В рамках исследовательской программы «Коллекция. Точка обзора» Московский музей современного искусства предоставляет возможность познакомиться с отдельными явлениями и тенденциями искусства XX – начала XXI вв. В этот раз зрители могут посетить выставку произведений Александры Корсаковой – русской художницы, чьи многочисленные работы хранятся в фондах музея.
Корсакова прожила удивительную жизнь, события которой сильно повлияли на её дальнейшее творчество: в 20-е годы она занималась балетом, была возлюбленной Владимира Татлина, работала с ним над театральными и балетными постановками и лишь в период оттепели пришла к самостоятельному искусству. Вот, что рассказывает куратор выставки Оксана Воронина об образе жизни художницы:
«Она испытывала жгучий интерес к жизни, старалась уловить ритм современности, в поисках мотивов «ходила по объектам Москвы» (она называла это так, по свидетельству дружившего с ней коллекционера Владимира Цурко) и даже в преклонном возрасте посещала дискотеки, где увлеклась брейк-дансом».
На выставке работы Корсаковой представлены в хронологическим порядке, начиная с её балетного этапа. Первая из них – самая известная фотография Корсаковой-танцовщицы на третьем этаже.
Затем нарратив плавно переходит к эпизоду знакомства с Татлиным и их дальнейшей совместной работы. Этот отдел занимает третий этаж. Работа с Татлиным оказала колоссальное влияние на творчество художницы. Как написано в кураторской экспликации:
«Круглящаяся “упругая” линия нередко сочетается… с линией острой, царапающей», «”распаянные” же ноги и особенно руки… свидетельствуют о приобщении к эстетике искусства Татлина».
Татлин присутствует не только в художественных приёмах Корсаковой, но и непосредственно как герой в её работах: в картине «Незавершенный полёт» (1975) художница объединяет вечное стремление Татлина в будущее, через тернии к звёздам. Работа интересна и композиционным методом, а именно «не динамизирующей, остывающей диагональю, которая как бы хочет «»сломить” упрямого летуна».
Следующий отдел раскрывает ещё одну обширную тему творчества Корсаковой – восхищение писателями и поэтами. Художница «создаёт как портреты любимых авторов, так и графические или живописные интерпретации их произведений». В одном углу Цветаева соседствует с Рильке, а Бодлер – с Хлебниковым. В этих работах Корсакова уже больше использует цвет и с помощью него показывает своё отношение к героям. Например, такой подход виден в «Портрете Марины Цветаевой (перед смертью)». Лицо писательницы – это уже не исключительно графические линии, а глубокие чёрные пятна, плавно перетекающие в различные оттенки серого и коричневого.
Похожие живописные работы можно встретить в отделе, посвящённом городу и деревне. В работе «Притчи земли. Ностальгия» (1980-е) Корсакова как бы продолжает изучать различные оттенки коричневого и тёмно-синего, стремясь максимально повторить естественный цвет почвы.
Четвёртый этаж музея возвращает нас к «литературному» в творчестве Корсаковой и показывает её работы, посвящённые Федору Михайловичу Достоевскому. Здесь художница объединяет живописную составляющую своих ранних произведений («Мышкин у дома Рогожкина»,1970-е), с графическим наследием Татлина (картина «Катерина Ивановна», 1982).
Этот период также отличает большая концентрация на лицах. Из них художница «строит композицию так, что они теснят друг друга, воспринимаются как единое». В таких работах, как «Композиция по мотивам романа Ф. Достоевского «Идиот»» (1970–1980-е), видна эта интересная игра Корсаковой, с одной стороны, с очевидно религиозным подтекстом, с другой – с абстрактностью изображения черт лица и работой с цветом.
Отдельно хочется выделить зал, посвящённый графическим рисункам лиц героев из романов Достоевского. Как материал Корсакова использует уголь, тем самым добиваясь нужной гнетуще-давящей атмосферы, которая царит во всём творчестве писателя. Интересно также в этих портретах изображение глаз: почти всегда это чёрные, густо заштрихованные пятна, как бы втягивающие зрителя в хтонический мир Достоевского.
В конце выставки можно посмотреть документальный фильм «В поисках Александры» (1990), автор которого стремится посмертно изучить жизнь художницы. Какой она была? О чём думала? Кинематографисты по крупицам восстанавливают память о художнице, несмотря на скудность сведений.
В заключение надо сказать, что выставка творчества Корсаковой в ММОМА – это место для обязательного посещения каждого. Здесь можно не только углубить свои знания об искусстве 70-х – 80-х, но и изучить так редко сегодня встречающуюся фигуративную живопись.
Узнать больше о выставке и Александре Корсаковой можно в рамках образовательной программы, которая начнётся уже на этой неделе. Программа состоит из двух блоков: научно-теоретического и популярно-интерактивного. Вы сможете поучаствовать в дискуссиях, посетить экскурсии или мастер-классы. Подробнее о программе можно прочитать здесь.