Картинка

Бодипозитив на картинах художников: от Рафаэля до Фрейда

Чем прекрасен культ естественности в искусстве и почему картины с обнажёнными полными женщинами продаются за миллионы долларов.

С давних времен образ женщины вдохновлял художников по всему миру. На большинстве самых дорогих художественных полотен, как правило, изображена женщина: например, «Дора Маар с кошкой» Пабло Пикассо ушла с молотка в 2006 году за баснословные $95 млн, а «Бирюзовая Мэрилин» Энди Уорхола в 2007 году была продана за $80 млн.

Женщину, смотрящую на нас с картины, можно заметить на любой большой международной или частной выставке. Если вы попробуете собрать все такие картины вместе в одном помещении и развесить их по порядку согласно году создания, то с удивлением отметите, что типажи женщин, их фигуры, лица, внешность в целом будут динамично изменяться по мере смены определённой исторической эпохи. Всё это связано с общественными стандартами или, проще говоря, модой.

Типаж женщин на полотнах большинства художников всегда был тесно связан с представлениями людей об идеале женской красоты. Современные тренды на худобу, идеальные пропорции тела и плоский живот когда-то воспринимались совершенно иначе и считались даже некрасивыми. Бодипозитив же, несмотря на то что зародился лишь в XX веке, часто мелькает в работах величайших художников, начиная с эпохи Возрождения.

«Три грации» (Рафаэль, 1504)

Стиль: Возрождение (Ренессанс)

Время создания картин: XVI век

Фигуры людей на полотнах Рафаэля всегда разнообразны: мы встречаем атлетически сложенных мужчин и пышных женщин, обнажённых богинь и облачённых в одеяния матерей, полных младенцев и худощавых старцев. Даже образ Евы, первой женщины, у Рафаэля идёт в разрез с современными стандартами красоты.

Героини его картин обычно обожествляются, предстают перед нами в образе граций или святых. Несмотря на обнажённую натуру, картины нельзя назвать пошлыми или вызывающими. Наоборот, женские персонажи Рафаэля всегда возвышенные и одухотворённые.

«Венера перед зеркалом» (Питер Пауль Рубенс, 1612-1615)

Стиль: Барокко

Время создания картин: XVII век

Творчество Рубенса находится меж двух культурных эпох – Ренессансом и искусством XVII века, когда человеческая красота воспринималась как божественное воплощение на земле. Представление о женской красоте у Рубенса также соответствует духу времени: женщины на полотнах художника, как правило, изображались полными и с пышными формами, что в то время свидетельствовало о хорошем физическом здоровье, достатке и внутреннем величии.

«Дух мертвых» (Поль Гоген, 1892)

Стиль: Клуазонизм

Время создания картин: XIX век

Интересно, что большинство знаменитых картин художника были созданы в период его пребывания на Таити, потому и главными героинями шедевров Гогена стали таитянки. Упрямые, гордые и зачастую обнажённые жительницы острова стали героинями более 50 картин художника, а одна из них под названием «Когда ты выйдешь замуж?» в 2015 году была продана на аукционе за $300 млн.

«Надежда I» (Густав Климт, 1903)

Стиль: Модерн

Время создания картин: XX век

Многим из нас Густав Климт знаком благодаря своей картине «Поцелуй». Откровенно чувственные фигуры, воздушные и одухотворённые или же напряжённые, возбуждённые и даже разъярённые – женские персонажи у Климта всегда индивидуальны и неповторимы. Одежда и фон рядом с персонажами усыпаны золотым блеском так, что создаётся сказочная атмосфера – декорация для главных героев этой сказки.

Женщинам художник уделял в своих творениях особое внимание: при тщательном анализе картин Климта можно обнаружить, что на большинстве их них изображены именно женские персонажи – и это неспроста. Женщина для Климта всегда была существом божественным, высшим воплощением жизни. На полотнах художника женщина играет как положительные роли (матери, жены и любовницы), так и отрицательные (например, смерти).

Внешняя непохожесть женских персонажей на картинах Климта всё равно сводится к одному объединяющему факту – все женщины у него традиционно «неидеальные». Климт не искал идеалов красоты, не пытался нарисовать безупречную фигуру и лицо. Для него настоящая красота и состояла в её естественной непропорциональности и асимметричности.

«Танец (II)» (Анри Матисс, 1910)

Стиль: Фовизм и импрессионизм

Время создания картин: XX век

Являясь основоположником фовизма, Матисс перенёс эту дикость (а в переводе с французского фовизм означает «дикий») на свои полотна, отказавшись подчиняться общепринятым правилам и провозгласив своё искусство свободным. Такую свободу мы можем наблюдать и в характере женских персонажей художника.

Гордые и уверенные женщины Матисса совсем не стесняются своей «неидеальности», а наоборот, умело её демонстрируют. Волосы на теле, складки и пышные формы являются лишь дополнительным преимуществом женских персонажей.

Даже яркий шедевр Матисса «Танец» демонстрирует нам персонажей с совершенно разными по комплекции телами. Параметры фигуры героев становятся абсолютно бессмысленными, ведь ведущими чувствами на полотнах Матисса становятся внутренняя уверенность и личный комфорт: мужчины и женщины на картине полностью отдаются своим чувствам и наслаждаются, питаясь энергетикой танца.

«Сидящая женщина, вид сзади» (Эгон Шиле, 1917)

Стиль: Экспрессионизм

Время создания картин: XX век

За свою короткую жизнь (всего 28 лет) Эгон Шиле успел создать множество шедевров мирового искусства. Познакомившись однажды с Густавом Климтом, Шиле по его совету начал интересоваться эротизмом и попытался включить его в свои картины.

Драматичность, невротизм и нарочитая сексуальность – вот три определяющих вектора творчества знаменитого художника. Женские персонажи на полотнах Шиле почти всегда раздеты и откровенны, они не стесняются своего тела, а, наоборот, выплескивают свою сексуальность через край. Музами художнику часто служили обычные проститутки.

Очертания женского тела у Шиле всегда размыты и асимметричны, фигуры необычайно гибкие, а само искусство находится на грани разврата и невротической сексуальности. Вдохновляясь во многом трудами Фрейда, Эгон Шиле постоянно находился в поисках своего идеала красоты и нашёл его в беспорядочном хаосе.

«Обнажённая женщина на диване» (Люсьен Фрейд, 1984-1985)

Стиль: Натурализм

Время создания картин: XX-XXI век

Люсьена Фрейда по праву можно считать одним из самых интереснейших художников нашей подборки. Во-первых, потому что он был внуком основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Во-вторых, потому что Люсьен был одним из самых высокооплачиваемых художников современности, рисуя в основном лишь обнажённые женские фигуры.

Искусство Фрейда многих может напугать: художник действительно видит красоту там, где её не видит общественная масса. Пока большинство восхищалось и продолжает восхищаться худощавыми женщинами модельной внешности, Люсьен продал на аукционе свою «Спящую социальную работницу» за рекордные $33,6 млн.

Изображая на своих полотнах как женщин, так и мужчин, художник всегда стремился находить «фактурные» тела и лица и писал их без сглаживания и приукрашивания. Женщины Фрейда полные, раскрепощённые и, что сразу бросается в глаза, свободные. Они не стесняются своих форм. Именно у таких женщин есть чему поучиться.

К созданию нового шедевра Фрейд подходил основательно и мог рисовать сутками. Часто модели просто не выдерживали бесконечного позирования перед художником и засыпали. Но художник не терялся и рисовал их такими, какие они есть: спящими, хрупкими и прекрасными.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.