуры, к конкретным произведениям и авторам, как бы рефлексируя и соединяя свой мир с миром избранных художников из прошлого. В работе «Олень» была важна история происхождения, родного региона художника — Республика Тува — и материальное ощущение вещи. Катализатором вдохновения для автора стала Тува как образ идеального дома, география места как часть судьбы. Идеальным материалом для воплощения стала ткань, хранящая память рода.
Евгений: Любое возвращение к старой работе – это возвращение по реке времени назад. Увидеть ее снова пробуждает очень ностальгические воспоминания, как встреча со старым другом. Отлично помню первую свою выставку. Винзавод, подвал проекта СТАРТ, ночной монтаж, снег на улице.
Евгений: Каждый год нужно стремиться стать новым человеком. Поэтому, конечно, эту работу делал другой я. Сейчас я редко работаю с тканью, но встреча с этой работой и небольшая реставрация швов снова пробудили желание поработать с тканью. Так что очень рад ее увидеть спустя столько лет. С тех пор было очень много проектов и больших выставок, но, наверное, никогда не было так волнительно, как на той первой. К тому же, как показывает время, эта выставка определила всю мою судьбу.
Предоставлено пресс-службой ЦСИ Винзавод
Устина Яковлева «Река» (2010)
Персональная выставка «Усть-Цильма» 4 июня — 27 июня 2010 года, проект СТАРТ.
Устина Яковлева использует очень тонкие, почти эфемерные, но материальные техники, использует метод автоматического письма, таким образом запечатлевая ход времени в его материальном воплощении. По ее словам, она создает работы без предварительного эскиза, позволяя композиции формироваться самостоятельно. Рисунки и объекты развиваются как живой организм, меняясь в течение работы. Отдельные элементы, такие как бусины, штрихи и линии, складываясь вместе, становятся сложно составными структурами, подобно тому, как отдельные клетки и молекулы, соединяясь, составляют живое существо. Художница пытается структурировать ускользающие психические переживания, будь то воспоминания об отношениях человека и пространства или чистый поток эмоций.
Устина:Эта работа была частью из серии холстов, показанных на моей первой соло-выставке под названием «Усть-Цильма», куратор Арсений Жиляев. Было очень волнительно и не верилось, что это происходит на самом деле. Было ощущение, будто я делаю шаг в пропасть и, что будет дальше, неизвестно, как примут зрители и профессиональная публика. В итоге все прошло очень хорошо, было много положительной обратной связи.
Устина: Увидеть работу сейчас было очень приятно. У меня было ощущение, будто я вернулась в тот период моей жизни, когда работала над серией. Я ощущаю эту работу очень юной и свежей. Сейчас расширились темы и материалы, с которыми я работаю. Мне было интересно оглянуться и вспомнить весь путь с 2010 года до сегодняшнего дня. Благодарна за этот момент!
Предоставлено пресс-службой ЦСИ Винзавод
Эти и другие работы художников представлены в экспозиции «НИИ Архив. Ремонтаж» до середины января. Подробнее узнать о том, как создавались объекты, можно из аудиогида или книги-каталога по выставке.
Выставка работает по 19 января 2025 с 12:00 до 20:00 в Цехе Красного ЦСИ Винзавод.
Посетить ее можно самостоятельно, воспользоваться аудиогидом или приобрести билет на медиаторский тур. Каждую субботу в 14:00 и 18:00 в пространстве экспозиции проходят сеансы акустического перформанса Ульяны Подкорытовой. К выставке организована обширная публичная программа.