В галерее a—s—t—r—a прошла сольная выставка художника Витая Барабанова «Хроники внутренней природы», над которой автор работал четыре года. В проекте были представлены cерии, передавшие эволюцию авторского подхода: от деконструктивистских графитовых и карандашных листов из «Perfect decay» 2019-го года, через практически полностью смытые акварельные пейзажи 2021-го, к драматичным абстрактным листам.
с 15-го по 17-ое декабря работы можно будет увидеть на ярмарке современного искусства |catalog|.
Мы поговорили с Виталием о первом опыте экспонирования в галерее a—s—t—r—a, а также задали вопросы основательнице галерее Алине Крюковой о процессе реализации проекта и итогах выставки.
Алина, чем интересен проект «Хроники внутренней природы» для галереи?
Так изначально сложилось, что a—s—t—r—a в выставочной программе комбинирует форматы. У нас три разных направления работы с художниками. Молодых мы ищем через постоянно действующий open call и показываем дважды в год в рамках цикла выставок a—s—t—r—a open. 24-го января состоится уже четвёртый выпуск, и сейчас, как раз до 15-го декабря, открыт приём заявок.
В рамках программы поддержки художников 55+ мы даем возможность состоявшимся художникам реализовать проект и реактуализировать высказывание, которое не было по тем или иным причинам услышано на арт-сцене до этого.
Резидентов же галереи и их проекты мы готовим и делаем как в стенах галереи, так и на музейных площадках. Выставка «Хроники внутренней природы» как раз относится к этой серии выставок и отмечает начало нашего сотрудничества с Виталием как с резидентом галереи.
Источник: архив пресс-службы
При работе с художником для галереи крайне важно его высказывание и тот теоретический материал, который стоит за работами. Именно поэтому вместе с открытием галереи в постоянном пространстве на Винзаводе мы запустили проект «Statement. Археология современности», в рамках которого в отдельных витринах галереи мы показываем манифест художника и одну его работу.
И концептуально выставка Виталия Барабанова, конечно, стала той территорией, куда всматриваться и погружаться можно долго. Авторы, с которыми Виталий в диалоге, темы и вопросы, над которыми он размышляет – всё это дает возможности для качественного исследования и изучения зрителем тем ходов, которые художник использует.
Было ли лично для Вас что-то новое и, возможно, радикальное в «Хрониках внутренней природы»?
a—s—t—r—a впервые работала с приглашённым куратором-галеристом, и в этом для нас абсолютная новизна. У Даши Ярцевой с Ириной Шульженко свой галерейный проект Deep List, и мне крайне интересно было получить опыт взаимодействия с коллегой.
Вопрос как к коллекционеру: может быть, у Вас есть какой-то любимый объект этой выставки, который вы планируете приобрести?
Конечно! У меня сейчас розовый период в жизни, и я просто влюблена в эту работу. Уверена, что каждый, кто был на выставке, влюблён в тончайшие работы на бумаге, которые особенно светятся своей тонкостью в брутальном оформлении! А зеркала? А алтарь? А чёрно-белая графика тени цветочного горшка? Мне все работы Виталия нравятся.
Получилось ли воплотить то, что Вы задумывали? Что для Вас является самым главным достижением в этой выставке?
Выставка удалась. Мы получили огромное количество замечательных отзывов, и многие работы обрели новых владельцев. Но главное – мы получили качественную обратную связь и интерес к работам и Виталию от коллег, что, наверное, является самым ценным именно для галериста.
Расскажите немного о ближайших планах галереи. Какие проекты уже запланированы для реализации?
Наши планы, как капканы, которые мы сами себе расставляем и в неволю к которым с удовольствием попадаем. 5 декабря открылась большая выставка Гоши Острецова «Готовый мир будущего от РОБОБЮРО», которую он готовил последние полгода в мастерских Сводов ГЭС-2. С 14-го по 17-е декабря участвуем в ярмарке современного искусства |catalog|, которую проводит Ассоциация галерей, и где всех ждём. До 15-го декабря принимаем заявки от художников на новый выпуск a—s—t—r—a open vol.4, которую откроем 24-го января.
Также в декабре запускаем постоянный цикл бранчей с художниками совместно с рестораном Il Matto. Первым будет как раз встреча с Гошей Острецовым. На 2024-й год готовим музейный проект с Сергеем Сониным и Еленой Самородовой в ММОМА, участие в ярмарках, проект в Дубае и многое другое.
Виталий, расскажите, как Вы пришли непосредственно к работе с изобразительностью?
Очень долго после учебы в разных учебных заведениях я формировал свой язык. После экспериментов со скульптурой и живописью действия в 2017-м начал первые попытки работы с изобразительностью в мастерской Центра «Красный». Осознанным началом работы с «изобразительным» проектом считаю 2019-й год.
Источник: архив пресс-службы
Почему Ваш выбор пал именно на исследование взаимосвязи своих психоэмоциональных состояний и памяти о местах, куда Вы возвращаетесь в своем воображении?
Для меня «изобразительный» проект изначально складывался как очень личный. Посредством традиционных медиа – живописи и графики – я начал исследовать себя, свои настроения и состояния. Позже это обрело выраженную ритуальность и мифологию.
Ваши картины «путешествий» вглубь собственного «я» балансируют между абстракцией и реалистичным изображением. С какими материалами Вы экспериментировали, чтобы добиться необходимого визуального результата, прежде чем ваш выбор пал на акварель?
Первые серии были выполнены с помощью традиционных материалов графики на бумаге: угля, сангины, сепии и соуса. Параллельно с этим я начал экспериментировать с ними на хлопке и холсте. Именно на холсте стал появляться цвет – очень разбавленные масляные краски. Отсюда появились эксперименты с акварелью, тушью, пигментами и связующими.
Источник: архив пресс-службы
Создавая все представленные на выставке картин, Вы придерживались правила, что картину нужно закончить в тот же день, когда Вы начали работу над ней. Как Вы понимаете, что произведение закончено? Есть ли у Вас какие-то критерии в этом плане?
Да, главный критерий – это то, что законченное произведение становится моим внутренним автопортретом в каждый конкретный день.
Смотря на полотна разного размера, внутренний диалог у посетителей складывается по-разному. Чем обусловлен выбор размера полотна в момент написания картины?
В начале «изобразительного» проекта получалось, что в данном медиуме, чем больше размер, тем больше вызов самому себе, так как любую работу нужно тоже закончить за один день. В целом, я сейчас уже считаю, что пришёл к «безразмерности» и выбор размера сегодня – это больше вопрос внутреннего желания.
Источник: архив пресс-службы
В одном из интервью Вы сказали, что выводы, к которым Вы приходите, заканчивая один проект, являются отправными точками для решения задач в новых. Какие у Вас творческие планы на ближайшее время?
Дальше развивать «изобразительный» и «органический» проекты. Продолжать экспериментировать с материалами и техниками. Возможно, начать работать с объёмом.
Источник: архив пресс-службы